КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 02.06.2011
23:38  В Кыргызстане суд выпустил из-под стражи имама мечети, обвиняемого в махинациях с хадж-визами
22:07  О.Храбрых: Смерть ластоногим. Каспийских тюленей осталось всего 100.000. Виноваты пестициды?
21:04  "Э-К": Продам внука. Недорого. В Кызылорде бабушка продала своего годовалого внука за 100 тысяч тенге...
20:02  Ближний Восток опасается "арабской зимы", - интервью "РГ" вице-премьера Израиля Моше Яалона
19:42  Министр нефти Ливии Шукри Ганем бежал от Каддафи и поддержал оппозицию
19:21  Страсбургский суд запретил России экстрадировать на родину таджикского бизнесмена и экс-депутата Джураева
19:00  Новым президентом Латвии на внеочередных выборах избран Андрис Берзиньш

18:39  Последнее китайское предупреждение. Google обвинил Китай в атаке на Gmail
17:36  М.Иволгин: Венско-лондонская паранойя Рахата Алиева
16:25  А.Башкатова: На месте СССР образовался союз антисоциальных государств
11:43  Эксперты ООН: глобальная война с наркотиками провалилась
07:24  Кыргызстанки примут участие на конкурсе "Мисс и Миссис Азия США 2011" в Лос Анжелесе (фото)
06:41  Некитайский Китай. Одно из главный впечатлений от СУАР - что это Центральная Азия, а не "стандартный" Китай
06:39  Шенген от Минска до Астаны. С 1 июля в Таможенном союзе отменяется внутренний таможенный контроль
03:07  КНП Казахстана собрала средства для реабилитации детей-инвалидов
02:56  В Кыргызстане гигантскими темпами распространяется детский алкоголизм
02:49  Н.Гнеденко: Рыцари меча и рифмы. Творческая интеллигенция Казахского ханства исповедовала и пропагандировала идеи...
02:48  В.Билан: Антикитайская "анаконда". Закулисная геополитическая игра на Большом Ближнем Востоке
02:46  Т.Кененсариев: Основные этапы борьбы за независимость кыргызского народа и проблемы суверенитета
02:44  Е.Чернецов: Толерантный тупик. Россия вышла на первое место в мире по либерализации миграционного законодательства
02:41  Т.Орлова: Корпоративное управление в Киргизии - дверь в комнату, где есть деньги
02:39  Д.Поздняев: Проповедь среди "драконов". В зарубежной Азии священники РПЦ как нигде чувствуют себя миссионерами
02:35  А.Амалбаев: С правыми и левыми. Государственное строительство в Казахстане - многофакторный процесс
02:28  В.Осипов: Афганский трек иранской внешней политики - оружейный аспект
02:24  Г.Гиздатов: Медиаторы Великой степи. Народные судьи Казахского ханства выполняли удивительно простую и полезную для всех функцию...
02:19  Times of India: Россия оскорбляет Индию, отменяя военные учения
02:15  А.Кушкумбаев: Хроники эпохи героев. Вынеся тяготы Джунгарских войн, казахи осознали себя единым народом
02:12  И.Досмукан: Жемчужина Прикаспия - природный резерват "Ак Жайык"
02:10  Ю.Щегловин: Монархии Персидского залива готовятся к отражению иранской угрозы
02:05  М.Саакашвили: "Единственный путь это противодействие агрессивной российской политике на Кавказе, являющемся ключевой дорогой в ЦА" (интервью)
02:02  П.Аксенов: Готова ли ОДКБ ответить на вызовы?
02:00  Таджикский госуниверситет права, бизнеса и политики вернет студентам незаконно собранные деньги
01:58  "World Tribune": ШОС становится альтернативой Западу в Азии
01:56  И.Берг: "Арабская весна" в тунисском формате
01:53  Н.Джавадова: Баку превращается в модную европейскую столицу
01:21  Чогьял Намкай Норбу: "В словах Будды нет религии"
01:09  Россия и Монголия построят общий заповедник
01:04  Что такое "ПЛ" и "Отряд реабилитационных проектов". Экс-начальник юридического отдела Армстронг разоблачает секту сайентологов
01:02  В.Дзагуто: "Росатом" борется за чистый Дорнод. От Монголии требуют урана без юридических рисков
00:59  "Э-К": Проклятие антилопы. Казахстанских сайгаков губит ядовитая трава?
00:58  "Къ": Китай доплатил России за нефть. Но противоречия между "Роснефтью", "Транснефтью" и CNPC сохраняются
00:55  Р.Абдуллаев: Информационная война обиженных против Узбекистана
00:05  В Синьцзяне засняли на видео Канасское "Несси" (фото). Туристы снова увидели дракона
00:00  Во Вселенной израильские ученые открыли гигантские Белые дыры
Среда, 01.06.2011
23:19  Фестиваль "Кыргызское наследие" прошел в Вашингтоне
23:13  Н.Кабиров: Чем разнятся Таджикистан и Египет?
21:33  Б.Мусаев: Она мечтает петь в Узбекистане...
18:02  А.Гударзи: Рассуждая о не запретном
14:31  Парижский петродиалог. Ежегодный Саммит СНГ по нефти и газу
10:21  Минобороны Кыргызстана опровергает информацию правозащитников о призыве в армию несовершеннолетних
09:02  Le Figaro: "Арабская весна" - ключевая роль России
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Н.Гнеденко: Рыцари меча и рифмы. Творческая интеллигенция Казахского ханства исповедовала и пропагандировала идеи...Н.Гнеденко: Рыцари меча и рифмы. Творческая интеллигенция Казахского ханства исповедовала и пропагандировала идеи...
02:49 02.06.2011

