В.Щеколдин: Три дня в Душанбе 1991 г. Антисоветские выступления в Таджикистане (история) 08:53 10.09.2011
Три дня в Душанбе
Антисоветские выступления в Таджикистане глазами Валерия Щеколдина В отделении Таджикистана от СССР важную роль сыграли религиозные и клановые распри. Обретение независимости стало для республики прологом к гражданской войне. Фотографии Валерия Щеколдина Валерий Щеколдин родился в 1946 году. Представитель "золотого поколения" фотографов - критических документалистов позднесоветского периода. Лауреат премии "Пресс Фото России" за 1996 год, дважды лауреат премии Клуба фоторедакторов Германии, обладатель премии за гуманистическое отношение к фотографии немецкого Института гуманитарных исследований. "Дни затмения" публикуют его фотографии волнений в Душанбе в 1991 году. Ссылка на фотогалерею
После неудачи путча в Москве СССР стал стремительно разваливаться. В Средней Азии и кое-где на Кавказе это происходило по одному и тому же сценарию. На площадь перед правительственным зданием в автобусах свозили крестьян, которые имитировали политическую забастовку. Для них ставили палатки и полевые кухни. "Забастовщики" вместе с женами и детьми проводили на площади круглые сутки. Их бесплатно кормили и, кроме того, платили за каждые проведенные сутки по 50 рублей, в то время как на хлопке они зарабатывали в среднем по 40 рублей в месяц. Обычно такое "сидение" продолжалось не более двух недель - больше коммунистические власти выдержать не могли и уходили в отставку. В начале сентября такую картину я наблюдал в Чечне, а где-то в середине месяца - в Таджикистане.
Снимать такие спектакли было легко, но противно. Побродив среди сидящих забастовщиков, поснимав их лозунги и, по мере возможности, выразительные портреты, я поехал посмотреть, как живут те, которые не бастуют. Я побывал в колхозе, школе, детском саду. Я сфотографировал чудовищную очередь за хлопковым маслом, которое является основным продуктом питания небогатых жителей. Командировка была очень короткой, так что я мало что успел: что делать, таков был ритм моей газеты. В то время на то, чтобы достать билеты на самолет, у меня уходило гораздо больше и сил и нервов, чем на основную работу - на съемку.
Валерий Щеколдин специально для "Лента.ру"
Исламисты против. Как ушел Таджикистан
В Таджикистане противостояние между коммунистами во власти и оппозицией, возникшей на волне перестройки, было усилено несколькими факторами. Во-первых, накопилось раздражение тем, что в советские годы руководство местной Компартии традиционно составляли выходцы из Ленинабадской области. Во-вторых, усилилось влияние исламских радикалов. Возглавивший республику (в должности первого секретаря ЦК компартии) в начале перестройки Кахар Махкамов, как и его предшественник Рахмон Набиев, был уроженцем Ленинабадской области. И тот, и другой в разное время руководили Советом министров Таджикистана. Перестройка, однако, способствовала изменению ситуации. Представители других регионов стали претендовать на власть, выступая в рядах оппозиции. Как результат, национально-демократическое (а также национально-религиозное) движение действовало в плоскости регионального противостояния. Так, движение "Растохез" ("Возрождение"), созданное в 1989 году и выступавшее под лозунгами демократизации и достижения суверенитета Таджикистана, требовало, помимо прочего, прекратить "засилье ленинабадцев" во власти. В целом по республике роль региональных лидеров возрастала – на фоне ослабления республиканской власти и снижения ее авторитета. Рахмон Набиев. Фотография Валерия Щеколдина. К началу 1990-х годов раскол по региональному (точнее, религиозно-региональному) признаку оформился окончательно. На одной стороне оказались представители Ленинабадской и Кулябской областей, а также Гиссарской долины. Им противостояли исламисты, пользовавшиеся поддержкой жителей Гармской долины и Горного Бадахшана. Похожие процессы шли и в некоторых других советских республиках (к примеру, борьба за влияние между "северянами" и "южанами" в Киргизии). Однако до масштабного противостояния после распада СССР дело там не дошло. Определенную роль сыграла позиция нового руководства республик, которое, действуя зачастую довольно жесткими методами, нейтрализовало радикально настроенные оппозиционные силы. В Таджикистане власти в начале 1990-х годов тоже попытались разобраться с оппозицией, однако, не оценив соотношения сил, лишь способствовали обострению обстановки. События конца 1980-х – начала 1990-х в итоге стали прологом гражданской войны. Сценарий, по которому развивались события в Таджикистане, в значительной степени определялся ростом влияния ислама. Следовало ожидать, что оппозиция – по крайней мере, ее часть – попытается использовать это влияние в политических целях. Однако этим дело не ограничилось. Постепенно исламисты заняли в рядах оппозиционеров доминирующее положение. В Таджикистане, как и в других среднеазиатских республиках во времена СССР, ислам как вера, которой придерживалась значительная часть населения (вопреки официальной идеологии, ориентировавшей граждан на атеизм), продолжал существовать. Официально разрешенных мечетей и молельных домов было немного, гораздо больше было тех, что действовали подпольно. Толчок к открытому распространению ислама был дан в конце 1990 года. В республике тогда был принят закон "О свободе совести и религиозных организациях", разрешивший свободное исполнение религиозных обрядов. Одним из следствий стало восстановление старых мечетей и строительство новых. Только за 1991 год в Таджикистане было зарегистрировано более 120 соборных мечетей, открыто более 10 медресе.
