Минэнергетики РФ Шматко в Душанбе: "Дотировать мы никому ничего не обязаны..." 00:05 03.09.2011
Шматко: Россия никому ничего не обязана Министр энергетики России Сергей Шматко обрисовал тезисы переговоров президентов Таджикистана Эмомали Рахмона и России Дмитрия Медведева.
Глава минпромэнерго России встречался с журналистами в Душанбе за несколько часов до встречи президентов РФ и РТ.
Перед началом официальных переговоров между главами двух государств министр энергетики России Сергей Шматко обрисовал на пятнадцатиминутном брифинге в Душанбе темы продолжающихся переговоров между руководством двух стран.
"Сегодня на повестке дня в любом случае будут стоять наши традиционные вопросы: сотрудничества в области поставок нефтепродуктов. Таджикская сторона естественно ставит вопрос об организации беспошлинной поставки нефтепродуктов. Надо просто договариваться. Мы двигаемся. Мы согласовали баланс потребления нефтепродуктов. Таджикская сторона предоставляет нам данные о том, сколько и какого вида нефтепродуктов она потребляет. Нам бы конечно совсем не хотелось допускать реэкспорта российских нефтепродуктов из Таджикистана в третьи страны", - сказал он.
Россия ввела в прошлом году экспортные пошлины на нефтепродукты для Таджикистана, в результате чего за последний год цена на бензин в республике возросла на 40%. Последнее повышение экспортной пошлины произошло 1 сентября. Теперь отпускная цена российского бензина для Таджикистана приблизилась к 400 долларам за тонну.
"Дотировать мы никому ничего не обязаны. Наши потребители также платят более высокие цены, так как цены на нефтепродукты колируются в соответствии с ценами мирового рынка и поэтому таджикские потребители это ощущают также на себе, как и российские. Российская компания Газпромнефть наращивает свое присутствие, обеспечивает стабильные поставки нефтепродуктов, и мы рассчитываем, что переговоры сегодняшние приведут к соответствующему результату", - добавил Шматко.
В ходе пресс-конференции он не раз намекал, что все зависит от политической воли руководства двух стран.
Таджикские эксперты считают, что экспортная пошлина является одним из рычагов давления на руководство республики с целью получения определенных уступок. Российская сторона не раз заявляла о своей заинтересованности в совместном использовании военного аэродрома "Айни" в 25 километрах западнее Душанбе, возращении своих пограничных войск на границу с Афганистаном и крупных гидроэнергетических проектах Таджикистана.
На пресс-конференции глава российского Минэнерго сообщил, что российская компания "Газпромнефть" присматривается к топливно-заправочной компании (ТЗК), которая занимается заправкой воздушных лайнеров в аэропорту Душанбе.
"Идут переговоры, это всегда обсуждалось, потому что "Газпромнефть" исторически всегда поставлял сюда нефтепродукты, - сказал он. - Договаривались, что будет закончена приватизация и будет выделен имущественный компас… Другие активы, кроме упомянутого ТЗК, мы пока не планируем приобретать".
Шматко также сообщил, что реализация Рогунской ГЭС возможна только при достаточном уровне переговорного процесса между странами Центральной Азии по водно-энергетическому режиму, который "в регионе очень чувствительный".
"Мы считаем, что строительство станции – дело очень важное для Таджикистана. Мы хорошо знаем те проблемы с энергоснабжением в Таджикистане, которые существуют, которые, к сожалению, становятся регулярными в зимний период, страдает население и промышленность. Помимо этого развитие гидроэнергетического потенциала Таджикистана поможет, на мой взгляд, реализации такого крупного инфраструктурного проекта как строительство CASA-1000", - заявил министр.
При этом он подчеркнул, что при реализации крупных инфраструктурных проектов в энергетической отрасли необходимо "обязательное соблюдение международных процедур, проведение экспертиз, чтобы не навредить".
В журналистских кругах уже говорят, что Шматко видимо был послан Кремлем к журналистам, которые имели много вопросов к Медведеву, чтобы снять напряженность при, возможных, острых вопросах.
Несмотря на то, что руководство обеих стран называют свои отношения "стратегическими", в экспертные круги считают, что взаимоотношения двух стран значительно охладели, особенно после заявления российского президента в Ташкенте в январе 2009 года, когда он поддержал позицию Узбекистана в водно-энергетических спорах в Центральной Азии.
2.09.2011
|