Ю.Мазыкина: Кыргызстан - правительство новое, реформы старые 00:16 06.07.2011
Кыргызстан: правительство новое, реформы старые
05/07/11 Юлия МАЗЫКИНА
Правительство Кыргызстана незадолго до летних каникул представило на рассмотрение парламента свою новую структуру. Несмотря на то, что с момента избрания Алмазбека Атамбаева премьер-министром прошло уже более полугода, процесс реорганизации исполнительной власти может затянуться опять: фракции Жогорку Кенеша к новшеству отнеслись неоднозначно и, не определившись с окончательным вердиктом, поспешили уйти в отпуск.
За что боролись?
Правительство и его глава Алмазбек Атамбаев в частности, надо сказать, наплевательски отнеслись не только к законодательству, но и к тем, кто их избрал, - слугам народа. Почему новая структура кабмина была подготовлена только накануне, ни Атамбаев, ни работники его аппарата не объяснили. Проигнорировали в исполнительной власти и требование нардепов отчитаться за уже проделанную работу.
Кстати, до сегодняшнего дня кабмин Кыргызстана продолжает работать по "бакиевскому" Закону "О правительстве", что, видимо, никак не волнует ни одного из его членов. А писаны ли вообще правила для чиновников? У оппозиционных фракций парламента ответ на вопрос отрицательный. Только в социал-демократической, почти не глядя, одобрили новую структуру...
Пока "несогласные" депутаты обижаются на кабмин за невнимательность и неуважение и копят злость на власти накануне выборов президента, эксперты анализируют плод многомесячных изысканий чиновников и не всегда находят благозвучные определения как для самого документа, так и для его разработчиков.
На круги своя?
В новой структуре правительства Кыргызстана, напомним, количество министерств планируют сократить с 20 до 17. И это уже неплохо для новой власти, ведь даже при ненавистном Курманбеке Бакиеве их было всего 14 (а еще 7 агентств и 6 госслужб).
Но в новом правительстве вновь появятся ликвидированные ранее бывшей властью комитеты. Так, Министерство экономического регулирования преобразуется в Государственный комитет по экономическому развитию и инвестициям. Как полагают в верхах, орган будет создавать и развивать условия для хорошего инвестиционного климата в стране, а для этого - писать долгосрочные и среднесрочные стратегии, координировать работы других министерств и ведомств, курировать вопросы по развитию регионов и так далее. В общем, новая структура будет выполнять все то же самое, что делал МЭР, но только под другой вывеской. Кстати, статус комитета всегда считался среди чиновников солидным и престижным, да и финансировался такой орган традиционно щедрее.
Преобразованию подвергнется и Министерство сельского хозяйства. Ведомству вот уже в который раз передаются функции развития перерабатывающей промышленности и курирования водного хозяйства и мелиорации. В результате не только удлинится название министерства, но и увеличится его штат. В правительстве предлагаемую меру считают необходимой для обеспечения продовольственной безопасности.
Аналогичные изменения ожидают и Министерство природных ресурсов, которое преобразуется в Министерство промышленности и минеральных ресурсов. "Сосредоточение вопросов промышленности и освоения минеральных ресурсов в одном государственном органе позволит проводить комплексную политику, направленную на выработку общей идеологии по рациональному использованию минеральных ресурсов и в целом развитию промышленного сектора экономики страны", - пришли к давно всем понятной истине управленцы.
Очередное дежавю случается, когда многие узнают еще об одном преобразовании: Министерство государственного имущества правительство предлагает переделать в фонд. Чиновники вновь вспомнили, что ведомство занимается вопросами управления и распоряжения собственностью, а не политикой.
В который раз взялось правительство Кыргызстана и за проблемы молодежи. Вот только на этот раз оно не создает еще одно независимое молодежное профильное ведомство, а, по сути, ликвидирует существующее. Рожденный постапрельской властью орган вместе с главой - героем второй революции Алиясбеком Алымкуловым - присоединят к Министерству труда, занятости и миграции. Чиновники скупо пояснили, что объединение "вызвано необходимостью концентрации смежных сфер деятельности преимущественно в одном государственном органе". Как бы то ни было, но ликвидация министерства, как и его создание, серьезно на жизни молодежи, по всей видимости, не отразится.
