Мукаддима Ашрафи: жизнь, посвященная науке и искусству ЦентрАзии 11:28 21.07.2011
Мукаддима Ашрафи: жизнь, посвященная науке и искусству
Известному ученому, историку-искусствоведу Таджикистана Мукаддиме АШРАФИ на днях исполнилось 75 лет. Всю свою сознательную жизнь она посвятила изучению совершенно уникальной сферы изобразительного искусства - средневековой таджикской миниатюры.
Трудно писать о героине предлагаемого Вашему вниманию, уважаемый читатель, очерка, по той причине, что она представитель редчайшей и совершенно незнакомой широкому кругу читающей публики профессии. Забегая вперед, скажу, что она - одна из семерых ученых, изучающих миниатюры, на территории бывшего СССР и единственная в Центральной Азии, живет она в Душанбе.
Зовут мою героиню Мукаддима Мухтаровна Ашрафи. Родилась она в 1936 году в Бухаре (хотя и зарегистрирована в г.Ташкенте), в семье известного в СССР, особенно в республиках ЦА, композитора и дирижера - Мухтора Ашрафи. Отец нашел для своего первенца столь необычное имя - Мукаддима, что означает пешраванда, "ведущая". Видимо, будучи композитором, он имел в виду "увертюру" - вступление, что означало начало нового этапа его жизни, который открыла для него его любимая дочь. Это имя вначале показалось мне непривычным, более того, незнакомым, но в процессе работы над очерком я поняла, что отец новорожденной, словно чародей, одарил свою малышку именем, которое направило ее по пути мировой известности. Пусть это имя и в будущем ведет ее по тому же пути славы!
Мукаддима Мухтаровна закончила в 1954 г. среднюю общеобразовательную и среднюю музыкальную школы в Ташкенте и сразу же поступила в один из лучших вузов страны – в Московский государственный университет им. Ломоносова, выбрав исторический его факультет только потому, что в составе этого факультета функционировало отделение истории искусств. Очевидно, воспитываясь в творческой среде, окруженная писателями, музыкантами и художниками - друзьями семьи, она не могла не посвятить свою жизнь также служению искусству! Учебу в МГУ Мукаддима успешно закончила в 1959 г. и по распределению получила направление на работу в институт, о котором мечтали многие молодые выпускники – в Институт востоковедения АН СССР.
В 1961 г. Камолиддин Садриддинович Айни, долго ждавший руки Мукаддимы, наконец, получает ее согласие на брак, и молодожены приезжают в Душанбе, где они обосновываются навсегда. Мукаддима вновь оказывается в Институте востоковедения, но теперь не АН СССР, а Академии наук Таджикистана. Но масштаб для Мукаддимы, привыкшей работать в любом месте плодотворно, независимо от принадлежности Института к Академии или научному учреждению, не играл особой роли. В Душанбе она поступает в аспирантуру. В годы учебы она часто выступает с докладами, в 1966 г. издает в Германии книгу "Джами в миниатюрах ХVI в.".
После успешного окончания аспирантуры в 1966 г. Мукаддима Мухтаровна работает старшим лаборантом в Отделе философии АН Таджикистана, а для души свое время всецело отдает любимому искусству миниатюры и изучает средневековую миниатюру Средней Азии, Ирана и Афганистана. Одновременно она пропагандирует искусство создания этих миниатюр на Всесоюзных конференциях, а также на международном симпозиуме ЮНЕСКО по искусству эпохи Тимуридов (Самарканд,1969 г.). На этом симпозиуме Мукаддиму Мухтаровну включают в международный авторский коллектив по подготовке к изданию книги "Искусство рукописной книги Центральной Азии", в которую была включена глава, подготовленная ею - "Бухарская миниатюра ХVI века". Книга издана ЮНЕСКО в Париже в 1979 г. Участие в подготовке и издании этой книги для молодой ученой было огромным доверием со стороны столь авторитетной международной организации.
В 1973 г. Мукаддиму Мухтаровну пригласили на работу на исторический факультет Таджикского госуниверситета. Сочетая преподавательскую работу с интенсивной научной работой, выступая с докладами на многочисленных научных форумах в своей стране и за рубежом (Англия, Франция, Германия, Италия, США), она готовит к изданию книгу "Персидско-таджикская поэзия в миниатюрах ХIV–ХVII вв.". В этой книге впервые мир увидел 107 миниатюр, снабженных текстами на русском и английском языках (типография ГДР). Следом она завершает в 1974 г. новую книгу – "Бухарская миниатюра 40–70 гг. ХVI века", а через 4 года, в 1978 г., в Душанбе выходит из печати новая ее книга – "Из истории развития миниатюры Ирана ХVI века".
Известность Мукаддимы Мухтаровны как знатока искусства миниатюры уже не имеет границ, она приобретает международное имя, потому ее приглашают экспертом-искусствоведом в Париж и Лондон для написания глав в книгах, изданных ЮНЕСКО.
По завершении этой работы ЮНЕСКО предлагает Мукаддиме Мухтаровне грант для проведения исследовательской работы во Франции, Англии и Ирландии.
В 1986 г. Мукаддима Мухтаровна успешно защищает свою докторскую диссертацию по изобразительному искусству Востока и становится 7-м в СССР доктором наук по искусствоведению Востока и первой и единственной в Таджикистане.
В 1987 г. в Душанбе выходит из печати новая ее книга – "Бехзод и развитие бухарской школы миниатюры ХVI века" и тут же следом выходит из печати другая ее книга – "Самаркандская миниатюра ХV в.", а в 2002 г. другая книга – "Средневековый костюм таджиков ХII–ХVII вв.".
