Т.Куан: Хиджаб замедленного действия. В казахстанском обществе появилась новая тенденция – арабизация 08:28 09.09.2011
Хиджаб замедленного действия Сейчас в нашем обществе появилась новая тенденция – арабизация
Согласно результатам исследования, проведенного Институтом политических решений в августе этого года, 16 процентов казахстанцев считают хиджаб неотъемлемой частью исламской культуры. Между тем, более трети опрошенных (38,2 процента) высказались против ношения мусульманского платка, полагая, что популяризация религиозной атрибутики может привести к расколу в обществе. Еще в начале марта в Туркестане на встрече с общественностью свое однозначное отношение к этой проблеме высказал президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ: "Я категорически против паранджи, особенно когда паранджу или хиджаб носят студентки или учащаяся молодежь. У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам". В августе его поддержал глава недавно созданного Агентства по делам религий Кайрат ЛАМА ШАРИФ. По его словам, казашки "никогда не находились в затворничестве". Более того, Лама Шариф отметил: "Нельзя слепо копировать чужие обычаи и следовать чужой культуре, в частности арабской. Следует всегда помнить, что казахский народ может сохранить свою сплоченность, согласие и единство, только следуя обычаям и традиционной религии своих предков".
Носишь платок – иди в медресе! Однако в обществе "вопрос хиджаба" до сих пор остается, мягко говоря, дискуссионным. В январе этого года мусульманский дресс-код стал причиной скандала в одной из школ Шымкента. Тогда педагоги отказались пускать на занятия учениц в платках, ссылаясь на единую школьную форму. Спустя два месяца ученицы другой шымкентской школы заявили, что администрация запретила школьницам фотографироваться в мусульманских платках на пропуск для ЕНТ. – Нам говорят: "Носишь хиджаб – иди в медресе, изучай религию", – пожаловалась тогда одна из учениц. В феврале по пути запрета пошло и руководство Атырауского госуниверситета: студенток в хиджабах не пускали на лекции, ссылаясь на то, что по внутренним правилам вуза сидеть на занятиях в головных уборах запрещено. Подчиниться девушки отказались: "Это будет означать, что мы не повинуемся Аллаху и его хадисам (изречениям. – Ред.). Мы не можем так грешить". В борьбу за хиджаб включились и мужчины. В марте экибастузцы Уалид НЕЧАЕВ и Бейсенбай АМИРЖАН объявили в Астане голодовку, которая продолжалась две недели. Объясняя причины акции, в обращении на имя главы государства они написали: "Выражаем категорический протест против развернувшихся репрессий в отношении наших сестер по вере, направленных на подавление нашей воли… Так, дочь нашей сестры по вере Натальи Войтенковой, четырехлетнюю Хадиджу, отказались принять в детский сад №14 города Астаны из-за того, что Наталья носит платок". О том, как именно надо защищать – и надо ли вообще – "жен и сестер в их праве на ношение хиджаба", мы поинтересовались у самой Натальи ВОЙТЕНКОВОЙ – русской, принявшей ислам пять лет назад. – Наташа, вашего ребенка действительно не приняли в детский сад только из-за вашей одежды? – Я как мусульманка не хочу обманывать: причина отказа в том, что наша очередь еще не подошла. Единственное, что директор садика грубо со мной разговаривала. Она и слушать меня не стала. Видимо, потому что я была одета не так, как ей хотелось бы. – Сейчас вопрос с садиком решился? – Ничего подобного. Так как ребенка в сад пока пристроить не могу, подала заявление на оформление социального пособия. У меня ведь муж сидит в тюрьме за веру в Аллаха (статья 233 УК РК "терроризм". – Ред.). Ему семь лет дали – два уже отсидел. – Наташа, вы носите мусульманский платок. А насколько это уместно в нашем обществе? Казашки, например, прежде никогда не носили хиджаб. – Ношение хиджаба – это приказ Аллаха. В Коране прописано: "Скажи своим женам и женам верующих, чтобы они посильнее накидывали на себя покрывало". Хиджаб – это наша защита. Я как богобоязненный человек всегда закрываю свое тело. Да, есть Конституция, есть законы, но ведь в Судный день мы будем отвечать по закону Аллаха, а не государства. Христианам никто не запрещает носить крестик, иудеям – шляпы и пейсы: это их атрибутика. Так почему же нам запрещают носить платки, например, в школах? Я этого не понимаю. Махамбет АУЭЗОВ, главный редактор общественно-политической газеты "Деловая неделя", надеется, что его супруга когда-нибудь наденет хиджаб: – Согласно концепции аурата (общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей. – Ред.), у мужчины должна быть прикрыта область от колен до верхней части живота, а у женщин – от щиколоток до головы. Хиджаб, закрывающий шею и волосы, является требованием шариата, а шариат – это неотъемлемая часть ислама. – Почему в таком случае ваша супруга не носит хиджаб? – Она говорит, что носить хиджаб несовременно, на этот счет у нас постоянно происходят дискуссии. Но в данном случае я не считаю это поводом для развода. Всегда есть надежда, что я сумею ее убедить (смеется). – Казахские женщины никогда не закрывали лицо, – говорит Бахытжан МОМЫШУЛЫ, член Союза писателей Казахстана, сын Героя Советского Союза Бауыржана МОМЫШУЛЫ. – Им была присуща свобода, и в истории есть много тому доказательств: казашки воевали наравне со своими мужьями и братьями, в родительском доме девочек никогда не усаживали у порога: им отводилось почетное место с правой стороны. А платок, который носили казашки, на языке символов объяснял, что женщина уже замужем – и не более. – На мой взгляд, хиджаб – это одна из жалких попыток навязать женщинам что-то, что не соответствует сегодняшнему времени и современным взглядам на жизнь, – считает танцовщица Азиза. – Не спорю, есть и такие, кто надевает платок осознанно. Я думаю, это делается для того, чтобы выгодно выйти замуж: ведь в Казахстане есть категория обеспеченных мужчин, которые ищут себе набожных жен.