Рыцари меча и рифмы

Творческая интеллигенция Казахского ханства исповедовала и пропагандировала идеи национального государства с сильным лидером. Но это не мешало ей критиковать власть

В XVI веке информационное пространство мира было намного меньше современного, но это не исключало возникновения общих идейных мотивов на Востоке и Западе. Томас Мор в Англии и Никколо Макиавелли в Италии создают эскизы утопических государственных систем, а казахские поэты Асан Кайгы и Ахтамберды-жырау воспевают благодатную землю. Главными действующими лицами философских утопий и в Степи, и в Европе являются идеальный сильный государь и "мыслящее население". Государи в свою очередь с удовольствием воспользовались идеями "родных" философов для укрепления абсолютной власти, а на чересчур "активную" критику ответили репрессиями.

Степные рокеры

Творческая интеллигенция формально не принадлежала к аристократии Великой степи (не являясь потомками ни Чингис-хана, ни сподвижников пророка Мухаммада). Это были в основном дети племенных руководителей и судей. Но и дети состоятельных кара-суйек были достаточно хорошо по тогдашним меркам образованы: их обучали читать и писать, свободно держаться как в седле, так и в высшем обществе. Кроме того, им прививались военные навыки. Не каждый житель Великой степи был грамотным, но каждый был воином - это было жизненной необходимостью.

Музыкальные и литературные способности не были чем-то само собой разумеющимся, а скорее приятным дополнением. Кочевники, как и древние греки, и средневековые европейцы, удачно совмещали стихи и музыку, создавая различные виды эпоса. Содержание песен степняков варьировалось от легкого и непринужденного до мрачного, глубокого и философского.

Средневековым жырау их творчество позволяло высказать "наболевшее" властям, в большинстве случаев, не боясь "цензуры", разделить переживания с массами. Стержневой основой лирических толгау были чувства и эмоции, эдакие средневековые рок-баллады, только вместо гитары была домбра, а вместо виолончели (для любителей симфонического звучания) - кобыз. Породистый скакун, неотъемлемая часть жизни уважаемого воина-номада, дополняет получившийся образ.

И тут напрашивается оригинальная параллель с японскими самураями, провозглашавшими единство "меча и кисти". Казахский идеальный муж объединял силу меча и мудрую красоту поэтического слова. Кандидат исторических наук Назира Нуртазина уточняет, что казахские жырау были поэтами-суфиями и воинами, и отмечает: "Казахские поэты всегда в первую очередь были моралистами, блюстителями нравов, воспитателями народа".