Отдельной главы заслуживает еще одна инициатива правительства в рамках реорганизации.
Такой культурный туризм!
Кабмин Кыргызстана решил преобразовать Министерство культуры и информации в Министерство культуры и туризма. Чиновники полагают, что "объединение этих направлений в одном государственном органе связано с необходимостью использования культурного ландшафта для создания условий по развитию сферы туризма и решения общей задачи по повышению имиджа страны в международном сообществе". В общем, завет "Культура и природа - наше все" здесь проявился в полной мере. Но с любителями отечественных гор из числа разработчиков новой структуры категорически не согласны те, кто на протяжении 20 лет развивал туризм и прекрасно знает, что дело тут не в культуре, а в грамотном государственном менеджменте.
Действительно, предложение правительства выглядит абсурдным, а обида туроператоров и бизнесменов очевидна: чиновники путают культуру с живыми деньгами и планируют без вложения средств "рубить капусту" на национальном достоянии - Иссык-Куле и горных вершинах. Кто будет писать бизнес-планы для развития туризма (признанного во всем мире неотъемлемой частью экономики и в некоторых странах формирующего бюджет)? Неужели министр культуры возьмется за калькулятор и примется делать расчеты?
"Это сродни истории о том, что Кыргызстан - родина Санта-Клаусов", - грустно констатируют предприниматели и с ностальгией вспоминают времена, когда после первой революции в республике создали отдельное профильное агентство. Если кто забыл, то тогда доходы от туризма резко пошли вверх. Но теперь вспоминать прошлое в Кыргызстане - дело неблагодарное, несмотря на то, что сами власти откатывают развитие экономики страны далеко назад.
Копейку в дом
В правительстве подсчитали, что экономия бюджетных средств за счет всех перечисленных преобразований составит... 14,3 миллиона сомов без учета последующих изменений на подведомственном и территориальном уровнях. Кроме этого высвобождаются два здания и восемь служебных автомашин. Конечно, такие цифры навряд ли вызовут оптимизм у налогоплательщиков, ведь бюджет одного только Министерства по делам молодежи составляет в 2011 году 99 миллионов сомов.
Вот и оппозиционные фракции скептически отнеслись к такой оптимизации. Атажуртовец Азамат Арапбаев и вовсе сомневается в том, что у правительства КР есть точные расчеты, сколько в результате реорганизации будет сэкономлено средств, сколько высвободится штатных единиц и насколько увеличится эффективность работы. Чиновники в ответ на это сообщают, что в рамках реформы численность государственных служащих в центральных аппаратах госорганов сократится... аж на 6 процентов.
Да и вообще, как признаются в правительстве, последняя реформа направлена не на сокращение армии чиновников, а на повышение эффективности работы госаппарата. По всей видимости, связь между качеством и количеством наверху еще не вычислили...
А вообще странно, как быстро чиновники забывают о своих же обещаниях. Советуем премьер-министру и его подчиненным заглянуть в свои же речи конца 2010-го и начала 2011 года и увидеть, как хорошо Кыргызстан жил бы уже сейчас, если бы кое-кто выполнял хотя бы половину обещанного. Ну а пока у правительства и разработчиков его новой структуры есть полтора месяца на рефлексию: авось, что-то еще захотят оптимизировать к тому моменту, как депутаты вернутся с летнего отдыха.
Несколько цифр
На 5 миллионов граждан Кыргызстана приходится 60 тысяч госслужащих.
В феврале 2011 года в новом правительстве КР обещали сократить численность госаппарата не менее чем на 10 процентов.
Кыргызстан уже несколько лет, по версии Всемирного банка, оказывается в самом низу рейтинга стран с худшим госуправлением.
В 2011 году в Кыргызстане расходы на финансирование государственных служб общего назначения предусмотрены в сумме 18,176 миллиарда сомов при общих расходах страны в 75,3 миллиарда. Таким образом, в структуре расходов в КР преобладают государственные расходы общего назначения с ростом в 346 процентов по сравнению с 2010 годом.
|