Т.Байтукенов: Убить дебила. Популярная игра - "обсуждение казахского кино" 00:06 03.06.2011
Убить дебила
Из всех видов доступных народу развлечений наиболее интересной и популярной постепенно становится игра "обсуждение казахского кино". Она проводится повсеместно, а принять участие в ней может практически каждый желающий. Поскольку игра очень демократична, правила не установлены, участники очередного тура могут спокойно делать, что хотят: распускать перья, танцевать с бубном, давать жару, набивать цену и так далее. Как правило, действие сопровождается процессом массового оспаривания возбужденных участников. Очередной праздник мысли и души состоялся в Институте политических решений под лозунгом "Казахстанское кино: без зрительских симпатий".
Открыла заседание киновед Гульнара АБИКЕЕВА с презентацией о перспективах развития кинематографа Казахстана. Она благоразумно не стала вдаваться в заведомо опасные субъективно-оценочные эксперименты, ограничившись констатацией известных фактов и сделав осторожный прогноз на будущее. По мнению киноведа, в скором будущем Казахстан будет способен производить по 50 кинокартин в год (прогноз на 2011 год - 25 фильмов), что поможет повысить лояльность отечественного кинозрителя к местному продукту. - Я сознательно сделала презентацию такой неострой, непроблемной, - сказала г-жа Абикеева. - На мой взгляд, все развивается позитивно.
Но как бы ни старалась Гульнара Ойратовна транслировать свой оптимизм аудитории, волна мощной критики поднялась на раз. И не раз. - А почему вы в презентации приписываете фильм "Тюльпан" к победам казахского кино? - справедливо задался вопросом режиссер Ардак АМИРКУЛОВ. - Он снят вопреки общей политике кинематографа Казахстана, а не благодаря ей. Так хорошо ли снимать "тюльпаны"? Или все-таки плохо? Мы должны определиться. То же самое с "Келiн". Кстати, "Тюльпан" ДВОРЦЕВОГО и "Келiн" ТУРСУНОВА в презентации Абикеевой были отмечены как ленты, подвергшиеся критике за "неудовлетворительный имидж страны". В этом кроется корневая и, можно сказать, философская наша проблема: как только мы снимаем хорошее кино, то сразу выясняется, что имидж страны в этом фильме неудовлетворительный. А если имидж удовлетворительный, то неудовлетворительным получается кино. Выхода из этой ситуации всего два - и оба до безобразия просты: удовлетвориться существующим имиджем или удовлетвориться существующим кино. И тогда все у нас получится!
Следующее слово было за главой студии "Танарис", экс-президентом компании "Казах-фильм" Сергеем АЗИМОВЫМ, и тот не подкачал. Как человек, мыслящий глобально, кинодеятель не стал замыкаться строго на вопросах функционирования кинематографа. Немного поразмышляв о духовном превосходстве советского кино над западным (Волга впадает в Каспийское море), режиссер заявил: - Я не согласен с идеологией, которая насаждается нашими СМИ, газетами "Караван" и "Время"... Вот газеты пишут о том, что человеку не хватило три рубля на водку, он пошел и вырезал всю семью. Это делается регулярно и методично. Нагнетается "чернуха". Они думают, что таким образом сохраняют объективность. Но на самом деле это оболванивание. У ДОСТОЕВСКОГО Раскольников тоже зарубил бабушку топором. Но у Федора Михайловича есть понятия греха, совести, чести, достоинства. В этом принципиальное отличие. Время поджимало, и Азимов завершил свою мысль, хотя наверняка мог пойти дальше в анализе рынка печатной продукции и сравнить, скажем, журнал "Плейбой" с творчеством Льва Николаевича ТОЛСТОГО. Взял свежий номер, полистал, потом его спросили, что думает о нем, а он отвечает: "Да вы знаете, не "Анна Каренина"-с!" Что касается отечественного кино, то Сергей Жумабаевич заявил прямо: - Большинство казахстанских лент снимается дебилами и для дебилов. К сожалению, руководитель "Танариса" не уточнил, кого и что конкретно он имел в виду. Наверное, не "Мамин рай", который студия Азимова недавно закончила и представила на фестивале "Бастау". По сюжету картины мать вынуждена проституировать и отдаваться за ношеную куртку, чтобы прокормить своих детей. Ну какой дебил такое снимет? Кстати, автор еще до заседания прогнозировал, что обсуждение казахстанского кино в целом выльется в нападки конкретно на "Казахфильм", поскольку это давняя и нерушимая традиция. Так получилось и на этот раз, причем особенно неумолимо рубили с плеча правду-матку два бывших руководителя "Казахфильма" - Азимов и Амиркулов. Досталось компании по всем фронтам - от невнятной политики и идеологии до непрофессионализма сценарно-редакционной коллегии. Увлекшись, Ардак Жамансариевич даже нанес удар ниже пояса главреду "Казахфильма" Дидару АМАНТАЮ: - Скажите, кто в вашей коллегии закончил ВГИК?
Будь на месте Амантая какой-нибудь не закончивший ВГИК Андрей ЗВЯГИНЦЕВ или КИМ Ки Дук, они бы просто не знали, куда деваться от стыда, а вот смутившемуся Амантаю ничего другого не оставалось, как ответить, что член коллегии Бекболат ШЕКЕРОВ таки закончил Всероссийский госинститут кинематографии с отличием. Впрочем, повышенный интерес к самой большой киностудии страны совершенно логичен - на ее финансирование идут бюджетные средства. Недавний разворот компании в сторону зрительского кино - давайте на народные деньги дадим народу посмотреть кино - привел к непредсказуемым результатам. Дело в том, что самые "золотые" времена кино независимого Казахстана пришлись на конец 80-х- начало 90-х - на то время, когда собственно в Казахстане его никто не видел. Режиссеры "новой волны" снимали разные фильмы, ездили по фестивалям, а местной публике оставалось верить редким новостям об очередном признании казахского кинематографа там, в краю далеком. А потом наше кино массово пошло в прокат. И увидели зрители его, и поняли, что лучше бы не видели. Неудовлетворительным оказался имидж национального кино! Именно с тех пор стало появляться много "круглых столов" и заседаний, на которых постоянно говорят о том, что же делать с казахским кинематографом и куда ему двигаться. Где его идеология, национальный характер? Где интеллектуальность, где сердечный порыв, а?
- Наше кино напоминает маленького, слабенького, подслеповатого ребенка, - взволнованно заявил режиссер "Кайрата-чемпиона" Денис КУКЛИН. - Он недавно родился, а мы требуем от него, чтобы он был красивым, гантель поднимал, стометровку бегал и еще всех добру учил. Дайте немного ему вырасти! - Ты что, хочешь такое кино снимать и еще хорошим остаться? - Сергей Азимов, как всегда, был на страже интересов страны. До следующих, приятных встреч.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, 2 июня 2011 |
|