Но моралистикой в Степи сыт не будешь, а основным занятием тогдашней творческой интеллигенции была административная, канцелярская и протокольная работа: командир воинского подразделения, судья, писарь, посол. Айтеке, кроме того что был бием - судьей Младшего жуза, был военным главой рода, создавал философские толгау: "Гнев - это текущая вода,// Если расчистить - пусть побежит,// Ум - это река,// Если запрудить, остановится".

Казыбек би, будучи неоднократным послом к джунгарам, несколько раз выручал Абылай-хана из плена своим ораторским даром красноречия. Предания гласят: Галдан-Церен не мог возразить словам Казыбека и освободил 90 пленных вместе с Абылаем. Но би не во всех вопросах был солидарен с ханом, а тот стремился отстранить главного судью Среднего жуза от активной внешней политики.

Нередко жырау были воспитателями степных царевичей. Например, Чокан Валиханов указывал на то, что Бухар-жырау был наставником Абылай-хана с юных лет, что подтверждается в жырах самого лирика: "Когда тебя я видел в те года,// Ты был, как кобчик, маленький тогда".

Идеальный государь - идеальное государство

В период укрепления государственности любой стране если и необходима какая-то литература, то это литература государственного служения. И жырау сформировали такой пласт - поэзию, воспевающую образ сильного государя, достойного прославления. Образы подобного достойного лидера брались как из прошлого, так и из настоящего. Но жырау, как и любая творческая интеллигенция, не переставали быть совестью эпохи, поэтому за панегириками существующей власти нередко следовали критические замечания.

Прослеживается преемственность дочингисовой эпохи Восточного Ренессанса с его ярчайшим продуктами - социально- этическими трактатами Абу Насра аль-Фараби, "Благодатным знанием" Юсуфа Баласагуни и анонимной "Книгой Коркута", центральной темой которых является утопическое государство. Конкретных исторических фактов, подтверждающих непосредственное знакомство казахских жырау с трактатами мыслителей Восточного Ренессанса нет, но многие их идеи были логически дополнены.

Советник первых казахских ханов Джаныбека и Гирея - Асан Кайгы, рассуждая о несчастье, говорил: "Правитель, не знающий, как вести // К довольству наследие свое - народ,// Каким бы ни был хорошим он, // Для тех, кем он правит, - несчастье".

Подобные мысли были приемлемы не только для философов Степи, эти тенденции прослеживаются у представителей европейского Возрождения. В пример можно привести "Тирана" Колюччо Салютати или "Государя" Макиавелли. Для Леона Батиста Альберти идеальный правитель был идеальным архитектором, мудро и гармонично проектирующим и строящим свой город для предотвращения возможных недовольств и обретения счастья (аналогия с "Трактатом о взглядах жителей добродетельного города" Абу Насра аль-Фараби).

В обращениях Шалкииза к князю Темиру жырау подчеркивает несоответствие реального повелителя возвышенному образцу властелина, воина и мудреца. В первом обращении к Темиру жырау, который был в немилости, восхваляет повелителя: "Ты - мой гордый статью конь арабский, // Мой скакун гнедой, // Ты - мой меч в бою разящий, // Рукоятка с вязью золотой…". Шалкииз - классик метода жырау, состоящего из нескольких слагаемых: первоначальное прославление правителя, его идеализация, воспевание всех его добродетелей и тут же либо просьба, либо критическое замечание хану.

Судя по дошедшим до нас толгау, их внешний панегирический характер не исключал горделивого возвышения некоторых жырау над правителем (за что и Шалкииз, и Жиембет периодически попадали в опалу). Впрочем, поэты не умаляли роль справедливых правителей, но подчеркивали их заслуги.

В XVIII веке примером данного подхода является Бухар-жырау Калкаманулы - последний представитель классической поэзии жырау, выступал и как поэт-импровизатор, и как государственный идеолог - советник хана Абылая. Для него Абылай был идеальным правителем, как Лоренцо Медичи для Макиавелли, тем, кто должен был объединить страну и создать из нее ту идеальную Жер Уюк, что искал Асан-Кайгы, то государство Добра, которое описал аль-Фараби.