О школьной форме и содержании – Надо ли разрешать ношение хиджаба в учебных и госучреждениях? Мурат ТЕЛИБЕКОВ, руководитель Союза мусульман Казахстана: Религиозную толерантность, которую провозгласило наше государство, мы должны воспитывать в людях с младенчества. Если мы проявляем нетерпимость и делаем хиджаб предметом насмешек и оскорблений в школе, то, когда эти дети станут взрослыми, подобная нетерпимость может вылиться в куда более грубые радикальные формы. Запрещая хиджаб, мы взвинчиваем социальную напряженность в обществе. Наталья Войтенкова: Я своего ребенка (у Наташи трое детей. – Ред.) в медресе отдала, потому что хочу, чтобы он отошел от безбожия и беспредела, который творится в наших школах и вузах. Нам говорят, что есть единая форма. Ничего подобного: дети ходят в школу кому как заблагорассудится. Когда ходят по улицам эмо или готы, на них никто внимания не обращает, а на нас, на мусульманках, делают огромный акцент. Что в нашем внешнем виде плохого? Махамбет Ауэзов: Если есть конкретная школьная форма, в которой не предусмотрен хиджаб, то ничто ведь не мешает предложить ей замену с использованием платка. Например, в Великобритании есть полицейские-мусульманки, и по их просьбе была разработана специальная форма с хиджабом. Почему-то христианская страна не увидела в этом проблему, а Казахстан увидел. Асылбек ИЗБАИРОВ, исламовед: В школах все-таки стандартная школьная форма должна соблюдаться, а уже после достижения совершеннолетия девушка сама сможет сделать осознанный выбор – носить ей хиджаб или нет.
А зачем нам тюбетейки? – Почему в последнее время в Казахстане появилось огромное количество женщин в хиджабах? Еще 10 лет назад такого не было. И есть ли здесь опасность для светского Казахстана? Наталья Войтенкова: Возможно, хиджабов стало больше и потому, что усилился призыв к вере. Я сама, например, делаю дауат (призыв к исламу). Ко мне даже на улицах люди подходят и спрашивают: "А почему ты, русская, так оделась?" Я начинаю объяснять, что это приказ Аллаха. Он лучше знает! Мурат Телибеков: Я не понимаю, какую опасность несет хиджаб – это же всего лишь платок. Задавать вопрос "Зачем Казахстану хиджабы?" – все равно что спросить "А зачем нам тюбетейки или калоши?" Это же абсурд! Тем более что в нашем государстве есть куда более важные проблемы. Махамбет Ауэзов: Люди постепенно от поверхностного понимания религии перешли к более глубокому. Ислам ведь дает установки на все стороны жизни – от бытовых мелочей до мировоззрения. Поэтому с ростом сознания мусульманства то, что женщины стали закрывать ранее открытые части тела, – вполне закономерно. Основная критика платка заключается в том, что казашки прежде его никогда не носили. Если следовать этой логике, то казашки и штаны раньше не носили. Что же мы – теперь и брюки будем запрещать носить девушкам? Никого ведь это не возмущает. И потом, хиджаб – это не декларация враждебного настроя человека к миру. Это декларация того, что человек всего лишь стремится соответствовать своим религиозным убеждениям. Асылбек Избаиров: Появление хиджабов связано с ростом религиозности в молодежной среде. И потом – это своеобразная форма самоутверждения. Нам надо сохранять свои обычаи и традиции. У казахов, например, есть кимешек (казахский головной убор, закрывающий волосы и шею женщины. – Ред.). А копирование и навязывание нам стереотипов других народов – от неглубокого знания ислама. Азиза: Если мы вокруг себя создадим мощную прослойку женщин в хиджабах, то они будут давить на психику тех, кто его не носит. Бахытжан Момышулы: Сейчас в нашем обществе появилась тенденция – арабизация. Это идеологическая кислота, которая разлагает фундамент казахских традиций. Идет определенная идеологическая политика. Хиджабы и бороды идут к нам с Востока под прикрытием ислама. Национальность дается человеку при рождении, а религия приходит позже, она вторична. Поэтому нельзя, чтобы религия довлела над нацией. Я надеюсь, что эта "болезнь" скоро пройдет. Но она очень опасна, потому что разрушает вековые устои, составляющие душу казахского народа.
Татьяна КУАН, 6 сентября 2011
|