Н.Никандров: Уго Чавес на фоне ливийских событий 09:41 04.09.2011
О нападении ливийских "повстанцев" на посольство и резиденцию Венесуэлы в Триполи 23 августа западные информационные агентства сообщили как бы между прочим, не слишком педалируя тему. К счастью, обошлось без жертв. Посол Венесуэлы Афиф Тахелдин (Afif Tajeldine) и другие сотрудники успели перебраться в безопасное место, а затем вовсе покинули Ливию. Позже стало известно, что наемники разгромили и разграбили в этом районе Триполи только дипломатическую миссию Венесуэлы. То есть была проведена целевая операция, которой руководили лица "европейской внешности с военной выправкой".
Представитель Венесуэлы в ООН Хорхе Валеро выступил в Совете безопасности с осуждением этого вопиющего нарушения международного права и Устава организации. Латиноамериканские политологи усматривают в нападении "повстанцев" на дипломатическую миссию Венесуэлы в Триполи ультимативное послание Чавесу: после Каддафи – твоя очередь! Полагают, что формат дестабилизации, использованный Империей в Ливии и Сирии, решено в близкой перспективе применить в Венесуэле. О подрывном сценарии агентство Рейтер сообщило 17 августа в статье "Перед президентскими выборами в Венесуэле возрастут масштабы насилия". Протесты "возмущенных граждан" будут сопровождаться скоординированной поддержкой массмедиа - телеканалов BBC, Euronews, CNN, Fox, Al-Jazzera и других. Предусмотрены также "акты анархического беспредела, вандализма и уличных расправ" с привлечением террористических групп из-за рубежа. На Венесуэле будет опробована обновленная версия "цветных революций" с акцентом на применение оружия. Любой ценой не допустить переизбрания Уго Чавеса в 2012 году - над решением этой задачи работают Пентагон, разведывательные службы, госдепартамент, ближайшие союзники Вашингтона, включая Англию, Испанию, Израиль и Канаду…
Уго Чавес осведомлен об этих планах и как испытанный в боях политик не только демонстрирует уверенность в очередной победе на выборах, но и обещает вновь побороться за президентство в 2018 году. Тезисы, которые Чавес выдвигает для соратников, просты и понятны. Опора на народ и армию, создание Патриотического народного фронта (Polo Patriotico Popular) помогут справиться с любыми заговорами. Империя не всесильна! Больше оптимизма: Соединенные Штаты в нынешнем "имперском качестве" обречены! К середине XXI столетия перманентный финансово-экономический кризис и внутренние политические, этнические, корпоративные и прочие междоусобицы подорвут жизнестойкость страны. Шаг за шагом, через кровь и страдания Соединенным Штатам придется отказаться от роли "мирового жандарма" и "глобального паразита". Агония ускорится после новых бесперспективных внешнеполитических авантюр, попыток разгромить "идеологически неприемлемые режимы", которые вновь и вновь будут возникать из пепла. Отчаянный поиск вариантов выхода из тупиковой ситуации для (исторически обреченной) империалистической системы завершится, по мнению Чавеса, развалом Империи.
Чавес постоянно указывает на то, что внутренние социально-политические противоречия в США и западных странах достигли небывалой остроты. Эти противоречия замалчиваются, подавляются, но стихийные протесты обездоленных слоев населения, включая значительную часть среднего класса, контролировать все сложнее. Традиционного репрессивного потенциала властей явно недостаточно. Поэтому все чаще говорится об использовании вооруженных сил против собственного населения. Соответствующая подготовка военных уже ведется. Менталитет офицерского корпуса США был настолько деформирован в ходе карательных "антитеррористических войн", что как должное воспринимает "концептуальную установку" на необходимость превентивного пресечения "внутреннего заговора", якобы подготавливаемого мусульманскими экстремистами, "популистскими" лидерами, "красными эмиссарами", активистами "антисистемы" и т.д.
Милитаризация США приняла такие масштабы, что безболезненно перейти на "мирные рельсы" невозможно. Даже минимальное сокращение военного бюджета даст толчок к терминальному обвалу экономики и финансов. Но динамичное функционирование ВПК возможно только через эскалацию вооруженных конфликтов. Перспектива горячих войн в Сирии, Иране, на Кавказе и т.д. отвергается подавляющим большинством электората США. Настроить его на воинственный лад можно только через очередную постановку "в жанре" взорванных башен Торгового центра в Нью-Йорке. У Чавеса авторство этой "блокбастерной" атаки не вызывает сомнений – ее замыслили и осуществили спецслужбы США и Израиля! Президент Венесуэлы постоянно возвращается к этой теме, по его инициативе государственные телеканалы не раз выступали с разоблачительными программами, делая упор на вероятность новых, все более изощренных провокаций спецслужб, в том числе против боливарианского режима. Чавес знает, что на венесуэльском направлении работают наиболее подготовленные сотрудники ЦРУ, Военной разведки США, Моссада и прочих западных служб.