Жырау могли и критиковать правителей, ведь общественное мнение было на стороне поэтов, которых считали подлинными патриотами и чьим красноречием восхищались. Это с тех времен назло любой цензуре казахи говорят: "Можно лишить головы, но не слова".

В шаге от сепаратизма

Стремление к идеалу нередко расценивалось как сепаратистские настроения, за что "народных трибунов" частенько ссылали в пограничные районы, где многие и заканчивали свою жизнь или жили до смерти недовольного хана. Сохранились три толгау-обращения Жиембета-жырау к Есим-хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам.

В толгау-обращениях к хану Жиембет иллюстрирует свою карьеру: вместе с ханом борется за возвышение государства, но потом переходит в оппозицию к своему властелину и попадает в немилость. Из произведений Жиембета понятно, что он был очень влиятельным лицом, мог говорить с правителем на равных и открыто высказывать свое мнение по поводу ханской самоуверенности и недальновидности, стратегических ошибок при ведении боя. В толгау автор напоминает властелину о тех днях, когда хан нуждался в нем и нисколько не пренебрегал его помощью: "С тех пор, как помню я себя, для хана // Не я ль служил опорой неустанно?// Не я ль тебя поддерживал, когда // Грозила дому ханскому беда?// Поверь, мой хан, тебе придется туго // Без верного советника и друга".

Он даже угрожает Есим-хану местью за нанесенные жырау и его брату обиду и оскорбление. Такая смелость была обусловлена не только свободолюбивой традицией, но и общими заслугами перед ханом. Ведь Жиембет был одним из избранных, вместе с судьями и беками поднимал хана на белом войлоке, всегда был рядом, поддерживал и словом и делом как в военное, так и в мирное время. К тому же Жиембет был предводителем сильного и многочисленного рода в Младшем жузе, славившегося своими батырами и воинственностью, сам жырау обладал авторитетом и пользовался популярностью и как жырау, и как би, и как батыр, и как искусный оратор. Но, несмотря на все заслуги и положение, Жиембет-жырау был сослан в пограничные с джунгарами районы ханства, где, по одной версии, он скончался, а по другой - после кончины хана Есима в 1645 году возвратился на родину.

Старая песня на новый лад

Жизненный путь творческой элиты Казахского ханства практически всегда был трагичен. Идеалисты, они старались не только сами жить по законам морали и справедливости, но и других направить, как им казалось, по "единственно верному пути". За оппозиционные взгляды биев и жырау игнорировали (что могло восприниматься как обида и оскорбление), отправляли в ссылку, отстраняли от ханского двора, в опалу могли попасть даже родственники "провинившегося", но не лишали головы, как это случилось с Мором. Хотя в большинстве случаев свою жизнь они заканчивали, как воины, - в бою. "О прошлом, о будущем что мне жалеть! // Мне не о чем в жизни своей сожалеть. // Я пал пред Мамаем самим, храбрецом, // Я пал как герой - не жалею о том", - утверждает Доспамбет-жырау.

После присоединения к России в Казахстане возникнут два "крыла" творческой интеллигенции. Одно (акыны) продолжало национальные традиции в старом стиле - изустно, на айтысах, а другое (европейски образованная казахская интеллигенция) - в новом, письменно, в политических газетах и поэтических сборниках. Но традиция этатистской подачи гражданской лирики сохранилась и в XX веке.

Наталия Гнеденко

***

Из обращения Бухар-жырау к хану Абылаю

Взошла звезда удачи над тобой,
И повалил народ к тебе толпой,
И алаши, твой каждый жест любя,
Взирают, как на Бога, на тебя.

Кого накажешь, а кого простишь,
И жизнь твоя – как утренняя тишь.
До поднебесных, голубых высот
Могущественный голос достигает.
Не сосчитать – ведь их всех тьмы и тьмы,
Рабов, что отпустил на волю ты…

Ты гостей принимал под сенью шатра,
Угощеньем была им мяса гора,
И ко всем твоя милость щедра.
Так кому же зреть Бога, как не тебе,
Проводившему жизнь с врагами в борьбе.

Источник - Эксперт
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1306968540


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх