В.Янцен: В Кыргызстане национализм давно стал инструментом, с помощью которого можно добиться власти 09:52 09.06.2011
Валентин Янцен: В Кыргызстане национализм давно стал инструментом, с помощью которого можно добиться власти
Валентин Янцен - директор учебно-научного центра регионального славяноведения Кыргызско-Российского Славянского университета - считает, что для сохранения баланса интересов между представителями различных этносов "островка демократии" нужно прекратить споры о превосходстве кыргызского языка над русским и наоборот, а также не разбрасываться пустыми призывами, годными лишь для "кухонных" дискуссий.
Об опасности национализма со стороны "превосходных" патриотов государственного уровня профессор Валентин Янцен рассказал в интервью ИА "24.kg".
- В Кыргызстане национализм с некоторых пор превратился в синоним патриотизма. Что это - продуманная политика властей или стремление отдельных личностей к самоутверждению за счет национальных меньшинств?
- Начнем с того, что национализм в некоторых странах рассматривается как альтернатива всеобщей глобализации. Люди постепенно утрачивают то, что называется самобытностью. Повсюду какое-то всеобъемлющее копирование. Чтобы как-то удержаться на плаву, малые народы начинают проповедовать идею чистоты нации. Но делают это последовательно.
В Кыргызстане же свирепствует не бытовой национализм, а национализм, проповедуемый на государственном уровне. Причем в самой нетерпимой форме. Начинается с нагнетания страстей вокруг языка. Да, безусловно, язык - основной инструмент, который сохраняет культуру и духовные ценности любого этноса. Но, поверьте, развитию кыргызского языка на его собственной родине мешают не представители других этносов, которые якобы пренебрежительно к нему относятся, а сами госуправленцы с их ультимативными заявлениями и манипуляцией общественным мнением.
- Чиновники обычно жалуются на отсутствие средств для развития госязыка. Вы согласны, что это серьезная проблема?
- О чем вы говорите?! Ежегодно из бюджета выделяются немалые средства на развитие кыргызского языка. Куда они уходят? Может, издаются книги на кыргызском, переводится научная и художественная литература? Нет! К слову, загублен и Кыргызский академический драматический театр. Вот показатель кощунственного отношения к собственной культуре. Зато ведется ожесточенная борьба на языковом фронте. Идет постоянное сравнивание: какой язык лучше, богаче, древнее - кыргызский или русский? Защитники государственного и официального языков довольно успешно "раскачивают лодку".
Дело в том, что до сих пор на государственном уровне не дан четкий ответ на простой вопрос: почему этносы, проживая в Кыргызстане, не хотят учить кыргызский язык?
Я подчеркиваю: на государственном уровне. Ведь именно из-за близорукой политики властей русские, узбеки, уйгуры, дунгане, татары, башкиры, живущие в Кыргызстане не одним поколением, перестали ощущать привычный социальный комфорт. Теперь они не видят здесь перспективы ни для себя, ни для своих детей. А неуверенность в будущем порождает "чемоданные настроения". Я не исключаю, что через 20-30 лет русскоязычное население полностью покинет Кыргызстан.
- А каким образом удержать представителей нацменьшинств, да и представителей титульной нации, которые массово уезжают в поисках заработка в ту же Россию?
- Первое и основное - отказаться от пустых призывов. Будь то "Кыргызстан только для кыргызов" или "Кыргызстан - наш общий дом". Все эти декларации о межнациональном согласии, провозглашенные властями, не более чем "потемкинские деревни". Я знаком с некоторыми концепциями национального согласия. Никакого действенного начала там нет. Такое впечатление, что чиновники просто отписываются. А что происходит в реальности, никто не говорит. Суют нам боголепные программы, совершенно не прикладного характера. Но народ "пустышками" не успокоишь.
И если в той же России, где государственная политика, направленная на межнациональную консолидацию, хоть и далека от совершенства, но ее хотя бы критиковать можно. У нас и этого нельзя: того и гляди обвинят в сепаратизме.
Необходимо прекратить всякую полемику вокруг кыргызского и русского языков. Еще Ленин говорил, что к межнациональным отношениям надо относиться равнодушно. Этот же посыл можно взять на вооружение и в отношении языка. И еще одно, хотя я мало в это верю, но нашим законотворцам с подачи авторитетных русскоговорящих деятелей стоит наконец признать, что русскоязычное население в Кыргызстане представляет собой национальное меньшинство. Я, кстати, как-то выступал с такой идеей, когда был депутатом легендарного парламента. Но меня не услышали и посмотрели как на сумасшедшего. Но если бы сейчас те же русские были признаны национальным меньшинством, то их права были бы защищены уже на международном уровне. Но не думаю, что государственные мужи когда-нибудь на это пойдут. Принадлежность к нацменьшинству автоматически означает преференции и своеобразные льготы. В противном случае отказ предоставить, к примеру, квоту при приеме на работу для представителя некоренного населения может быть расценен как дискриминация. А это уже карается законом и судом. Но я, если честно, не верю в благоразумие наших политиков. Тем более в этом плане. Увы, но в Кыргызстане национализм давно стал инструментом, с помощью которого можно добиться власти.
09/06/11 Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
|