М.Ниязова: Суд по событиям 7 апреля 2011/"апрельской революции" в Киргизии - грядет ли пора сенсаций? 01:01 09.09.2011
Суд по событиям 7 апреля: грядет ли пора сенсаций?
Громкий судебный процесс по апрельским событиям продолжает опрашивать свидетелей. На этой неделе значимым событием стало выступление бывшего члена временного правительства Темира Сариева. Его допрос длился почти 5 часов! Однако сенсационных откровений, которых ждали все участники процесса, не последовало. Зато были неоднозначные ответы.
"Несостоятельный свидетель"
Так охарактеризовала Темира Сариева защита обвиняемых. По их мнению, бывший член ВП не до конца откровенен. "Он и другие члены оппозиции, считаю, готовили государственный переворот с использованием обычного народа и, по сути, подставили рядовых граждан. Теперь же, когда дело дошло до суда, он уходит от ответов, ни на один юридически значимый вопрос не ответил. И выступал больше как политик, нежели свидетель событий. В своем противостоянии бывшему президенту и его окружению этот человек не в состоянии говорить правду", - сказал адвокат Руслан Долаев.
Присутствующие на заседании заметили, что политик нервничал. Временами долго обдумывал ответы. А порой и вовсе отказывался отвечать. К примеру, на вопрос, являются ли Дом правительства и прилегающая к нему территория охраняемыми объектами, Темир Сариев так и не дал однозначного ответа. "Надо посмотреть закон. Я не знаю", - неуверенно сказал он. Однако тут же вполне решительно заметил, что "Белый дом" вообще не должен охраняться.
Следом вполне закономерно последовал вопрос общественного защитника обвиняемых Чолпон Джакуповой: "Почему члены временного правительства, придя к власти, не сорвали табличку о том, что Дом правительства - охраняемый объект?". Темир Сариев на это сказал: "Это чушь".
Курултай vs митинг
Рано утром 7 апреля, по словам Сариева, он прилетел из Москвы. С трапа самолета его сразу доставили в Госслужбу нацбезопасности (ныне Государственный комитет национальной безопасности). "С 07.00 меня допрашивали следователи, ближе к 14.00 повели к зампредседателя ГСНБ Марату Бакиеву. К тому времени я знал, что на площади убили несколько человек. Поэтому потребовал у Бакиева, чтобы прекратили стрелять в народ. У нас с ним состоялся нелицеприятный разговор. Как выяснилось позже, вместе со мной в ГСНБ находились и другие лидеры оппозиции - Иса Омуркулов, Абдыганы Эркебаев, Дуйшенкул Чотонов... Ближе к 16.00 приехал советник президента по обороне и безопасности Эльмурза Сатыбалдиев и предложил провести переговоры в "Белом доме" с главой правительства", - рассказал Темир Сариев.
По его словам, представители оппозиции встречались с премьер-министром Данияром Усеновым и окружением президента Бакиева три раза. И всякий раз, отметил свидетель, требовали отставки правительства и прекратить стрельбу по митингующим. "О том, что на площади убивают людей, Курманбек Бакиев знал, ему докладывали о происходящем. Данияр Усенов не мог сам принимать решения. Он исполнял роль жалкого клерка", - подчеркнул Темир Сариев.
"Мы не готовились к митингу, а планировали провести Всенародный курултай во всех областях республики. Народ стал собираться стихийно", - сказал экс-член ВП.
Когда ему напомнили последствия "мирного собрания" в Таласе, где до полусмерти избили министра внутренних дел Молдомусу Конгантиева и несколько журналистов, Сариев развел руками. "Мы не предполагали, что события в Таласе будут развиваться в наихудшем варианте. Члены партии "Акшумкар" (лидером которой является Сариев - прим. ИА "24.kg") всегда собираются мирно, и в Таласе должна была состояться мирная акция. Но 6 апреля, насколько я знаю, первые ранения получили члены нашей организации. Хотя оружия у них при себе не было. Когда толпа двинулась в сторону УВД и мэрии и начала захватывать представителей власти, это были чисто предупредительные силовые действия", - сказал Темир Сариев.
