КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 21.07.2011
13:22  Задержан аким Жанааркинского района Карагандинской области С.Оспанов по подозрению в даче взятки
12:54  Ф.Мавлонов: Ключ от Узбекистана есть. Да кто его даст?
12:20  24.kg: Что позволяет властям в Кыргызстане не подчиняться решениям Верховного суда?
12:12  Таджикский медиа-холдинг "Tajinfo" завершает работу над этнополитическим проектом "Известные таджикистанцы России"
12:10  Таможенный союз лишил Узбекистан мяса
11:58  "Айкын саясат": "Самая большая угроза для Кыргызстана состоит в том, что президентом во главе кыргызского народа может стать представитель другой нации"
11:54  Центробанк России отозвал лицензию у скандального АМТ-банка (экс БТА), контролируемого казахстанским аферистом М.Аблязовым

11:41  "Жанырык апта": От евреев избавились, попали к татарам. Новый "серый кардинал" бишкекского Белого дома
11:36  К.Джаганов: Рогун и "Талко" - объекты тревоги и угрозы в Центральной Азии
11:32  Казахский алабай Кадар стал чемпиона мира среди юниоров в Париже
11:28  Мукаддима Ашрафи: жизнь, посвященная науке и искусству ЦентрАзии
11:14  М.Хошимова: Платок и демократия. Крайности неуместны, нужна золотая середина...
10:51  "Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму". Резолюция научно-практического семинара в Институте стран СНГ
10:48  Дообогащение Ирана. Начата установка 164 центрифуг нового поколения
10:44  Т.Осмонгазиева: Кыргызстан. ГСМ как средство борьбы за…
10:37  Д.Тилепберген: Развал Кыргызстана не за горами?
10:36  Финполом Казахстана задержан за превышение должностных полномочий аким Ерейментауского района Акмолинской области Марат Мынжанов
10:28  К.Бельдж: ЦентрАзия и теории сепаратистского заговора
10:25  А.Шакур: "Уйгурский фактор" против "китайского чуда"
10:22  А.Халилов: "Шахдениз" требует еще от 20 млрд. до 22 млрд. долларов инвестиций
10:11  Е.Дьяконов: Крысы... Зона 64/29 на окраине Навои, здесь воруют ВСЕ (из книги "Zona.uz")
10:07  В Алматы открываются Высшие курсы сценаристов и режиссеров
10:04  "Къ": "Полюс" не убедил миноритариев... в необходимости слияния с Kazakhgold
09:58  П.Тарасенко: "Талибан" получил SMS-похоронку. Сообщения о смерти лидера движения оказались подложными
09:56  К.Белянинов: Пакистан запросил перемирия. Исламабад готов возобновить сотрудничество с ЦРУ
09:50  "НГ": Времена вечной дружбы в СНГ заканчиваются. Москва подходит к юбилею Содружества с потерями
09:44  "Айгай пресс": Черный пиар на Юге Киргизии. В ход пошли диски с компроматом
08:53  Китай самостоятельно построил и запустил первый ядерный реактор на быстрых нейтронах
08:51  В.Скосырев: Российские атомщики на индийском рынке. Риски производителей оборудования для АЭС резко возросли
08:35  Узбекистанец Р.Чагаев будет биться с россиянином А.Поветкиным за чемпионский титул WBA по боксу
08:12  Во время землетрясения 20/07 погиб один таджикистанец, несколько - ранены
00:42  В.Волков: По следам "арабской весны". Бердымухамедов вспомнил об оппозиции
00:31  Ж.Акенеев: Казахстан лишил Киргизию топлива, чтобы продавать его в Таджикистан и Афганистан
00:26  А.Шустов: США укрепляются в Узбекистане
00:24  Ахмадулла Васток: Обезвреживать надо не талибов, а породивший их Пакистан
00:23  М.Иволгин: Кто "жиреет" на голодающем "стаде" Западного Казахстана?
00:11  15% мечетей в Кыргызстане не зарегистрировано; 72% имамов не имеют образования
00:08  В Таджикистане возникло новое общественное движение - "БАС!" ("Хватит")
00:07  Жертвами землетрясения в Узбекистане стали 13 человек
00:05  Б.Мусаев: Навстречу славному юбилею. Узбекистан готовится к 20-й годовщине независимости
00:03  Активы экс-главы казахстанского БТА Банка Аблязова сосредоточены в основном в оффшорах
00:02  А.Дубнов: Туркменских правозащитников лишили голоса. Сайт "Хроника Туркменистана" взломан
00:01  Розовая пантера. Отунбаева озаботилась защитой снежного барса
00:00  На Камчатке киргиз-гастарбайтер изнасиловал двух корячек
Среда, 20.07.2011
13:42  92 страждущих... В Казахстане завершилось выдвижение кандидатов в сенат парламента
13:19  Таджикистан не исключает военного нападения со стороны Узбекистана
13:18  "Быстрый гол" Обамы Медведеву: США активизируют действия в Центральной Азии
13:10  Крымская гульба. Узбекский миллионер А.Асланов купил развлекалами на свадьбу сына - Дженифер Лопес, Баскова, Земфиру, "Камеди клаб" и пр.
13:07  Первый узбекский миллионер США - Исокжон Нарзикул
12:51  "КЗ": Россия и Таджикистан готовят к подписанию новый договор о 201-й российской военной базе
12:47  "Мекен Шейиттери": Подсудимый Цигельников назвал нас баранами и шакалами...
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
М.Хошимова: Платок и демократия. Крайности неуместны, нужна золотая середина...
11:14 21.07.2011

