Д.Ювачев: Ж. замечательных людей. Стабильности точно нет. Ее нет в Астане, но нет ее и дальше 10:25 07.06.2011
Ж. замечательных людей Читая сообщения информационных агентств о событиях в Казахстане, вспоминаю известный диалог из оскароносного фильма: "А что вообще в мире делается? – Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет". У нас, слава богу, до террористов и захвата самолетов дело не дошло. Но стабильности точно нет. Ее нет в Астане, но нет ее и дальше.
В столице все привыкли к потрясениям – большим и малым. То очередное уголовное дело возбудят, то чиновника снимут, то нагоняй кому устроят, а то просто какие-то ходоки-просители заявятся. Но и за пределами столицы жизнь кипит-бурлит, оказывается. Люди чем-то недовольны, требуют чего-то. Причем разного. Разброс в желаниях впечатляет: от выплаты долгов по зарплате за полгода до "не мешайте нас дурить".
В Кокшетау состоялась массовая драка. С применением травматического оружия. Не на национальной почве, нет. Но все же участие ингушей подчеркивается особо. Тихий, почти курортный город. Столица столичной области, между прочим. И вдруг такое! Гораздо понятнее появление "Клуба миллионеров" – все-таки сказывается близость Щучинско-Боровской курортно-игорной зоны, наверное. Да и устали, видимо, люди быть бедными, но честными. За три месяца в "клуб" вступили 20 тысяч человек. Полиция решила закрыть "клуб", но встретила народное сопротивление. Встали как один. Вышли на митинг, начали штурмовать здание торгового дома, где "клубились" их деньги. Людей можно понять: если дадут пирамиде еще поработать, у них есть шанс вернуть свои бабки за счет новых вкладчиков. А если лавочку прикроют – денег точно не видать.
Страсти кипели такие, что полиция вынуждена была оцепить район, усиленные наряды стянули в центр Кокшетау. Вообще, то ли весна сказалась, то ли застоялся народ, но все пошли на митинги, пикеты, шествия, демонстрации и голодовки.
Работники Черемшанской птицефабрики голодали один день. Хотят, чтоб им долги по зарплате вернули. Зарплаты там – по 20–30 тысяч тенге на руки. Им пообещали, пока замакима области был там. А потом вроде как про обещание свое и забыли. Работники опять собираются голодать. Им нетрудно это делать – кроме картошки, дома есть нечего. Кстати, вместе с птичницами голодают и птички – корма тоже покупать не на что, фабрика-то банкрот! Куры уже начали дохнуть, люди еще держатся.
Полыхает запад. В Мангыстау бастуют-голодают-протестуют (нужное подчеркнуть), в Жанаозене и на Каражанбасе. Им платят вовремя. Только они считают, что мало. Хотят больше. Вот только платить им никто не собирается. Последняя была надежда, видать, на акима области. Крымбек Кушербаев людей принял, но надежду отнял. Сказал, мол, зря вы думаете, что будет как в прошлом году, сейчас правда не на вашей стороне.
В Костанае разворачивается скандал с продажей здания ЦОНа. То ли предприниматель дорого продал, то ли город дорого купил, но сумма завышена почти в пять раз. А вообще дело ведет глубже – там история коррупционная, в которую втянуты разные чиновники городского и областного масштабов. Аким Сергей Кулагин и не знает, что ему делать: то ли у него перебор по части злоупотреблений, то ли "двадцать одно" на ниве борьбы с коррупцией, то ли недобор по кадровой работе. Но по сему видать, игра "очко".
В Караганде уволили замначальника ДВД области. А с ним и еще двух сослуживцев. Вели себя на дорогах как хотели, правила нарушали, штрафов не платили, фиги камерам наблюдения показывали. Если б не оскорбленный инспектор ГАИ, отправленный на пенсию, так и продолжали бы резвиться под носом у акима области.
А в Уральске другой пенсионер поставил всех на уши заявлением, что в паводке виноваты… шандоры. Точнее люди, которые за этими шандорами не смотрели и не смогли открыть шлюзы, чтобы спустить воду. На самом гидроузле говорят, что все, что должно работать – работало. А все, что должно быть открыто – было вовремя открыто. Но слухи не прекращаются.
Я еще только начал приводить примеры, а уж полколонки исписал. А что хотел сказать-то? Только одно. Акимов жаль, бедных. У них настоящая жизнь, ежедневные проблемы. На все надо реагировать, за всеми следить, за все отвечать. Но разве ж за нашим человеком углядишь?! На секунду отвернешься – и уже или что-то украдено, или сломано, или припрятано. Вот почему у Кулагина страшный ЦОН, Сапарбаеву приходится по совету древних "ab ovo" начинать "от яйца", Кушербаеву учить зарплатную матчасть, Дьяченко вживаться в шкуру "миллионеров", Ахметову разгибать местным чиновникам пальцы и фиги.
В пятницу президент сказал, что, мол, сложные проблемы вроде подготовки к отопительному сезону просто совещаниями не решишь: "Это решается не на дежурных видеоконференциях с акимами со стандартными докладами. Конкретные решения принимаются со сроками, вводятся, и делается дело".
Стиль работы нашего правительства иной: обсудил, пригрозил, поставил на вид, отчитался – все, миссия выполнена. Я свое дело сделал, а дальше пусть акимы занимаются. На то, мол, они и поставлены. Такая позиция премьера, видимо, не совсем совпадает с позицией президента. Точнее, совсем не совпадает. Если бы правительство уделяло внимание всей стране, а не только той ее части, что окружена "поясом верности" в столице, может, и меньше было бы таких тревожных сообщений с мест?
И про идеологию не надо забывать. Вы думаете, что мозги всем давно промыли, высушили и теперь у них ветер в голове гуляет и гипоталамус подгоняет? А вот и нет! Народ в провинции хочет соблюдения прав. Он вообще не понимает, этот народ, что происходит? Что можно, а чего нельзя? И кому можно? Что мы уже построили, а что еще строим, а что только собираемся? Вот, к примеру, правовое государство мы уже построили? Или, скажем, рыночную экономику создали? Капитализм у нас или что? И с каким лицом? Или это все же не лицо, а налицо "жэ"? Простейший вопрос: на какую сумму надо "накручивать" нефтяникам отраслевой коэффициент? – вызвал двухнедельную забастовку на Мангышлаке, потребовал вмешательства министра труда и акима области. А раньше все это нельзя было разъяснить так, чтобы все поняли?
Когда я говорю "все", я подразумеваю действительно всех: от уборщицы до оператора нефтедобычи. Или тот же клуб миллионеров. Он три месяца с народа деньги собирал в центре города, в торговом доме. Его почему не замечали? И еще вопрос: у нас свобода или нет? Если да, то свободен ли человек растранжирить свои деньги как ему угодно, быть обманутым, но счастливым? При условии, конечно, что он потом с государства не спросит. А государство обязано вокруг него бегать и оберегать, чтобы он, не приведи Господь, свои пять золотых на "поле чудес" не закопал?!
Во откуда нестабильность-то! И вовсе в том не акимы виноваты. Точнее, не только они. Они-то приспособились – чуть что, на "центр" кивают. А тут, в "центре", и не знают, чем там народ живет, и знать не хотят. Мол, живет и ладно. Мы их недавно переписали, так вроде их даже прибавилось. Значит, ниче житуха-то, верно?
"Все говорят, нет правды на земле. Но правды нет и выше…"
Данила ЮВАЧЕВ 06.06.2011,
|