П.Дятленко: Кыргызстан. Опасные игры с этнолингвистической политикой 09:41 29.06.2011
После событий апреля 2010 года кыргызстанское общество находится в напряженном состоянии из-за постоянной предвыборной гонки. В минувшем году это было связано с проведением конституционного референдума и парламентских выборов, в текущем – с подготовкой к предстоящим в октябре президентским выборам. Серьезным испытанием для общества и государства стали трагические межэтнические конфликты 2010 года. В силу этих причин одной из самых популярных тем в информационном и политическом пространстве Кыргызстана снова стали межэтнические отношения, что привело к их излишней политизации и превращению в один из основных инструментов политической борьбы. Кыргызстанское общество столкнулось с серьезными угрозами в виде нарастающего национализма и ксенофобии.
В сфере межэтнических отношений в кыргызстанском обществе существует ряд серьезных проблем, которые копились в течение длительного периода времени, и привели к дезинтеграции общества, которая стала особенно заметна после апреля 2010 года. В число проблем входит декларативная, неполная и дискриминационная этнолингвистическая политика. Именно в сфере этнолингвистической политики стали появляться различные инициативы и законопроекты, предлагаемые разными политическими силами и направленные на ее изменение в соответствие с их собственными интересами и целями.
Проект "Государственной Концепции национальной политики КР", подготовленный фракцией "Ата-Журт": правовой и научный аспекты
Данный документ носит, прежде всего, популистский, провокационный характер и подготовлен для достижения нескольких целей, мало связанных с интересами общества Кыргызстана – для пиара партии в преддверии предстоящих выборов президента, привлечения к себе псевдопатриотической (а на самом деле националистической) риторикой части националистически и ксенофобски настроенного электората и его закрепления за партией, перехватывания инициативы по созданию политико-правового документа, планирующего этнолингвистическую политику государства на среднесрочную перспективу (в настоящее время аппарат президента КР закончил работу с подготовленными экспертами, взвешенной и сбалансированной "Концепцией этнической политики и консолидации общества КР" и Планом действий по ее реализации до 2015 года).
Проект фракции "Ата-Журт" направлен на разыгрывание этнического и языкового вопросов, которые являются крайне болезненными для кыргызстанского общества, еще не оправившегося после трагических межэтнических конфликтов 2010 года. Притом этот проект подготовлен и внесен на общественное обсуждение незадолго до годовщины трагических событий июня 2010 года в Оше и Джалал-Абаде.
Обсуждение (и тем более, попытки по принятию) данного проекта в парламенте приведут к росту ксенофобии и этнонационализма в обществе Кыргызстана и серьезным репутационным потерям во внешней политике.
В проекте содержатся многочисленные прямые противоречия с действующей конституцией и законами Кыргызской Республики, международными документами по защите прав и свобод человека, борьбе с дискриминацией и ксенофобией.
В этом проекте концепции делается акцент на развитии "кыргызской нации как интегрирующего и консолидирующего ядра кыргызского общества" (на с. 15), что прямо противоречит пункту 1 статьи 2 ("Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в КР"), пункту 3 статьи 10 ("КР гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития") и пункту 1 статьи 20 ("В КР не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина") действующей конституции КР. Из этого вытекает антиконституционность проекта концепции, предлагаемого к принятию в концепции законопроекта "Об этнических меньшинствах КР", всех изменений и дополнений к названным в разделе "Нормотворческая деятельность" законам.
Анализ представленной концепции указывает на то, что он был подготовлен непрофессионалами в этнической тематике. На это указывают применение давно устаревших или несуществующих терминов, неиспользуемых в современной науке или политически извращенных смыслов терминов.
Например, в концепции нация трактуется как этническая категория (с. 6), похожее понимание этого термина существовало в тоталитарных государствах (например, нацистская Германия, фашистская Италия и др.). В современной науке нация понимается как общность людей, объединенных гражданством и проживанием на территории одной страны.
Значение приведенного в проекте термина "титульная нация" (например, с. крайне сомнительно, требуется точное указание конкретных международных документов, из которого он якобы был заимствован. Попытка внедрения данного термина в законодательство республики и политическое пространство указывает на то, что авторы пытаются закрепить привилегированный статус за одним этносом, что автоматически означает дискриминацию для всех остальных этносов, а это вступает в прямое противоречие с конституцией КР и международными документами по правам и свободам человека, которые подписаны и ратифицированы Кыргызстаном и являются приоритетной частью его законодательства.