Платок и демократия

Хочется забраться на наш знаменитый флагшток и крикнуть: не бойтесь женщин в платках – они не террористки, не шахидки, и тем более не монашки, утверждает читательница "АП".
У нас идет война. Война с платками – с этим безобидным атрибутом женской одежды. Я это поняла недавно. Сначала меня не пустили к знакомому врачу. Мой знакомый врач и медсестра, увидев меня в платке (сатре), ужаснулись и замахали руками: не велено пускать женщин в платках в поликлинику: или уходите, или завяжите платок по-другому. Затем меня долго не хотели пропускать в главный корпус Таджикского национального университета, в стенах которого прошли лучшие пять лет моей жизни. Раз в году я захожу сюда поздравить с днем рождения мою школьную подругу, которая здесь работает. На этот раз, вопреки моим ожиданиям, она, увидев меня, почему-то испугалась, быстро завела меня в свой кабинет, закрыла дверь на ключ изнутри и спросила, не видел ли меня ректор и, вообще, как меня впустили. Душевного разговора, как раньше, естественно, не получилось, и я постаралась скорее уйти.
А когда я, уже с подпорченным настроением, выходила из корпуса, охранник, который не хотел меня впускать, с виноватым видом сказал, что он тут ни при чем, есть указание не пускать женщин в платках. И мне кажется, что уже на следующий год, дай Аллах дожить, я вряд ли приду сюда. Да и она уже не рада будет меня видеть. И все это из-за моего платка. Стало грустно.
Парадокс. Через пару дней мне по делам нужно было зайти в Российско-Таджикский (Славянский) университет. С опаской подхожу к воротам, где сидят аж два охранника. Все, думаю, если не пустили в Таджикский национальный университет, то сюда тем паче не пустят. Один спрашивает: вам куда? Второй, услышав мой ответ, вежливо пропускает меня и к тому же направляет на нужный этаж и кабинет. Я поражена! Здесь никому не было дела до моего платка. Выходит, ректору Славянского университета главное - знания, которые в голове у студентов, а ректору Национального университета главнее то, что на голове у этих студентов.
Еще один парадокс. Моя дочь – старшеклассница, учится в русской школе, где основной контингент составляют русскоязычные учителя, и ни разу ни один русскоязычный учитель не посмотрел косо на мой платок, а мой вид ни у кого не вызывает недоумения или ужаса, как в университете или поликлинике.

Следующий инцидент произошел в маршрутке. Пышных форм женщина, одетая в таджикское платье, но без платка , занимавшая аж полтора сиденья, на мое безобидное "чуть-чуть подвинуться" начала злиться и после недолгой перепалки бросила мне в лицо, что сейчас позвонит в прокуратуру (почему именно в прокуратуру?) и пусть таких как я заберут, нечего ехать в маршрутке с нормальными людьми. Стало смешно.

