Э.Боталиева: Кыргызстанская дилемма. Меняем семью на веру? 00:39 03.06.2011
Меняем семью на веру?
02/06/11 15:27, Бишкек – Элиза БОТАЛИЕВА
Затянувшийся переходный период, безнадежное социально-экономическое положение общества, политическая нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне заставляют кыргызстанцев искать в жизни точку опоры. И многие обретают ее в религии.
Примкнуть к той или иной группе верующих в Кыргызстане проще простого: различного рода религиозных течений в стране пруд пруди. Объясняется такое многообразие просто: на заре становления государства наблюдалось полное отсутствие каких-либо нормативно-правовых актов в этой сфере. Принятые позже законы положение только усугубили. Слишком либеральное законодательство привело к увеличению различных религиозных направлений, о которых раньше и не слышали.
Наряду с традиционными для Кыргызстана религиями - исламом и православием - появились доселе неизвестные народу вероучения, которые начали стремительно втягивать неискушенных кыргызстанцев. Особенно представительниц прекрасной половины человечества. Кто не встречал опрятно одетых, милых бабушек, симпатичных молодых женщин, которые звонили в двери и ненавязчиво начинали разговор на любую тему - об отсутствии в обществе духовности, о насилии в семье, о том, как обрести уверенность в себе, лишь бы зацепить собеседника?
Обращение к женщинам вовсе не случайно. Они издавна находятся под пристальным взглядом различных сект, экстремистских и радикальных религиозных организаций, прозелитов. Ведь именно семья и воспитание предопределяют духовное развитие ребенка. Не секрет, что воспитанием детей в нашей стране в основном занимаются женщины, мужчины привлекаются к процессу изредка, в критических случаях. Потому многие религиозные направления основным инструментом распространения своего вероучения избирают женщину, а в нынешних реалиях ее особый типаж - социально уязвимая женщина. Существует масса примеров, когда для привлечения новых адептов активисты различных религиозных организаций идут в малоимущие, многодетные семьи, особое внимание уделяя матерям-одиночкам. Личные трагедии, потеря мужа, экономический кризис, отсутствие поддержки родственников и безработица являются прекрасным поводом для того, чтобы исповедаться, опереться на руку друга. Ее умело и вовремя, в отличие от государства, протягивают представители религиозных течений.
Поздней осенью в одном из пригородных сел появилась одинокая женщина с тремя маленькими детьми. Муж бросил, его родственники отвернулись, свои же - слишком далеко. Обустроилась в однокомнатной времянке с дырявой кровлей и побитыми окнами. Добрые люди помогли - кто одеждой для детей, кто продуктами, кто домашней утварью. Дети были приучены к тяжелому труду, нанимались к крестьянам, работали на поле. Через несколько месяцев семья исчезла, никто не знал, что с ними сталось. Позже выяснилось - в соседнем селе одна религиозная организация дала матери постоянную работу, крышу над головой, дети стали учиться. И все это с одним условием - чтобы она постоянно посещала их собрания, слушала лекции. Мы не знаем, осталась ли она там, поменяла ли ислам на другую веру или нет. Однако ответ очевиден, как и то, что ее дети в выборе духовного пути последуют за ней.
Аналитики отмечают, что в последнее десятилетие повысилась религиозность именно женской части населения Кыргызстана, в частности представительниц кыргызской национальности. Много женщин-кыргызок стали прихожанками христианских религиозных организаций. Параллельно увеличивается число молодых девушек и женщин, облаченных в хиджабы и никабы (мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз). А ведь кыргызские женщины испокон веков не были особо религиозны, даже когда женская часть Таджикистана и Узбекистана не могла и шагу ступить без паранджи, наши женщины ходили с открытым лицом. Беспокойство вызывает не то, что женщины облачаются в мусульманские одеяния, будто бы поворачивая время вспять, а то, что многие из них религиозно неграмотны. Они не могут определить грань, за которой умеренная, просвещенная религиозность переходит в чрезмерную, а затем в ревностную, не терпящую дискуссий и возражений.