Также авторы концепции при ее написании исходили из антидемократического, дискриминационного и антинаучного подхода о безусловной предписанности и обязательности знания определенного языка по факту этнической принадлежности. На практике, по теории языкознания и социолингвистике родной язык – это язык (или языки), который усваивается человеком в бессознательном возрасте и не связан с этнической или иной идентичностью.
В концепции приводится политически извращенное, дискриминационное и антинаучное понимание термина "этнические (национальные) меньшинства". В международном праве и современной науке используется совсем другое понимание данного термина, основанное на сочетании нескольких факторов: самоидентификации себя в качестве группы, общего происхождения, четко выраженных культурных характеристик (в первую очередь, наличие общего языка или диалекта), существования социальной организации, позволяющей взаимодействовать внутри своего сообщества и с другими сообществами, и др.
Термин "национальные интересы" пришел из английского языка и означает интересы государства, но не интересы определенного этноса. То же самое касается значения термина "национальное самосознание".
В современной науке почти не используются термины: "государствообразующая нация", "национальный вопрос" (ранее он использовался в марксистской теории, в настоящее время вышел из употребления в связи с заменой на "этнические (или межэтнические) отношения"). Крайне редко используется термин "менталитет", так существуют серьезные разночтения в его понимании, описании, правовой, политической и научной трактовке, практическом применении.
В современной социолингвистике нет функциональной разницы между государственным и официальным языком, в английском языке это один общепринятый термин – "official language". Поэтому предлагаемые в концепции определения терминов "государственный язык" и "официальный язык" крайне спорны. Отметим, что в настоящее время кыргызский язык реально не выполняет функции языка межнационального общения в Кыргызстане.
Авторы концепции исходят не из функционального или институционального подходов, наиболее распространенных в настоящее время и принятых мировым академическим сообществом, а опираются на административно-командный советский подход, в котором чиновники от имени государства жестко регулировали по своей воле все социальные (в том числе и этнолингвистические) процессы. В данном случае это похоже на возможную попытку проведения политики ассимиляции, а не интеграции общества на основе многоязычия и культурного многообразия.
В тексте имеются популистские и националистические тезисы, закладывающие дискриминацию по этническому признаку и противоречащие конституции и законам КР. Например, на с. 13: "Базовым элементом национальной политики является – целенаправленное развитие кыргызской нации как интегрирующего и консолидирующего ядра кыргызского общества. Реальное оздоровление этнополитической ситуации в стране и моральная ответственность кыргызов обеспечивается не за счет создания неких институциональных условий для защиты меньшинства большинством. Оно обеспечивается путем формирования у кыргызов представлений об их действительной роли в деле национальной интеграции общества и у представителей других этносов, являющихся гражданами Кыргызской Республики, чувства патриотизма за свое Отечество. Благополучие, стабильность, мир и согласие в стране в значительной мере зависят от взаимоотношений и взаимосотрудничества титульной нации с этническими группами, с которыми кыргызы составляют народ Кыргызстана".
Или другой отрывок в разделе "Цели национальной политики" (с. 15-16): "Основными целями национальной политики являются:
…- целенаправленное развитие кыргызской нации как интегрирующего и консолидирующего ядра кыргызского общества;
- обеспечение поддержки и мотивации широкого применения государственного языка народом Кыргызстана во всех сферах государственной и общественной жизни страны".
В проекте имеются предложения, направленные на завуалированное и необоснованное ограничение свободы слова и печати, прав и свобод человека (с. 16): "…- обеспечение информационной и гуманитарной безопасности в сфере национальной безопасности;
- совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных прав и свобод, обязанностей представителями всех этносов, проживающих в Кыргызской Республике, потенциал которых должен быть направлен на укрепление межэтнического согласия, мира и процветания страны".
В подразделе "В сфере языковой политики" (с. 19) предлагается жесткое государственное администрирование языковых процессов и ситуации с перекосом на развитие только кыргызского языка. При этом полностью отсутствуют понимание проблем языковой ситуации и политики в Кыргызстане, учет интересов и мнений простых граждан и гражданского общества, анализ богатого мирового опыта по данному вопросу.
То же самое можно сказать и про содержание следующего подраздела "В сфере образования и науки" (с. 20). В качестве яркого примера процитируем: "… – формирование посредством государственной языковой политики и качественного образования этнокультурного пространства и консолидации титульной нации и этнических меньшинств в народ Кыргызстана".
