С.Туник: Список Байтасова, или Кто в Казахстане больше всех и на чем зарабатывает? 00:31 12.09.2011
Список Байтасова, или Кто у нас в Казахстане больше всех и на чем зарабатывает?
В минувший четверг известный бизнесмен Арманжан Байтасов начал считать деньги в карманах товарищей и конкурентов. В пафосном ресторане Алматы (другого статус не позволяет!) прошла презентация казахстанской версии журнала "Форбс". Разумеется, присутствовали члены и кандидаты в члены списка олигархов этого уважаемого во всем мире издания. Владелец журнала и он же главный редактор журнала г-н Байтасов тоже выглядел на миллиард. Хотя таких денег он пока не заработал. Пока.
– Арман, откуда появилась идея вдруг заняться изданием казахстанской версии "Форбса"?
– Я давно занимаюсь деловыми изданиями: газета "Бизнес и власть", журнал "РБК"… Вполне естественный следующий ход – создать казахстанскую версию "Форбса". Задумали лет пять назад. Переговоры шли долго. Зачем-то даже в Россию ездили. Хотя все само собой решалось в Нью-Йорке. В конце прошлого года оттуда поступило предложение. В январе прошли переговоры. Тогда же запланировали выпуск на сентябрь. Потому что нужно было обговорить подбор штата, условия франшизы, где печатать… Такое издание – дорогое удовольствие. Во-первых, потому что привлекли дорогих журналистов из России. Во-вторых, производство тоже не дешево. Вот удивительно: когда я начал заниматься деловыми изданиями в Казахстане, с контентом было все в порядке, но негде было печатать. Сегодня все наоборот. Кстати, журнал уже поступил в продажу.
– Не бабушки же будут продавать на базаре?
– Нет, конечно! В киосках. Подписка началась. Надеюсь, в следующем году она составит 20-25 процентов.
– Наверное, самое трудное, с чем сталкиваются здесь российские журналисты, это "особость" отечественного истеблишмента, его закрытость?
– Ну да, у нас такая специфика. Тем более рейтинги "Форбса"… Тут ты прав – бизнес, чиновничество достаточно закрыты для общества. Очень закрыты. Кстати, именно на этом в приветственном слове к читателям в первом номере я сделал акцент. Потому что и я, и все граждане должны знать, сколько стоит на самом деле нефть в Казахстане, алюминий, каковы реальные доходы чиновников всех уровней, какие доходы у тех или иных компаний. Эти знания полезны для всех нас, для общества, чтобы мы могли развиваться, как и другие цивилизованные государства.
– Арман, "Форбс" составляет списки самых богатых людей мира. Насколько реально в Казахстане составить реальный список миллиардеров и миллионеров?
– В Казахстане с миллиардерами напряженка – не больше десятка. А мы будем публиковать и миллионеров. Вот их хватает.
– А они станут переживать, нервничать. Не все же захотят "светиться"?
– Некоторые хотят попасть в этот список, не имея капитала. Другие не желают, хотя капиталы у них есть. Такая вот отечественная специфика.
– А где и как вы будете добывать данные о доходах и капиталах? Не станете же внештатными сотрудниками Налогового комитета, финпола?
– Ха-ха… Конечно, нет. Понятно, что наш бизнес закрытый, но даже в этих условиях можно все достаточно просто посчитать – есть специальные методики.
– Ну да. У нас почти весь бизнес закрыт. И еще больше коррумпирован!
– А мы это и не отрицаем. Но экономика постепенно стремится к открытости.
– А пока, видимо, списки будут не совсем верными?
– Ну так и американский "Форбс" нельзя воспринимать как эталон точности и достоверности. Хотя там экономика более открытая, а уклонение от налогов – едва ли не второе по тяжести преступления после убийства и изнасилования. Понятно, что собрать информацию в Казахстане о размере активов и капиталов будет гораздо сложнее, чем в той же Америке. Но это – не невозможно.
– Арман, а если начнутся обиды, звонки: поставь меня, убери меня? Акимы, таможенники, полицейские, министры…
– Возможно. Но не думаю, что акима или министра можно отнести к бизнесмену.
– Так у них весь бизнес записан на родню – жену, сына, дочь, бабушку, племянника…
– А мы будем писать реального бенефициара!
– И где вы возьмете реальные данные?
– Это уже другой вопрос. Повторяю, есть определенные методики. И они не такие уж и сложные. В США нас обучили, как собирать информацию, как готовить материалы – это ноу-хау "Форбса", его стиль работы.
– Арман, ты же сам бизнесмен. А на каком месте ты видишь себя в этом списке?
– Хм-м-м… Хороший вопрос. В рейтинге миллиардеров меня, конечно, не будет. Но в рейтинге миллионеров – да. Наверное (смеется)…
– Арман, у тебя много бизнесов. Не боишься, что кто-то из твоего списка вдруг обидится на тебя и каким-то образом начнет, используя служебное положение, мягко говоря, прессовать твой бизнес? Или – как более мягкий вариант – потеряешь друзей-бизнесменов?
– Друзей я не потеряю. Потому что они не занимаются ерундой. Они не воруют у государства. Они вполне нормальные граждане своей страны, думающие не только о своем бизнесе, но и родине. А если человек – вор…
– Стоящий в твоем списке…
– Мы о нем скажем.