Если учесть, что именно женщина оказывает влияние на детей в части духовного и нравственного воспитания, то нетрудно догадаться, какими они вырастут у религиозно безграмотной матери. Из-за отсутствия знаний основных канонов традиционных религий женщина становится адептом радикального либо экстремистского религиозного течения, и детей она воспитает в том же духе. Известно много примеров, когда из-за крайней религиозности верующие родители нарушают права своих детей. Беспокоит то, что некоторые из них запрещают дочерям 12-13 лет учиться в школе: мол, в том возрасте, когда девочка начинает взрослеть, по религиозным соображениям ей нельзя посещать места, где можно встретить мужчин. Подобные случаи в стране нередки, особенно в семьях даваатистов - религиозных миссионеров, призывающих исповедовать ислам. Учитывая стремительный рост религиозности и активную деятельность этой группы верующих, можно с уверенностью сказать: головная боль директоров многих школ по поводу переполненности классов в ближайшее десятилетие может исчезнуть.
Эксперты подчеркивают, что движение даваатистов требует особенного внимания, так как в силу своей активности приобрело много приверженцев. Они есть практически в каждом селе. Мы не будем обсуждать внешний вид этих людей, их деятельность и другие аспекты, поговорим об отношении к семье.
Случай из жизни. Кыргызская девушка вышла замуж за приверженца данного движения. В состоянии влюбленности она была согласна пять раз совершать молитву, соблюдать все ритуалы. Вначале семейной жизни муж и жена регулярно посещали мечеть, собрания на дому, получали "таалим" (воспитание), вдвоем выходили на "мастурат-даваат", который длился три дня и более, усердно молились пять раз на день. Однако спустя полгода такая жизнь надоела жене, она осознала, что муж не работает, основное его занятие - религиозная агитация, а дома элементарно нечего есть. Начались бытовые неурядицы. Чтобы разрешить ситуацию, молодая жена нашла работу на рынке. Работа тяжелая, с 05.00 до 19.00 на ногах. И очень скоро поняла: совершать молитву пять раз в день просто нет времени. А муж так и не нашел постоянной работы, перебивался случайными заработками, но основным занятием считал проведение даваата, на что деньги брал у жены. Через три года супружеской жизни жена потеряла всякое уважение к мужу.
Этот случай из жизни, к сожалению, не исключение. Сейчас в Кыргызстане много семей религиозных проповедников, призывающих исповедовать ислам, живут в крайней бедности. Их дети не ходят в школу, якобы получая образование на дому у малограмотной матери и религиозного полуграмотного отца. Однако миссионеры сами нарушают правила проведения даваата, в соответствии с которыми человек, выходящий призывать людей к исламу, в первую очередь должен обеспечить свою семью, чтобы на время отсутствия главы дома она не голодала.
А вот еще одна история. Муж уехал на 40 дней в неизвестном направлении агитировать за веру. Дома остались жена и малые дети. Собралась женщина еду сварить, а дров нет. Стала колоть их - щепка отлетела и попала в глаз. Наутро поняла: глаз не видит, надо срочно в больницу. С горем пополам нашла деньги на дорогу, приехала в столицу. Там выяснилось, что предстоит срочная операция. Знакомая согласилась прооперировать в долг, так как денег у женщины не было. Решили, что муж пациентки вернется и привезет деньги. Однако время шло, а муж все не возвращался. В конце концов врачу пришлось женщине долг простить и отпустить домой.
За этими историями жизни - судьбы не только отдельных женщин и детей, а уже значительной части общества. Все происходящее в семье, взаимоотношения родителей, ответственность отца, матери в отношении семьи и детей, религиозные убеждения - все, что видит ребенок, в будущем будет непроизвольно воспроизводить. Зачастую наши люди в своей религиозности забывают о простых человеческих понятиях: долг перед семьей, детьми, обществом. А это идет в разрез с учениями всех традиционных религий мира, и ислама в частности. Официальное мусульманское духовенство призывает оберегать семью, заботиться о родственниках, укреплять семейные связи. Любое святое писание, будь то Коран, Тора или Библия, призывает человека к ответственному, вдумчивому отношению к миру и близким людям.
Не исключено, что если сегодня в Кыргызстане не проводить серьезную, широкомасштабную работу в сфере религиозного просвещения населения - от маленьких детей до взрослых, законодательно не решить вопрос религиозного образования, то в недалеком будущем наше государство получит армию необразованных, радикальных, фанатичных граждан. И тогда официальное мусульманское духовенство проиграет даваатистам по всем фронтам.
|