В подразделе "В сфере культуры и воспитания молодежи" закладывается культурно-языковой изоляционизм, этническое разделение общества, дискриминация и ксенофобия (с. 20-21): "… – воспитание подрастающего поколения в духе уважения к государственному языку, кыргызской культуре и истории Кыргызстана как национально-духовной основы их общего Отечества посредством активного использования системы образования, культуры и средств массовой информации;
-…, решительное противодействие информационной экспансии, информационным войнам, имеющих негативное влияние на развитие Кыргызстана".
Обратим особое внимание на содержание подраздела "В сфере средств массовой информации" (с. 22-23), которое направлено на необоснованное ограничение свободы слова и печати: "- соблюдение журналистами, политиками, общественными деятелями, учеными и иными лицами этических норм и профессионализма в вопросах освещения через средства массовой информации межэтнических и межконфессиональных отношений, публичное порицание и осуждение лиц, допускающих нарушение этих норм;
… – усиление в рамках действующего законодательства работы по предупреждению и пресечению выхода материалов в средствах массовой информации, дестабилизирующих межэтническую и межконфессиональную ситуацию в стране, разрушающих традиционные нравственные ценности социальной, духовной, религиозной культуры этносов, населяющих Кыргызстан".
В подразделе "Во внешнеполитической сфере" (с. 23) содержится попытка ограничить право граждан на свободное перемещение и выбор места жительства: "… – государственное регулирование процессов внутренней и внешней миграции…".
Предложение о создании Совета Жогорку Кенеша по межэтнической и межконфессиональной политике представляется малоэффективным способом решения межэтнических и межконфессиональных проблем и вопросов, так как почти все высокопрофессиональные специалисты по данным вопросам работают в вузах и международных организациях, в государственных органах их просто нет, и передача полномочий по решению таких крайне сложных, требующих специальных знаний и опыта проблем непрофессионалам чревата крайне негативными последствиями.
Также, по тем же причинам, серьезные сомнения вызывает целесообразность и результативность создания Курултая народа Кыргызстана. За последние 20 лет подобные собрания неоднократно созывались бывшими президентами А.Акаевым и К. Бакиевым для имитации демократии и одобрения проводимого этими президентами авторитарного политического курса, чем и была серьезно дискредитирована сама идея курултаев.
К тому же предлагаемое создание Совета Жогорку Кенеша по межэтнической и межконфессиональной политике противоречит конституционной норме о светском характере государства (пункт 1 статьи 1 конституции КР: "Кыргызская Республика (Кыргызстан) является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством") и отделении религии от государства в Кыргызстане (пункты 1,2 и 3 статьи 7 конституции КР: "1. В Кыргызской Республике никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религия и все культы отделены от государства. 3. Запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культа в деятельность государственных органов") и похоже на попытку взять под полный контроль парламента этнические и религиозные процессы.
Отметим, что текст концепции содержит большое количество грамматических и стилистических ошибок, что просто недопустимо для проекта правового акта.
Выбор между интеграцией и этнонационализмом
Любые изменения в сфере этнолингвистической политики и регулировании межэтнических отношений в условиях текущей кыргызстанской ситуации должны приниматься на основе широкого общественного обсуждения (в формате public policy), при активном участии признанных профильных экспертов и специалистов из академического сообщества и на основе консенсуса основных политических сил. Только совместное формирование образа общего успешного будущего и совместные действия по его достижению позволят преодолеть существующую дезинтеграцию общества и остановить деструктивные попытки националистических сил.
Любые попытки отдельных политических сил (в том числе и партии "Ата-Журт") навязать обществу свое узкое и спорное видение этнолингвистической политики и регулирования межэтнических отношений крайне опасны своими долгосрочными и негативными последствиями.
В настоящее время кыргызстанское общество находится в состоянии выбора между интеграцией на основе гражданской нации и многоязычного, поликультурного общества и дальнейшим скатыванием к этнонационализму, который пытаются выдавать за "национал-патриотизм".
Существование государства и гражданского общества, демократическое развитие, права и свободы граждан, внутренний мир и стабильность, международное положение страны находятся в прямой зависимости от выбора, который предстоит сделать и реализовать на практике обществу и политической элите. Пока политики предпочитают говорить много красивых слов, не переходящих в реальные прогрессивные действия и изменения.
Павел Дятленко, эксперт 29.06.2011
|