Т.Осмонгазиева: Кыргызстан. Язык твой - враг мой? 22:37 29.07.2011
Кыргызстан: язык твой - враг мой?
Толгонай ОСМОНГАЗИЕВА
Политики и чиновники среднего звена в Кыргызстане все чаще разыгрывают национальную карту. Дабы узаконить свои идеи, они даже умудряются выпускать приказы, разделяющие людей по национальной и языковой принадлежности. И представляющие другие этносы граждане КР, которые родились, выросли в этой стране и немало сделали для ее развития, оказываются совершенно беззащитными перед такими документами. В этом мы убедились на собственном опыте. Но обо всем по порядку.
В поисках врага
Кыргызстан, названный его первым президентом Аскаром Акаевым "островком демократии" и "общим домом" для населяющих его людей, сейчас скорее напоминает неуютное жилище, где все перевернуто вверх дном. Конституция КР гласит, что все граждане страны, вне зависимости от национальной и языковой принадлежности, религиозных и политических взглядов, равны перед законом, и никто не может ущемлять их права и свободы. Увы, некоторые нормы Основного закона в нашей стране не работают, да и представители правоохранительных органов или прокуратуры не спешат следовать им. Хотя именно на блюстителей порядка и на высоких чиновников возложена ответственность за исполнение статей главного документа.
Напомним, 14 мая в редакции информационного агентства "24.kg" произошел инцидент с участием членов партии "Асаба", который иначе как безобразным не назовешь. В офис пришли приблизительно 15 человек во главе с лидером партии Салмоорбеком Дыйкановым и устроили скандал. Суть претензий заключалась в технической ошибке, допущенной в сообщении о выступлении членов "Асабы" на пресс-конференции: выпал предлог "не", и суть сказанного кардинально поменялась. Проведя служебное расследование, руководство информагентства привлекло к дисциплинарной ответственности сотрудников, проморгавших ошибку.
Но признание ошибки не остановило членов "Асабы". Они требовали, чтобы с ними встретилась генеральный директор информагентства. Ее отсутствие на работе мужчины оценили как "оскорбление кыргызского народа". Затем они принялись оскорблять сотрудников и журналистов, в том числе по национальному признаку. Прозвучали и угрозы найти адреса руководителей "24.kg" и "сжечь их дома". Представителям нетитульной нации напомнили, что "для русских есть Россия", а "Кыргызстан - для кыргызов". Далее у людей, называющих себя членами партии "Асаба", возникло подозрение, что сотрудники агентства нетитульной нации занимаются шпионажем. Они посчитали, что "уйгурки - все равно что узбечки, а значит, они узбекские шпионки", и пообещали добиться того, чтобы виновные покинули страну. Более того, асабисты толкали сотрудников и попытались швырнуть стул в главного редактора. Пришлось вызвать милицию. Но даже и та не сразу справилась с буйными гостями: на помощь пришло подкрепление, и лишь это помогло визитерам остудить свой пыл. Все потерпевшие сотрудники ИА написали заявления в органы правопорядка. Позже были поданы заявления в ГКНБ и Генеральную прокуратуру.
Прощай и ничего не обещай
С тех пор от блюстителей порядка, как говорится, ни ответа, ни привета. Шефство за ходом следствия установил председатель комитета Жогорку Кенеша по правам человека, равным возможностям и общественным объединениям Дастан Бекешев. Он сообщил, что ответ из Генпрокуратуры о проделанной работе ему прислали 20 июля.
"Главный надзорный орган пишет, что следствие не выявило ничего противозаконного в действиях членов партии "Асаба", в связи с чем 10 июня следственный отдел Свердловского РОВД решил отказать в возбуждении уголовного дела. Удивительно, но в письме указано, что руководство ИА было об этом своевременно уведомлено", - сказал он.
Может, это кому-то покажется нормальным? Скорее всего, так думают сотрудники надзорного органа. Или же по обыкновению решено спустить все на тормозах, чтобы никто и не вспоминал об инциденте? При таком настрое неудивительно, что угрозы и оскорбления кажутся надзорному органу вполне приемлемой формой диалога.
Дастан Бекешев данный документ считает не более чем обычной отпиской. "Не совсем ясна картина. Не указывается, на каком основании члены "Асабы" проникли в офис информагентства и почему хотели устроить погром. Почему, несмотря на то, что гендиректор ответа не получала, указывается, что он ей отправлен? Мы будем добиваться повторного рассмотрения дела", - подчеркнул народный избранник.
Впрочем, для нашей страны, где сила закона стремится к нулю, такие отписки удивления не вызывают. Порочная практика будет продолжаться до тех пор, пока законы не начнут соблюдать сами власти и блюстители порядка.
Мэрские забавы
А вот бывший мэр города Джалал-Абада Максатбек Женбеков, можно сказать, переплюнул агрессивных асабистов и благодаря своим идеям прославился на весь свет. В мае 2011 года он подписал распоряжение, по которому все представители титульной нации, не владеющие госязыком, должны называться "киргизами" (именно так, через букву "и"), а остальные этносы - "шовинистами". Имея властные полномочия, градоначальник растиражировал свое постановление среди руководителей учреждений, предприятий и организаций. Свою инициативу глава муниципалитета объяснил тем, что для представителей нетитульных национальностей "разрабатывается специальный проект по изучению кыргызского языка". Вероятно, чиновник решил таким образом упорядочить ряды тех, кого предстоит охватить нешуточной заботой. В итоге Максатбека Женбекова сняли с должности. Однако причиной его увольнения послужила вовсе не бредовая идея классификации людей, а наличие (не удивляйтесь!) российского гражданства.
Слово за слово
Дастан Бекешев сообщил, что был сделан депутатский запрос в Генеральную прокуратуру для проведения лингвистической экспертизы приказа экс-чиновника. В своем заключении эксперты Национальной академии наук ответили, что выражение "шовинист калк" не означает "шовинистские народы" или "народы-шовинисты", а относится к какому-то конкретному человеку, поскольку использовано в единственном числе. А слова "орус тилинде сүйлөгөн киргиздер" вообще использованы с иронией.
Это заключение уже само по себе вызывает иронию и кучу вопросов. Интересно, к какому конкретному человеку относились данные слова Максатбека Женбекова?
"Не берусь оспаривать правильность заключения комиссии, - отметил Дастан Бекешев, - но все же удивлен подобными результатами лингвистической экспертизы".
А вот профессор-языковед Мамед Тагаев не согласен с заключением экспертов НАН. По его убеждению, словосочетание "шовинист-калк" оскорбительно. "Вне зависимости от того, во множеством или единственном числе использовалось выражение, суть его не меняется. Слово "шовинист" означает крайнюю нетерпимость к другим народам. У этого слова не было и быть не может другого значения", - пояснил он.
Складывается впечатление, что лингвистическая экспертиза проводилась или непрофессионалами, или же заинтересованными лицами. А может, эксперты НАН владеют каким-то иным русским языком, который отличается от общеизвестного?
В любом случае за этим нелепым оправданием распоряжения экс-чиновника кроются более серьезные проблемы. Накануне выборов подобные бездумные и даже провокационные распоряжения могут привести к конфликтам на национальной или языковой почве. И властям пора бы вспомнить, что заигрывание с людьми одной национальности и противопоставление их другим ни к чему хорошему не приводит. История не раз преподносила подобные уроки.
29/07/11
|