Л.Копжасарова: Загадочный храм. Туркестан может оказаться казахстанским "Иерусалимом"? 10:17 14.07.2011
Туркестан может оказаться казахстанским "Иерусалимом"?
Для чего служили эти помещения и дворики - археологам еще предстоит узнать
Уникальная археологическая находка - обнаруженное вблизи знаменитого мавзолея Яссави культовое сооружение пока еще не определенной конфессиональной принадлежности - переворачивает прежние представления о Туркестане: город, именуемый "второй Меккой", один из центров мусульманского паломничества, в древности, возможно, был центром другой религии
Загадочный крест Археологические раскопки на холме Культобе, под которым расположены остатки средневекового города Яссы - предтечи Туркестана, ведутся не первый год. Ранее сотрудники Туркестанской археологической экспедиции, сами того не подозревая, прикоснулись лишь к краешку памятника - обнаружив небольшие, изогнутые дугой, стены. В этом году после трех месяцев работы на объекте стало понятно: здесь был храм. Точнее, основание храма. - В его центре находится равносторонний крест размером 18 на 18 метров, - рассказал "КП" начальник экспедиции, главный научный сотрудник Института археологии имени Маргулана Ербулат Смагулов. - Концы сторон креста оформлены полукружьями, и в плане эта конструкция имеет "четырехлепестковую форму". Вокруг присоединяются мощные сырцово-пахсовые (утрамбованная глина, материал для глинобитных построек в Передней и Средней Азии. - Ред.) стены, прилегают длинные сводчатые помещения. В планиграфическом плане постройка представляет собой сложную систему разнообразных помещений, занимающих значительную площадь в южной части холма Культобе. В комплексе найдены различные виды керамики, изделия из кости и золота, масляные курильницы, остатки обгоревшего угля и золы, обглоданные бараньи кости. Судя по этим артефактам, в этом месте совершали какие-то обряды, жгли костры, приносили в жертву животных. Для чего служили многочисленные помещения и дворики, каким богам здесь молились, еще предстоит узнать - памятник полностью пока не вскрыт и, соответственно, планировка до конца не выявлена. По словам Ербулата Смагулова, раскопанная на сегодня площадь составляет порядка 600-700 квадратных метров и, по предварительным расчетам, предстоит вскрыть еще больше. Но уже сейчас руководитель экспедиции утверждает: это было не жилое и не погребальное, а именно культовое сооружение. В найденных руинах для ученых пока много загадок. Главная из них - религиозная принадлежность храма. К слову, аналогичные памятники встречались и прежде. Подобные крестовидные планировки, правда, не столь хорошей сохранности, известны: они частично раскапывались в районе Тараза, в древних слоях Ташкента, в районе Бухары. И все они остались непонятными и неразгаданными для науки. Вариантов ответа, казалось бы, не так уж много - равносторонний крест мог быть в культовом сооружении либо тенгрианства, либо христианства несторианского толка. По этому поводу Ербулат Смагулов не берется высказывать однозначные предположения. - Речь идет не о "неизвестной" религии, как успел кто-то выразиться, - пояснил он. - Какие религии были распространены в это время на территории нынешнего Туркестана, науке известно. Памятник только начинает приоткрываться, и на данном этапе мы пока не можем определиться, какой именно религии был этот храм, какого вероисповедания придерживались люди, ходившие под сводами этого сооружения.
Куда шел Ходжа Ахмед?
Ербулат Смагулов (справа): "Пока мы не знаем, какой религии был храм" Фото автораМеж тем сам факт обнаружения культового сооружения доисламской религии имеет принципиальное значение. Он позволяет ответить на практически неизученный вопрос о том, почему Ходжа Ахмед Яссави пришел проповедовать в Яссы. - Мне всегда был интересен этот вопрос, - признался Ербулат Акижанович. - Таких небольших городков, как Яссы, по долине Сырдарьи было несколько сотен. Почему он пришел именно сюда? Если раньше я догадывался об ответе на уровне версии, то теперь, спустя три месяца раскопок и найдя эту постройку, я имею материальные подтверждения тому, что Яссы изначально был древним крупным культовым центром на территории Казахстана. Миссионер Ходжа Ахмед поступил, как и другие известные проповедники: приходит в идеологический центр старой религии и изгоняет "торговцев из храма". Словом Божьим и своим личным примером, отказом от мирских радостей он убеждает людей изменить образ жизни и веру, побеждая прежнюю религию и распространяя ислам суфийского толка. Образно говоря, в Яссы Ахмеда привела дорога к храму. Правда, храма, который сейчас только начинает открываться для потомков, ко времени жизни великого суфия уже не было. Но, видимо, сохранялись древние традиции веры. Вероятно, на этом месте был воздвигнут храм другой веры, тоже доисламской. Материалы раскопок показывают, что постройка храма с крестом, датируемого первыми веками н.э., была разрушена в VIII-IX веках. Верхнюю часть храма разрушили, основание "одели" в панцирь из пахсы, кирпичей и глины. Как считает главный научный сотрудник Института археологии, это была своего рода "подчистка" под новую веру. - Туркестанская постройка уникальна, - подчеркнул Смагулов. - Прежде всего сохранностью сооружения почти 3-метровой высоты. Комплекс практически не разрушен. Он расположен на территории музея-заповедника "Азрет Султан", который сейчас является крупным туристическим центром в Казахстане. Консервация и реконструкция такого объекта или хотя бы простая надстройка ввысь над основанием еще трех метров смотрелась бы панорамно со стороны мавзолея. Минимальное благоустройство - и готов уникальный объект, способный привлечь массу туристов. Тогда Туркестан станет для паломников и посетителей очень привлекательным местом, нашим казахстанским "Иерусалимом" - городом не одной, а как минимум двух религий. Но пока это только мечты. В действительности сейчас остро стоит вопрос не столько реставрации, консервации или воссоздания памятника, продолжения раскопок в следующем сезоне, сколько элементарного его сохранения и предотвращения от разрушений до следующего сезона. Финансирование раскопок уже практически исчерпано, полевые работы вскоре прекратятся, и к осени на этом месте надо установить навес. Вопрос о необходимости принятия мер по сохранению уже вскрытых конструкций путем сооружения временного навеса над раскопом уже поставлен руководством Института археологии им. Маргулана в письме в Минкультуры. Учитывая расположение этого уникального памятника древней духовной культуры в охранной зоне мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, в непосредственной близости, фактически, в пределах видимости от мавзолея, считают ученые, необходимо решение вопросов о включении раскопок и исследовании этого памятника в план научно-исследовательских работ музея-заповедника "Азрет Султан" совместно с Институтом археологии на 2012-2015 гг. Кроме того, необходима разработка плана или проекта консервационных и благоустроительных работ вокруг данного объекта с целью включения его в экспозицию музея-заповедника "Азрет Султан". От решения этих вопросов зависит, быть или не быть Туркестану казахстанским "Иерусалимом".
Лаура Копжасарова, Туркестан - Шымкент (14.07.2011)
|