И.Павлова: Бишкек независимый - стройка здесь, пристройка там 11:40 07.08.2011
Пожалуй, под вопрос можно поставить любое утверждение. Было бы желание. Вместе с тем вряд ли найдется тот, кто станет оспаривать самостоятельность наших людей. Благодаря этому качеству столица неустанно видоизменяется все 20 лет независимости. За эти годы "самовольцы" без особых усилий накинули на Бишкек тугой саманный пояс. Под раздачу попала и его центральная часть. Яркий пример - рынки, парки, в общем, почти все хоть немного проходимые места. "Куда ни плюнь, - ругаются бишкекчане, - кафешка, ларек, автопомойка".
Дело давно забытых дней?
Еще в 1996 году постановлением мэрии частной фирме "Канат" на три года предоставили земельный участок площадью 0,23 гектара на улице Элебесова, 286, под строительство временного торгового ряда и навеса. По истечении срока пользования хозяин с обжитого места не съехал и в течение последующих 12 лет успешно вел дела на муниципальной территории. Управление государственного архитектурно-строительного надзора (УГАСН) по Бишкеку подтвердило, что владелец автомойки Б.Бечелов на возведенные навес и молельню правоустанавливающих документов не имеет, разрешения на строительство не получал.
По данным производственно-эксплуатационного управления "Бишкекводоканала", договор на услуги водопользования и канализации не заключен. Более того, ОАО "Северэлектро" обратилось в управление Госслужбы финполиции по Бишкеку с просьбой возбудить уголовное дело по факту хищения электроэнергии на сумму 57 тысяч 935,5 сома.
В свою очередь УГАСН обратилось в Свердловский суд, который постановил взыскать с нарушителя штраф в размере двух тысяч сомов и привести объект в первоначальное состояние.
"К сожалению, в городе много самовольных строений. В ходе реконструкции Ошского базара снесено 77 незаконных пристроек, навесов, магазинчиков", - говорит начальник УГАСН Уланбек Азыгалиев. К слову, управление занимается объектами соцкультбыта, многоэтажными домами, вопросами перепрофилирования, реконструкции и ввода в эксплуатацию зданий. Иначе говоря, всем, за исключением индивидуального строительства. "В настоящее время на рассмотрении находится 171 объект. По некоторым из них приняты решения, по другим годами продолжаются судебные процессы. Некоторым из них, как в случае с Элебесова, 286, не меньше 5-10 лет", - отмечает чиновник.
Пробелы...
Примечательно, но в городе, утопающем в болоте самозахвата, прописаны весьма лояльные для нарушителей нормы. К примеру, инспектору УГАСН, который узнал о незаконном строительстве, чтобы провести проверку, сначала нужно обратиться в Министерство экономического регулирования КР.
В МЭР необходимо пояснить, откуда получена информация о том, что заказчик действует самовольно, и предоставить его паспортные данные. Так как заведомо нарушающий закон гражданин не вывешивает информацию о себе на заборе у вырытого котлована, уходит как минимум две недели для установления личности "героя". За это время подрядчики могут успеть построить этаж. Последующие - как правило, длительные - разбирательства в суде вообще дают надежду заказчику на благополучное завершение объекта.
В случае если УГАСН все же выигрывает дело, перед инспекторами снова вырастает "стена". Приводить объект в первоначальное состояние, согласно Административному кодексу, должен заказчик. На деле же человек, вложивший в строительство миллионы сомов, мягко говоря, не горит желанием разрушать свою нереализованную "мечту".
"Процедура сноса не прописана. Судебные исполнители по факту занимаются лишь взиманием штрафов в размере двух тысяч сомов, которые идут в республиканский бюджет. Приведением же участка в первоначальное состояние приходится заниматься УГАСН", - говорит начальник юридического отдела управления Тимур Куленбеков.
"Мы вносили предложения в Госстрой, разрабатывали законопроекты по изменению статей Административного кодекса для увеличения штрафных санкций. Что такое две тысячи сомов? Кроме того, предлагали четко прописать инстанцию, которая должна заниматься сносом, а также на какие средства его производить. Пока нам помогает мэрия - людьми, техникой", - добавляет Уланбек Азыгалиев.
Подвижка?
В конце 2010 года начальнику УГАСН вернули статус государственного строительного инспектора. "Фактически с 15 января 2011-го по определенным статьям АК КР (за исключением самовольного строительства и самовольного ввода в эксплуатацию) я принимаю решения самостоятельно, без обращения в суд. С передачей этой функции по 106 объектам из 171 (реконструкция, перепрофилирование, перепланировка) действия граждан признаны мною самовольными", - пояснил Уланбек Азыгалиев.
Однако, по мнению экспертов, чтобы прекратить самовольное строительство, в том числе индивидуальное, необходимо ужесточить законодательство: включить статью, предусматривающую значительные штрафные санкции с лишением свободы сроком от 6 месяцев до года, в Уголовный кодекс КР. Вкупе с уже проведенной реформой по упрощению процесса оформления документов это должно подействовать, считают исследователи. А в перспективе - ввести статус строительного прокурора, который нес бы личную ответственность за порядок в столице.
03/08/11 Ирина ПАВЛОВА
|