Дальше - хуже. Я проходила мимо здания аппарата президента и увидела стоящего у ворот моего бывшего сотрудника, ныне ответственного работника аппарата. Когда-то мы с ним работали в одном отделе и были хорошими друзьями. Я поприветствовала его. Почему-то он ничего не ответил. Может, не узнал, а может, им тоже запретили разговаривать с женщинами в платках? Обидно, что из-за внешнего вида я стала терять друзей.
Неужели платок представляет такую угрозу нашему обществу или демократии? Неужели безобидный кусок ткани или эти женщины, многие из которых торгуют на рынках и вряд ли имеют высшее образование, являются фактором страха для наших чиновников? И где же хваленая демократия и свобода, если женщина не имеет право носить платок? Это посягательство на свободу выбора одежды.
Я по образованию филолог, работала в госучреждении, всегда носила только европейскую одежду, а вне работы – джинсы и футболку, но сейчас меня никуда не берут на работу – моя голова в платке никому не нужна, хотя я считалась неплохим специалистом. Работу мне предлагают, но с условием снять платок. Остается одна дорога - на рынок. Обидно, не для рынка же я училась пять лет в университете. Друзья и знакомые говорят: сними платок, и все будет хорошо. А зачем? Я ни секунды не жалею, что его надела. Мне важнее милость Аллаха, а не людей, и пропитание ведь дает Аллах, а не руководитель какого-то учреждения. Что же получается - главное для наших чиновников не содержание, а форма? Это не демократия – это навязывание убеждений. Чем больше будет запретов, тем больше женщин будут облачаться в сатр. Взгляните на женщин на улицах города: уже такое ощущение, что на пять женщин в платке приходится одна без него. Поэтому, мне кажется, не надо акцентировать внимание на этом безобидном атрибуте женской одежды, который, кстати, изначально украшал женщин и являлся символом целомудрия и нравственности. Даже в России, до революции, женщины ходили только с покрытой головой, а иначе сразу возникали вопросы об их порядочности. Было выражение "опростоволоситься" – и это было позором. А у нас – все наоборот: без платка - хорошо, а с платком – чуть ли не позорно. А нормально ходить с голыми животами, выставляя напоказ пупок с пирсингом на всеобщее обозрение? Или нормально - делать татуировки на грудях и ниже поясницы и при этом так носить футболку, чтобы все видели это тату? Почему-то это никто не запрещает. Так почему же в нашем демократическом обществе платок вызывает такой ужас?
Одна немецкая журналистка с целью эксперимента, надела никаб с полностью закрытым лицом, только с прорезью для глаз, и вышла на улицу, чтобы понять реакцию окружающих. Заходила в магазины, в кафе, гуляла по улицам. И никто не удивлялся, не шарахался от нее и не ужасался ее виду. Только кто-то пожалел: наверное, очень жарко в этой одежде. И все. И это в Германии.
В отличие от немецкой журналистки, мне не надо проводить экспериментов, я каждый день ощущаю на себе реакцию окружающих на мой внешний вид: негатива намного больше. А вот в Турции, где я часто бываю, все наоборот: раньше, когда я одевалась по-европейски, знакомые в магазинах, служащие отелей обращались со мной как с обычной туристкой, каких полно в Стамбуле. После того как я надела платок, отношение этих же людей ко мне изменилось настолько, что я была поражена: уважение возросло во много раз.
А в моем родном Душанбе в первый день, когда я надела платок, мои знакомые и подруги реагировали следующим образом: ты сошла с ума, сними это быстро. Одна подруга, которая работала в органах госбезопасности, увидев меня впервые в платке, запричитала: что ты с собой сделала, разве за это я боролась всю жизнь? И самое интересное: ко мне, одетой по-европейски, отношение было намного лучше, называли "муаллима" (может, из-за того, что я преподавала в университете), а сейчас отношение совсем другое – пренебрежительное, и называют по-другому: "Э, хола". Куда, бы я ни заходила по делам, отношение ужасное, будто перед ними человек второго сорта. И это наши нравы.
О нравах. Года два назад я стала невольным наблюдателем одной картины, которая оставила во мне такой неприятный осадок. На остановке Кара-боло ловили такси народный поэт Мумин Каноат вместе с супругой. Подъехавший таксист назвал цену. Поэт попробовал снизить цену, но таксист не согласился. Мумин Каноат опустил голову и отошел. Таксист с невозмутимым видом стал поджидать более денежного клиента. Мне стало до слез обидно за народного поэта, за этого пожилого человека. Не знать его в лицо – стыдно, не так уж много у нас народных поэтов. Я бы на месте этого горе-таксиста бесплатно довезла бы такого уважаемого клиента куда угодно. Я уверена: подойди к этому таксисту вместо поэта какой-нибудь новоиспеченный безголосый певец – "ситора", таксист с превеликим удовольствием и, конечно, бесплатно довез бы его хоть до Луны. Я думаю, надо уважать и оберегать таких людей, как Мумин Каноат, при жизни, а не петь им дифирамбы после.
Еще раз о нравах. Года два-три назад мы гостили у родственников в Кулябе. Наша родственница рассказала, что милиция задержала девушек в сатре, ждущих так называемых клиентов. Их забрали в отделение и пристыдили: как можно в сатре стоять на "панели". Девушки ответили, что так хотят клиенты. Вот и цена мужчинам, кричащим о нравственности женщины.
После этого среди народа стало популярным выражение: боло - сатр, поен - театр. Я думаю, не стоит переводить, все и так понятно. На улицах города можно увидеть девушек в сатре, сидящих на скамейках с парнями и громко смеющихся. Я даже видела девушку в сатре в обнимку с парнем. Отсюда и негативное отношение к тем, кто носит сатр. Родителям надо обращать внимание не только на внешний облик своих дочерей, но и дать им правильное воспитание. А то, наверное, думают: моя дочь носит платок, значит, попаду в рай. И вообще, не надо стричь всех под одну гребенку. Каждый волен носить что ему по нраву.