– Что он – коррупционер?
– Мы найдем факты, и они будут опубликованы. А что касается возможного давления на мой бизнес… Опасения, разумеется, есть. Что стану не очень удобным для каких-то отдельных чиновников – тоже. Они могут, пользуясь властью, условно говоря, сделать мне какую-то гадость. Не исключаю. Но рано или поздно – я все равно узнаю, кто это сделал.
– А изумление общества: да ну, этот аким или этот генерал полиции, оказывается, миллионеры?! – ты предполагаешь?
– Брось. Сегодня все про всех давно знают. Как бы кто ни скрывал свои доходы – они лезут в глаза. Этому, думаю, никто не удивится. Это обсуждают в любых кабинетах и на любых кухнях: кто на чем ездит, кто в каких особняках живет. Поэтому я не жду большого удивления.
– "Форбс" публикует не только списки богачей, но и рейтинги влиятельных людей – в политике, спорте, искусстве, бизнесе, других сферах. В переводе на казахский – агашек.
– А у нас влиятельность просчитать легче, чем посчитать капиталы.
– Так это еще больше обид! Как это я – не авторитет? Почему это я не влиятельный? Арманжан, почему ты меня обидел?
– А рейтинг влиятельности оцифровать проще. Это упоминаемость в СМИ. Цитируемость, близость к определенным кругам, другие показатели.
– Близость к правящим кланам?
– Это тоже. Но, думаю, что по этому списку сильных обид не будет.
– Ладно, влиятельность в спорте, искусстве – это просто. Чемпионы, лауреаты – авторитеты. Но в нашей политике, где правят кланы?
– Ну не Байтасов же лично сидит в своем кабинете и составляет некий хит-парад. У "Форбса" не было, нет и не может быть проплаченного хит-парада. Наш рейтинг только тогда будет объективен, когда будет честен.
– Когда ты возглавлял 31-й канал – ты же тоже был под каким-то прессингом. В выпусках "Информбюро", "Центр внимания" были вполне жесткие сюжеты.
– Ну ты же сам там работал! Иногда мне приходилось лавировать, договариваться, отступать-наступать и даже рисковать. Но Казахстан – страна не очень большая. Мы знаем, кто и в какой ситуации может принимать те или иные решения. Эта школа научила меня делать правильный баланс. Но никто не сможет сказать, что эти программы были нечестными. Паркетными…
– "Форбс" – это не только рейтинги. Это искусство, спорт, финансы, мода, дизайн, здоровье…
– Все эти темы у нас присутствуют. Бизнесмен – тоже человек. Его интересуют те же стороны жизни, что и других людей. Но мы пошли дальше. Открыли рубрику "Неизвестный Казахстан", которая расскажет читателям о природных красотах, окружающих, например Алматы. Это всего 50-100 километров от мегаполиса, которые неизвестны большинству жителей южной столицы. Поезжайте. Это же рядом! Для американского "Форбса" это не совсем традиционно. А мы хотим, чтобы у нас было что-то необычное, свежее.
– Первый список богачей, видимо, появится в феврале? Кстати, по какому принципу он будет формироваться?
– У кого 100 и больше миллионов долларов.
– С указанием реальных активов и их конечных бенефициаров?
– Разумеется. Всем же интересно узнать, кто самый богатый в Казахстане и на чем заработал? Так ведь?..
Вечеринка по случаю презентации казахстанской версии "Форбса" прошла в пафосном ночном клубе Алматы. Разумеется, в американском стиле. Гостей встречали официанты с минералкой, соками, вином и коньяком – уже разлитыми по соответствующим емкостям. И следили за тем, чтобы рты присутствующих не скучали в ходе общения с коллегами.
Разумеется, обязательной была фотосессия с главным редактором журнала, друзьями и конкурентами по списку "Форбса", ну и длинноногими моделями, украшавшими собой интерьер заведения на фоне струнного оркестра. "Поющие трусы" тут бы фэйс-контроль и дресс-код не прошли.
К сожалению, "список" оказался не полным – явных миллиардеров не было. Но вполне авторитетных претендентов на попадание в него хватало вполне: Гаухар Абыкаева и Булат Абилов, Алия Назарбаева и Анвар Сайденов, Айгуль Амиржанова и Серик Тульбаев, Жанна Кан и Еркин Калиев, Нурлан Смагулов и Раимбек Баталов, Андрей Чередников и другие небедные люди. Иные из них подходили к подиуму, где в специальных упаковках красовались дорогие часы и не менее дорогие украшения. Смотрели, любовались. Но, похоже, никто ничего не купил…
Конечно, гости не только пили, но и ели. Черной икры (а другую, видимо, члены и кандидаты в список не употребляют) не было. Рябчиков и ананасов в шампанском тоже не наблюдалось. Была просто "Вдова Клико". И это правильно.
По словам коллеги, присутствующие развлекали друг друга анекдотами и делились своими проблемками (проблемища – у миллиардеров!) Вероятно, все ждут февраля, когда журнал расставит всех по местам – согласно заработанному.
Сергей ТУНИК 12.09.2011,
|