Митинг у памятника В.И. Ленину во время событий 10-17 февраля 1990 года. Фотография Ратушенко / РИА Новости Осенью 1991 года в Таджикистане была официально создана Исламская партия возрождения. В своей программе, утвержденной на съезде в октябре, она резко критиковала "безбожную" коммунистическую систему и заявляла о намерении "построить общество, опирающееся на основы веры". Партия, как отмечалось в документе, "во всех жизненных делах исходит из Божественного вдохновения и не признает никакого закона, который противоречит шариату". Нормы шариата ИПВ среди прочего распространяла на экономику (выступая против "монополизма, спекуляции, ростовщичества и других отрицательных экономических явлений"). Партия также требовала, чтобы в школах преподавалась та литература, которая пропагандирует исламские ценности. В программе отмечалось, что изучать следует и немусульманскую литературу, но в том случае, если конкретные произведения "соответствуют исламским ценностям, пропагандируют здоровый образ жизни". Власти, видя растущее влияние исламистов, пытались помешать их легализации. В упомянутый закон 1990 года "О свободе совести и религиозных организаций" был включен прямой запрет на создание "каких-либо партий религиозного характера, их организационных структур". Однако уже через месяц после съезда - в ноябре 1991 года – Исламской партии возрождения удалось добиться официальной регистрации. В тот период как раз происходила смена руководства республики. Прежний руководитель Кахар Махкамов ушел в отставку под давлением оппозиции. Сменивший его на посту президента Рахмон Набиев (он был избран в конце ноября) предпочел заключить с оппозицией соглашение (новый президент пообещал не преследовать оппозиционных лидеров, те в ответ пообещали не выходить за рамки закона). Что касается демократической оппозиции, сформировавшейся в Таджикистане перед распадом СССР, то составить серьезную конкуренцию ИПВ она не смогла. Движение "Растохез" и отколовшаяся от нее Демократическая партия Таджикистана, начав под лозунгами демократии и национального возрождения, постепенно стали сближаться с исламистами. В годы гражданской войны движение "Растохез" вообще оказалось в рядах "Объединенной таджикской оппозиции" - сторонников исламизации страны. Аналогичную позицию заняла и Демократическая партия.
Массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе с 10 по 17 февраля 1990 года. Руины магазина "Ковры". Фотография Владимира Федоренко / РИА Новости Гражданскому противостоянию в Таджикистане предшествовали события, произошедшие в феврале 1990 года в Душанбе. Тогда митинг, начавшийся из-за слухов, перерос в погромы и массовые беспорядки. Подоплека событий отличалась от той, которая позднее привела к гражданской войне. Тем не менее, беспорядки в Душанбе продемонстрировали, что угроза массовых экстремистских выступлений в республике реальна и что быстро пресечь эти выступления власти не способны. Поводом для беспорядков стали слухи, распространявшиеся в связи с приездом в Душанбе армянских беженцев (армян, которые в прошлом жили в Баку, но после прошедших там погромов бежали к родственникам в Таджикистан). Распространители слухов утверждали, что власти якобы согласились предоставить беженцам квартиры в столичных новостройках – предназначенные для тех душанбинцев, которые давно дожидались очереди на новое жилье. Слухи подействовали. 11 февраля у здания ЦК компартии Таджикистана состоялся митинг, участники которого (несколько сотен человек) потребовали от властей объяснений. На следующий день на митинг пришли уже несколько тысяч человек. При этом наряду с антиармянскими выступлениями стали звучать и лозунги, направленные против тогдашнего главы республики – первого секретаря ЦК компартии Кахара Макхамова. К тому времени большая группа армянских беженцев решила покинуть Душанбе: на двух самолетах их отправили в Ереван. Власти Таджикистана, со своей стороны, не приняли мер, чтобы успокоить толпу. Очевидцы тех событий считают, что выступление главы республики могло бы разрядить обстановку. Однако Макхамов к митингующим не вышел. Обстановка у здания ЦК обострялась, начались столкновения с милицией. Милиция в итоге применила оружие. Разозленная толпа пошла по городу, устраивая погромы и поджоги, переворачивая машины. Жертвами погромов стали представители нетаджикского населения (в частности, русские). Параллельно начались грабежи магазинов и складов. 13 февраля – на следующий день после начала погромов – в Душанбе были переброшены армейские подразделения, в городе был введен комендантский час. После этого беспорядки прекратились. Всего за несколько дней были убиты более 20 человек, более 500 получили ранения. Позднее Каххор Махкамов, возглавлявший республику, заявил, что к организации беспорядков была причастна оппозиция (по выражению бывшего партийного функционера - "люди, которые стремились к власти"). Из его объяснений следовало, что оппозиция хотела дестабилизировать обстановку и для этого якобы даже заручилась "поддержкой высокопоставленных представителей КГБ". Высказывалась и противоположная версия, в которой также фигурировали представители КГБ: из нее следовало, что беспорядки были устроены местной властью (с помощью представителей спецслужб), пытавшейся таким образом создать повод для подавления оппозиционных движений. Кахар Махкамов. Фотография Владимира Федоренко / РИА Новости После февральских событий первый секретарь ЦК компартии Таджикистана Кахар Махкамов подал в отставку. На деле, правда, увольняться ему не пришлось: пленум ЦК отставку не принял. Позднее Махкамов ненадолго занял созданный в республике пост президента – в этой должности он пробыл до конца августа 1991 года. Отставку главы республики в итоге спровоцировало его поведение во время августовского путча в Москве. Глава республики тогда не внял просьбам оппозиционеров осудить ГКЧП и занял выжидательную позицию. В сложившейся ситуации он поступил примерно так же, как и большинство руководителей советских республик. Однако оппозиция использовала как повод для того, чтоб обвинить президента в поддержке ГКЧП и потребовать его отставки. 31 августа Махкамов оставил свой пост. Вскоре после его отставки – 9 сентября 1991 года – Таджикистан официально объявил о независимости. Позднее, вместе с большинством бывших советских республик, он вошел в состав Содружества независимых государств.
|