С.Чериков: Феномен Ислама Каримова как последнего из могикан реальной политики в СНГ 00:19 09.06.2011
Имя узбекского лидера впервые стало символом адекватной политики еще на заре парада суверенитетов, в начале девяностых. Особенно в отношении Кыргызстана. Помнится, на одной из официальных встреч на берегу жемчужного Иссык-Куля в неформальной обстановке, Ислам Каримов как-то сказал, обращаясь к президенту Кыргызстана Аскару Акаеву: "В этом человеке вижу нечто такое, что всегда будоражит меня и одновременно стимулирует". Сие было сказано в истинно восточном стиле с мудрым прищуром глаз и с полуулыбкой, которую можно воспринимать и как восхищение, и как ехидство. Наш первый и лучезарный, по своему обыкновению слова узбекского коллеги поспешил воспринять как восхищение. По-иному было нельзя в той обстановке и под теле-, видео- и фотообъективами. Но уверен, многим та знаменитая фраза президента Узбекистана запомнилась такою, с какой начинкой она действительно была наполнена, то есть – ехидной.
Думается, в той фразе Ислама Абдуганиевича кроется глубокий смысл, которого трудно раскрыть одним словом. Как помним, Аскар Акаевич в то время переживал апофеоз своей славы как единственного и незаменимого демократа на постсоветском пространстве, центральноазиатского Томаса Джефферсона. Всех постсоветских руководителей бывших союзных республик в тупик ставили льющиеся как из рога изобилия, доселе невиданные и немыслимые все новые инициативы кыргызского президента по департизации власти, разгосударствлении и приватизации социалистической собственности и еще много чего. Которых А.Акаев безоглядно преподносил собственному народу с подачи сонма западных советников и консультантов. Мир свидетель того, что не все акаевские инициативы пришлись к нашему постоветскому двору, многие из них оказались лишенными реальной почвы, а взятые так же безоглядно иностранные кредиты и займы попросту своровывались его окружением и доблестным кыргызским чиновничеством. Вот в этом противоречивом контексте и скорее всего, следовало бы воспринять признания Ислама Каримова на берегу Иссык-Куля. Забегая вперед отметим, что в отличие от постоянной и адекватной вопреки времени политики узбекского лидера, наш Аскар Акаевич сегодня занял странную и неадекватную позицию в отношении происходящих на родине событий. Создается впечатление, что первый президент Кыргызстана попросту плохо информирован о них.
Всем известна на редкость четкая и недвусмысленная позиция, занятая главой Узбекистана в трагические для Кыргызстана дни июня прошлого года. Опытный политик, судя по всему, прекрасно информирован в региональных событиях и политике всех постсоветских лидеров. Когда вспыхнуло в Оше и Жалал-Абаде, он распорядился наглухо закрыть границу в том смысле, что опасался не распространения кыргызских событий у себя на родине, благо, у него опыт подавления в зародыше революционизированной импортной заразы уже имелся. И.Каримова больше всего волновало возможное поведение своих соотечественников, готовых перейти границу и повторить ошско-узгенскую бойню десятилетней давности. По крайней мере, Ислам Абдуганиевич со своей стороны сделал все, что от него потребовалось для недопущения прошлой трагедии. Другое дело поведение неопытной в подобных переделках постреволюционной кыргызской власти. Только теперь выясняется, что генеральная репетиция прошлогодней бойни на нашем юге состоялась в мае 2005 года в узбекском Андижане. Как тогда сообщалось, андижанские события произошли не без участия внешних сил и их наемников. В отличие от разрозненных и малоэффективных усилий кыргызских властей в прошлом году, узбекский президент в Андижане без раздумий и жестко, согласно законам своей страны, пресек попытки внешних сил дестабилизировать ситуация в Узбекистане.
Ислам Каримов сегодня как барометр политической погоды в СНГ. Многие проблемы Содружества были бы устранены заранее, если бы наши президенты заранее посоветовались с многоопытным и удивительно адекватным в любой ситуации узбекским коллегой. Некоторые из них так и делают. Вот и сегодня на волне подчистую инспирированных извне так называемых "арабских революций" по-новому смотрится реальная и рациональная позиция Узбекистана и его руководителя как в региональной, так и мировой политике. Потому и зачастили к Исламу Каримову. В то же время он тоже не сидит, сложа руки. Даже сейчас, когда решается будущее стран СНГ и особенно, их руководителей, узбекский лидер озабочен нашей общей судьбой, опытной рукой прощупывает позиции каждого из правителей наших стран на случай возможного кризиса. Недоброжелатели завистники и в этом хотели бы увидеть мифическую слабость президента Узбекистана, мол, тот на фоне арабских революций заметался в предчувствии скорой кончины своей власти. Хотя в действительности, усилия Ислама Каримова имеют совсем иную, адекватную апокалипсической смене целой эпохи подоплеку.
Садырбек Чериков.
|