Агрессивные конвульсии Империи, ее отказ от соблюдения норм международного права, непредсказуемость принимаемых решений и действий Вашингтона, ставка на подлость и предательство "сукиных сынов" Империи не могут не привести к возникновению в государствах, претендующих на сохранение независимости и реального суверенитета, ответной (оборонительной) реакции. Ускоренными темпами будет завершаться формирование региональных центров силы. Даже в тех государствах, которые были разгромлены объединенными силами НАТО/США под различными сфальсифицированными предлогами, постепенно консолидируются и в перспективе возьмут верх антиамериканские силы сопротивления. Всякое действие рождает противодействие.
После провалившихся попыток Империи свергнуть боливарианское правительство в 2002-2003 годах Чавес делает все возможное, чтобы дистанцироваться от Соединенных Штатов в финансово-экономической, энергетической и военной областях. Это не конфронтационный курс – слишком неравны силы, а стремление к диверсификации международных связей, к созданию весомой альтернативы тому положению вещей, которое существовало до прихода Чавеса к власти. Прежняя Четвертая республика была фактически еще одним "ассоциированным государством" Империи, "добровольным" вариантом Пуэрто-Рико. Американизация венесуэльской элиты достигла такой степени, что перспектива "вхождения" в США казалась ей весьма заманчивой. Поставлять Империи нефть по сверхльготным ценам и наслаждаться комфортной жизнью "золотого миллиарда" – вот он, несбывшийся идеал тех либеральных политиков и предпринимателей, которые были отвергнуты боливарианской революцией. Сейчас они – самые непримиримые противники "диктатуры Чавеса". Они подвергают критике его шаги по укреплению независимости. Национализация нефти, укрепление разносторонних связей с Россией и Китаем, создание "популистсткого блока" ALBA - Боливарианского альянса народов Латинской Америки, налаживание тесных отношений с гигантом Южной Америки Бразилией - все это неприемлемо для венесуэльской оппозиции, поскольку отдаляет возможность реванша.
Нескрываемое недовольство Вашингтона вызвало недавнее решение Чавеса разместить оперативные международные валютные резервы в дружественных странах БРИКС, в том числе в России, и вернуть золотой запас Венесуэлы в национальный Центральный банк. "Нам нечего скрывать, - заявил Чавес. - Экономики Европы и США идут ко дну. По этой причине настало время проверить прочность экономик таких стран, как Китай, Россия и Бразилия"… По мнению президента, перевод валютных резервов из Европы и США в союзные страны будет способствовать "оздоровлению" ресурсов страны "накануне приближающегося мирового капиталистического кризиса". Есть и другие причины, объясняющие действия Венесуэлы по вывозу золота из западных банков, в частности - разграбление натовцами ливийских резервов (так называемого "золота Каддафи"). Правительство Чавеса не сомневается, что при определенных обстоятельствах будут "репрессивно" заморожены и венесуэльские счета в странах Запада, например, под предлогом судебных исков со стороны западных компаний, которые "пострадали" от национализации. Кроме того, перевод золота под национальную крышу поможет Венесуэле подстраховаться от обесценения евро и доллара.
Чавес считает, что примеру Венесуэлы по перемещению финансовых средств могут и должны последовать другие страны Латинской Америки, которые хранят в банках "на Севере около 570 миллиардов долларов", финансируя тем самым его развитие. Первый запрос по репатриации золота был направлен в Банк Англии, в котором с 1980 года хранится 99 тонн металла. На очереди возвращение венесуэльского золота из США, Канады, Швейцарии и Франции. Всего в зарубежных банках находится чуть меньше 58 % всего золотого резерва страны, который достигает 365 тонн. К призыву Чавеса о перемещении средств из банков Севера в национальные банки с пониманием отнеслись страны-члены ALBA. Министр иностранных дел России Сергей Лавров во время августовского (2011) визита в Каракас заявил о том, что предложение Венесуэлы по поводу размещения ее золотовалютных резервов в России будет с готовностью рассмотрено, т.е. фактически поддержал действия Чавеса. Аналогичная реакция прозвучала из Пекина.
Возвращение золота в Венесуэлу и настойчивые попытки Чавеса создать в Латинской Америке независимые от Запада финансовые структуры воспринимаются аналитиками как "крайне рискованные мероприятия". Одной из ключевых причин превращения Каддафи в "политического изгоя" и организации охоты за ним стали его планы по перемещению многомиллиардных валютных резервов из западных банков в банки Китая. Поэтому нет сомнений, что Запад не простит Чавесу его усилий по разоблачению мифа об "успехах финансовой стабилизации" стран первого мира. Категоричные слова венесуэльского президента о том, что "экономики Европы и США идут ко дну", услышали все, кто умеет слушать. Надеюсь, что и в России предупреждение Чавеса без внимания не оставили.
Нил НИКАНДРОВ | 02.09.2011 |
|