На днях мне был преподнесен бесценный подарок – ее новая книга "От Бехзода до Риза-йи Аббаси", изданная в 2011 году. Эта книга не имеет цены!
Не могу не отметить авторитет таджикской ученой в редкой области науки, популярность и уважение, которыми она пользуется в разных странах мира. Вот примеры. В 2000 г. в Германии начинается работа по подготовке к изданию книги "Искусство и архитектура" (Кельн). Мукаддиму Мухтаровну приглашают написать главу "Искусство миниатюры". ЮНЕСКО начинает работу над книгой "История цивилизации Центральной Азии" в 6 томах. Мукаддиме Мухтаровне поручают написать для IV тома главу "Искусство книги и миниатюры" (Париж, 2000 г.), еще одну главу - "Искусство текстиля" - в V томе "Искусство текстиля" (Париж, 2003 г.). С 1990 по 1991 год Мукаддима Мухтаровна работала в качестве приглашенного исследователя в Гарвардском университете, в 1997 г. - в английском Фонде иранского наследия в Лондоне, в 2004 г. в Фонде Рокфеллера в Италии.
За выдающиеся заслуги в науке Мукаддима Мухтаровна была избрана членом Европейской ассоциации иранистов, в 1994г. - членом Европейского общества по исследованию Средней Азии, в 2001 г. ей была оказана честь и предложено быть членом фарсиязычных обществ США, в 1994 г. Биографический институт США назвал Мукаддиму Мухтаровну одной из 500 лидеров мира, а в 1996 г. она была включена в число 5 тысяч выдающихся людей мира. В 2004 г. Академия искусств Ирана (Фархангистони Хунари Эрон) избрала Мукаддиму Мухтаровну почетным академиком и перевела на фарси 4 ее книги.
В Душанбе Мукаддима Мухтаровна, кроме написания любимых книг, занималась еще преподавательской работой и подготовкой научных сотрудников по искусствоведению через аспирантуру, а также вела курс в Технологическом университете Таджикистана на факультете "Искусство и дизайна", где впервые ввела дисциплины по истории изобразительного искусства таджиков, истории костюма таджиков, истории ткани и истории национального орнамента.
Несмотря на свою всемирную известность, в общении Мукаддима Мухтаровна очень простой и обаятельный человек, лишенный какого бы то ни было чувства превосходства. В этой простоте чувствуется ее высокая интеллигентность.
...Написав этот очерк, я поняла, почему Камол Садриддинович Айни так ее любил. Незадолго до того печального дня, когда ему стало плохо, при встрече он тихо попросил меня: "Саъдинисо Хафизовна, прошу вас, не оставляйте в одиночестве Мукаддиму". И отвернулся, чтобы не показать грусть в своих глазах…
Мукаддима, если честно признаться, первая женщина из числа ученых, которая меня покорила сразу и навсегда, а теперь, когда мне пришлось стать ее биографом, и потрогать руками ее научный багаж, и узнать ее близко, я просто потрясена этой удивительной женщиной. Она достойна огромного уважения и любви!
Саъдинисо Хакимова,
профессор, член-корреспондент
Российской академии медицинских наук,
заслуженный деятель науки Таджикистана
НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ
Вышли в свет две новые книги профессора Мукаддимы Ашрафи
В Душанбе вышли в свет две новые книги доктора искусствоведения, заслуженного деятеля науки и техники РТ профессора Мукаддимы Ашрафи - "Таджикская миниатюра. Бухарская школа XVI–XVII веков" и "Таджикская миниатюра: от Бехзада до Риза-йи Аббаси".
В книгах, описывающих богатую историю развития таджикской миниатюры, приводятся цветные иллюстрации из библиотек, галерей и коллекций различных стран мира. Издания предназначены как для широкого круга читателя, так и для искусствоведов, культурологов, художников и дизайнеров.
В монографии "Таджикская миниатюра. Бухарская школа XVI–XVII веков", освещающей развитие бухарской школы миниатюры этого периода, приводится обширный материал по искусству миниатюры Бухары XVI–XVII веков, проанализированный автором в подлинниках коллекций СНГ, Индии, Польши, Ирана, США, Франции и других стран. Автор ставит целью доказать, что искусство миниатюры обладало единым миропониманием, мироотношением и мусульманским нравоучением, а также показать отношение ислама к проблеме изобразительности.
Книга "Таджикская миниатюра: от Бехзада до Риза-йи Аббаси" описывает творчество выдающегося художника Камалиддина Бехзоди, а также других классиков восточного искусства, таких как Султан Мухаммад и Риза-йи Аббаси. В этой работе М. Ашрафи рассматривается развитие миниатюры, предшествующей живописи Мавераннахра, Хорасана и Ирана.
Мукаддима Ашрафи – первый в Средней Азии доктор искусствоведения из национальных кадров, профессор, член Европейской ассоциации иранистов, член Европейского общества по исследованию Средней Азии и Международной ассоциации фарсиязычных обществ США. В 2004 году в Тегеране она была избрана почетным академиком Академии искусств Ирана. М. Ашрафи - автор более 94 научных трудов, книг и статей.
Выпуск обеих книг приурочен к 20-летию независимости Республики Таджикистан и 60-летию Академии наук Республики Таджикистан. Монография "Таджикская миниатюра: от Бехзада до Риза-йи Аббаси" посвящена 560-летию Камалиддина Бехзоди.
Игорь Лекаркин, 21.07.2011
|