На обратной стороне Луны
Теперь посмотрим на эту проблему с другой стороны. Некоторое время я работала на рынке "Корвон". И меня крайне удивило мнение некоторых молодых ребят, торгующих на рынке, относительно взаимоотношений между людьми. Они считают, что надо общаться только с братьями и сестрами по вере, а с другими общаться чуть ли не грех. Они крайне нетерпимы к тем, кто не совершает намаз или не носит платок. Или говорят: намазы женщины, не носящей сатр, не принимаются. Я согласна, но надо быть чуть-чуть снисходительнее, не все сразу: если женщина сегодня начала читать намаз, то завтра она обязательно наденет платок. Они считают, что если женщина в сатре, то она порядочная, а если нет чуть ли не блудница. Разве можно так судить о людях? Это в корне неправильно. Они только и заняты нравоучениями: как должна вести себя женщина и как она должна одеваться. А если посмотреть на одежду многих этих ребят, то увидите на них джинсы-трубочки, до того узкие, что поражаешься, как их можно надеть или снять с себя. Или обтягивающие яркие футболки и приталенные рубашки, какие раньше носили только женщины. А обувь - всех цветов радуги, что не поймешь, то ли это женская модель, то ли мужская. Одежда мужчины в исламе не должна быть обтягивающей и сексуально провоцирующей, не должна походить на женскую одежду. Разве мужчина, соблюдающий каноны ислама, может так одеваться, чтобы был виден каждый изгиб его тела? Чтобы женщина возжелала его? Или надевать западную одежду? Вы же ненавидите Запад! Или надевать джинсы ненавистной Америки? И раз вы диктуете, как должна одеваться женщина, то сами тоже соблюдайте приличия в одежде. Носите исламскую одежду, которая состоит из длинной рубашки ниже колен и шаровар. Или носите хотя бы не обтягивающую одежду. Или не занимайтесь нравоучениями. И, конечно, нельзя хвататься за крайности. Это вызывает враждебность. Одна моя подруга сказала, что боится заходить в некоторые ряды рынка "Корвон" из-за неодобрительных взглядов молодых ребят, что она не в сатре. А недавно меня упрекнул один из этих ребят в том, что моя дочь носит европейскую одежду и занимается теннисом, что это грех. Мне стало смешно, у него самого ни сестра, ни даже мать не носят платок. Что на это скажете, молодые люди? Говорят же: сначала понюхай свой воротник.

Крайности неуместны, здесь нужна золотая середина. Я общительный человек, и у меня много однокурсников, знакомых и подруг - прекрасных людей, от которых я видела только добро. И что же, мне не общаться с ними из-за того, что один не читает намаз, а другая не носит платок? Это же абсурд? В самые тяжелые минуты моей жизни, когда моя дочь лежала в коме, рядом со мной были подруги, которые не носят сатр и не читают намаз. Я благодарна им до конца своих дней. И что же, в благодарность за их доброту я должна отвернуться от них? Мою дочь - хвала Аллаху, который вернул ее мне - лечили прекрасные врачи, не читающие намаз. А ухаживали за ней отличные медсестры, не носящие платок. Разве я не должна быть благодарна им за это? А в больницу, навещать нас, каждый день, как на работу, приходила соседка со своими девочками. Она тоже не носит платок и не читает намаз. Разве можно забыть такое? Я не считаю правильным такой подход к людям. Везде нужен компромисс. Я знакома с семьей, где мама носит европейскую одежду, а ее три дочери ходят в сатре. Мама у них прекрасный человек, но без платка. Взгляды у них абсолютно разные, одежда тоже сильно отличается, но это родные друг другу люди. Я считаю, что эта женщина достойна похвалы: она, несмотря на то что не носит платок, так воспитала своих дочерей, что они пошли по правильному пути. Разве они не должны общаться со своей мамой? Мне рассказали о девушке, которая не ела со своей родной мамой за одним столом за то, что ее мама не носит сатр. И в то же время она сдавала документы на грин-карту, чтобы уехать в "дьявольскую" Америку.