Однако, по мнению адвоката Абдыкерима Аширова, политик лукавит. "Курултай проводится в одном месте на улице или в помещении. То, что происходило в Бишкеке возле "Форума" и на площади, - шествие с захватом "Белого дома". Организаторы же пытаются уйти от ответственности за незаконное проведение митинга и демонстраций, говоря, что не планировали их. Согласен, любой гражданин имеет право выражать мнение, но 7 апреля все переросло в беспорядки с многочисленными жертвами. И лидеры оппозиции несут за это моральную ответственность. Они должны были держать ситуацию в руках, организовать все. И даже продумать, кто в случае их ареста мог руководить толпой", - прокомментировал адвокат обвиняемых.
Герои или мародеры?
Темир Сариев не отрицает, что среди митингующих у здания Дома правительства могли быть провокаторы и люди с оружием. "Но я не видел у участников акции оружия и боеприпасов. Они с голыми руками стояли, когда в "Белом доме" было полно военнослужащих с оружием. Мы не могли вооружить людей, так как за представителями оппозиции велся тотальный контроль. Даже безоружным нам было небезопасно ходить по улице", - добавил Темир Сариев.
Он признался, что многие убитые и раненые, получившие после 7 апреля 2010 года звания "героев", удостоились их незаслуженно. Они получили увечья, когда грабили столичные магазины. "Мародерство началось, когда митингующие еще стояли у Дома правительства. В магазинах была вооруженная охрана, но не во всех. Будучи главой комиссии по выплате компенсаций, я разбирался с этим вопросом. Пострадавшие с дробовыми ранениями могли быть ранены во время мародерства", - сказал Темир Сариев.
Резонно было бы задать вопрос: почему он только сейчас говорит об этом, когда все пострадавшие и родственники погибших митингующих получили деньги, квартиры и звания "героев апрельской революции"? Почему, будучи ответственным за выплаты компенсаций, Сариев не отсеял псевдогероев? По словам адвокатов, задавать эти вопросы нет смысла, все равно уйдет от ответа.
Эфир им не нужен, только деньги
Пока часть митингующих штурмовала Дом правительства, другие захватили Национальную телерадиокорпорацию. "Агрессивные молодчики", как их охарактеризовала экс-гендиректор КТР Катя Урумканова, требовали не эфира, а кассу. "Если бы они сказали, что оппозиционеры хотят выступить в эфире, я бы им его предоставила", - подчеркнула она.
Сотрудникам телеканала пришлось бежать из здания черными ходами и прыгать через забор. "Здание закидали камнями, все окна разбили. Ущерб телекомпании исчисляется миллионами долларов. Все оборудование, предназначенное для прямой трансляции, уничтожено. И сейчас сотрудников ТВ вынуждают выплачивать компенсацию за костюмы, которые утащили митингующие", - добавила Катя Урумканова.
По ее словам, после 7 апреля 2010 года на канале сменилось не только руководство. "Увольняли и рядовых сотрудников", - сказала Катя Урумканова.
Кто следующий?
На следующей неделе, по словам представителя пострадавших, в суде допросят еще нескольких лидеров оппозиции. В понедельник, пообещал глава ОО "Мекен шейиттери" Осунбек Жамансариев, показания дадут мэр столицы и экс-оппозиционер Иса Омуркулов и непосредственный участник событий - правозащитник Токтайым Уметалиева.
Адвокаты обвиняемых ходатайствовали, чтобы суд обязал Генпрокуратуру обеспечить явку Бакиевых. Однако, по их словам, нынешним властям это не выгодно так же, как и самим давать показания в суде. А учитывая показания Сариева, можно смело предположить, что власти не станут свидетельствовать против себя. "Ради достижения своих политических целей нынешние власти готовы оправдать любой правовой беспредел", - считает Руслан Долаев.
Тем не менее защита обвиняемых попросила суд допросить в качестве свидетелей всех лидеров оппозиции, в том числе и главу государства Розу Отунбаеву и премьер-министра Алмазбека Атамбаева. Но будет ли это сделано, пока неизвестно.
Наступит ли пора сенсационных откровений?
08/09/11 Махинур НИЯЗОВА
|