В Казахстане запущен веб-проект для начинающих писателей - proza.kz 11:27 12.06.2011
Дали строк
Известный поэт Иван БЕКЕТОВ (на снимке), прежде контактировавший с внешней средой преимущественно посредством стихотворений ("а он сидит и блядей стихами кормит" - цитата стихотворца), начал активно участвовать в социальных проектах. Сейчас Ваня продвигает веб-сайт proza.kz, призванный выявить потенциально талантливых писателей среди населения. Любой желающий может опубликовать на сайте свой текст. Правда, пока складывается ощущение, что иногда лучше просто желать, чем писать.
- Идея создания проекта пришла в голову замечательному прозаику Данияру СУГРАЛИНОВУ, - говорит Бекетов. - Ресурс примечателен тем, что на любое свое произведение можно получить комментарий или рецензию. Там есть реальные эксперты. Сейчас на сайте более 1300 авторов (это те пользователи, у которых есть хотя бы одно произведение), более 9000 произведений... Правда, пока особых талантов я там не наблюдал.
- А что, надежды были? - Ну, я думал, что из огромного вала произведений найдется с пяток, на которые можно будет сделать ставку. Например, у моего знакомого автора Заира АСИМОВА есть текст, в котором я на сто процентов уверен: если сейчас мы сдадим его в издательство - книгу можно будет продавать. Вот такого я примерно и ждал. Но пока люди пишут ни о чем. У них явная нехватка серьезного отношения к тому, на что они тратят свое время и силы. Они не хотят запариваться, что-то читать, им по фигу - они сразу хотят писать. Я выдал рецензию на одно произведение, потратив на нее двое суток (хотя текст и не стоил того, чтобы о нем так писать). Мне в комментариях потом ответили: "Много буков, не осилил".
- Ребята пишут о злободневном или о лютиках и смысле жизни? - О разном. Но вообще я считаю, что творчество не должно быть замешано на злободневности.
- Это как сказать. Где наши романы о переломе 90-х, где рефлексии на тему обретения независимости? По чему будут следующие поколения судить о нашем времени - по подшивке "Казправды"? - Я думаю, мы поймем, что случилось с нами, гораздо позже. Мы должны переварить это, сформулировать, проговорить своим детям, и вот уже они засядут и опишут наше время. Сейчас издательство вычисляет, что будет востребовано аудиторией - нравственность, секс или философия, и под конкретные требования нанимает писателя. Уже даже существуют машины-автоматы, которые выдают готовые книги, исходя из загруженных пользователем данных. Ну и выходит, что пока нашим читателям не нужно то, о чем ты говоришь. Хотя я думаю, что уже кто-то пишет романы "Манкурт", "Шала" и так далее.
- Тебе самому чего не хватает в отечественной литературе? - Цензора. Как бы странно это ни звучало. Когда сверху будут спускать какие-то определенные установки, все начнет упорядочиваться. Водители, например, знают, что на алматинской улице Фурманова нельзя повернуть налево. Такие же правила есть и в литературе. А иначе что происходит? Кто-то хочет что-то сказать, но ему не хватает понятийного аппарата. А я хочу написать новую книгу, но впихиваю туда столько всего, что она становится понятной только мне. Плюс у нас сейчас к писателям отношение как к дуракам, которые ничего полезного не делают. Но не всем же трактористами и юристами быть.
- Казахстанец Юрий СЕРЕБРЯНСКИЙ недавно получил "Русскую премию". Почему, на твой взгляд, до сих пор нет "Казахской премии" для популяризации казахского языка за пределами страны? - Я читал и подписывал положение о премии, учреждаемой фондом "Аспандау". И там в том числе подразумевалась премия за произведение на казахском языке, написанное в любой точке земного шара. Призовой фонд - беспрецедентный: победителю гарантировалась ежемесячная премия 500-600 долларов пожизненно.
- И что? - Ну пока все. Сейчас идет организационная работа.
- Несколько лет назад один фонд собирался продать на аукционе Christie’s казахское искусство, а на вырученные средства закупить автобусы для алматинских инвалидов. Картины продали. Автобусы не купили. Видимо, все еще идет организационная работа. - У нас не модно быть меценатом.
- Недавно был флешмоб с запуском в небо китайских фонариков. Возникла очень большая жаждущая любви толпа. Почему у нас никогда не объединится одновременно столько же народу, чтобы собрать деньги для тяжелобольного ребенка, например? - В 90-е сломалась многими годами настроенная машина. Колесо отвалилось, и что-то пошло не так. Я сам лично теперь в такие дела не верю. Если сам отнесу продукты нуждающимся - это одно. Но как только возникает некая общность, флешмоб или организация, то сразу найдется тот, кто поимеет на этом свои дивиденды. Видимо, так считают и другие.
- Олжас СУЛЕЙМЕНОВ предложил судить о нации по ее поэтам. Разделяешь? - Сулейменов - человек и политический деятель, может, и хороший, но как поэт - сверкнул, блеснул и потух. По-моему, сегодня мало того, что ты пишешь тексты. Нужно еще себя неким образом позиционировать как творческую личность. В этом отношении Дюсенбек НАКИПОВ, по-моему, фигура, которой сегодня придают слишком мало значения, а завтра он "выстрелит". Знаешь, как он однажды сказал? Есть люди, которые, как камень, брошенный в воду, булькнут, зазвучат, пустят от себя круги и исчезнут на дне. А есть люди, которые, как камень, брошенный на песок: издают однажды сухой, почти неслышный звук, не оставляют после себя кругов, но остаются навечно на поверхности песка. С твердым выражением лица и духа. Люди могут обернуться на звук упавшего в воду, некоторое время понаблюдать за кругами волн и забыть. И так же они могут не услышать звук упавшего на песок, но постоянно будут проходить мимо и смотреть на него. Чувствуешь разницу? Придет время собирать камни - и тогда будет видно, какие были поэты и какая нация их взрастила.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, 11 июня 2011 |
|