И рассказали о невесте, которую вернули в дом родителей на следующий день после свадьбы, причина ясна. А девушка ходила в сатре и почти не выходила из дома. Вот тебе и порядочность. И есть много людей, которые после совершения хаджа продолжают вести прежнюю разгульную жизнь. Или же читают намаз - и одновременно совершают непотребные действия, сквернословят и т.д. А я знаю женщину, которая пять раз в день совершает намаз и считает себя добропорядочной, но, несмотря на это, она обокрала нас в день похорон моей мамы.

И поэтому хочу сказать этим молодым ребятам: не надо судить опрометчиво. Читает человек намаз или нет, носит платок или нет - это право каждого человека, а вы не судьи. Я часто наблюдаю, когда сажусь на 11 троллейбус. На остановке у чайханы "Рохат" после занятий гурьбой садятся студентки Таджикского исламского института. Все они одеты согласно шариату, с книжками, с виду скромные и воспитанные. Они сразу занимают в троллейбусе свободные места, сидят, мило щебечут друг с дружкой, и почти никто из них не додумается уступить место взрослым или пожилым, которые заходят в троллейбус. Это, конечно, вина родителей, хотя для того, чтобы уступить место пожилому человеку, большого ума не надо. Просто в эти моменты становится стыдно за этих девочек, которые должны быть примером для остальных. Нужно, чтобы преподаватели Исламского института обратили внимание и на элементарное воспитание девушек.
И самое непонятное. Многие, никак не пойму почему, женщин в сатре с насмешкой называют "монашками". Этот термин употребляют даже люди с высшим образованием, после чего очень сомневаюсь в их образованности. Монашество зародилось в буддизме, затем появилось в христианстве. Как видите, к мусульманству этот термин никакого отношения не имеет. Дальше: монашка, или монахиня, согласно словарю Ожегова, - член религиозной общины, живущая в монастыре, принявшая пострижение и давшая обет безбрачия. И где же вы, господа насмешники, видели в Душанбе монастырь? Сейчас в городе много новостроек, может, где-то среди новостроек "Пойтахт"-а и монастырь построили? Или видели девушек или женщин, принявших постриг? Поэтому не показывайте свою необразованность и, прежде чем употреблять какой-то незнакомый для вас термин, полистайте словарь, хотя бы покопайтесь в Интернете. Не оскорбляйте женщин, одежда которых отличается от вашей.
Хочется забраться на наш знаменитый флагшток и крикнуть: не бойтесь женщин в платках – они не террористки, не шахидки и тем более не монашки. Большинство из них простые женщины, мужья которых годами горбатятся в России. Женщины, которые вынуждены торговать на рынках, чтобы прокормить своих детишек. Так в чем же их вина? Или для нашего общества будет лучше, если они полуголыми будут стоять на "панели"? Проблема вовсе не в платке. Проблема в головах людей, которые боятся и запрещают платок.

И последнее. Моя дочь учится в русской школе. Невзирая на это, читает Священный Коран в оригинале. Старается совершать свои намазы вовремя. Но пока не носит платок. Потому, что она еще не преодолела этот моральный барьер. Да и надевать платок до школы, а в школе его снимать – это неправильно. Мы, ее родители, не хотим ее принуждать, хотя это наш долг - довести до ее сознания волю Аллаха. Я хочу, чтобы платок она надела не по принуждению, не потому, что это сейчас модно, не для того, чтобы выйти замуж, а по велению сердца, осознанно. И чтобы она сама преодолела этот барьер. И каждый день молю об этом Аллаха.

21.07.2011
Мавлюда Хошимова, г.Душанбе

Источник - Азия-плюс
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1311232440


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх