А.Ивановский: ПРО США - поворот на Юг 08:27 12.09.2011
В Турции будет размещен радар американской противоракетной обороны
Седьмого сентября заместитель госсекретаря США Фрэнк Роуз выступил с примечательным заявлением по ключевому вопросу российско-американских отношений. "Политическое непонимание относительно возможностей создаваемой системы ПРО НАТО - особенно в той ее части, что система якобы угрожает российским межконтинентальным баллистическим ракетам и тем самым подрывает стратегическую обороноспособность России - беспочвенны. Мы надеемся создать надежную основу для сотрудничества с Россией в сфере противоракетной обороны, и правительство США работает на самом высоком уровне, чтобы обеспечить прозрачность наших планов в сфере ПРО и чтобы объяснить, что создаваемая нами система ПРО не угрожает России и ее безопасности", - сказал Роуз.
Напомним, 3 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Вашингтон не идет навстречу Москве в сотрудничестве по противоракетной обороне. "На сегодняшний момент никаких свидетельств того, что нам готовы пойти навстречу, нет. Нас заверяют, что американский план совершенен и не нуждается ни в какой модификации, хотя мы видим в нем прямые риски для наших Стратегических ядерных сил", - подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства. В тот же день пресс-службой госдепартамента США было объявлено о том, что "США приветствуют решение Турции разместить на своей территории радар противоракетной обороны и тем самым укрепить безопасность американских союзников". В МИД России по этому поводу отметили, что появление радиолокационной станции в Турции подтверждает необходимость юридических гарантий ненаправленности развертываемых в Европе элементов ПРО США против стратегических ядерных сил России. С размещением радара в Турции делается очередной шаг в русле реализации объявленного США "поэтапного адаптивного подхода" к построению европейского сегмента глобальной системы ПРО. И подобные действия Вашингтона не могут не вызывать серьезных вопросов у российской стороны.
В последнее время Соединенные Штаты осуществляют очевидную переконфигурацию своей группировки ПРО на европейском континенте. 3 мая США и Румыния подписали соглашение о размещении на румынской территории элементов американской системы противоракетной обороны.
После появления радара в Турции можно предполагать, что в дальнейшем существует вероятность размещения элементов систем ПРО в Болгарии.
При этом администрация Барака Обамы приняла решение пересмотреть планы развертывания печально известного "третьего позиционного района" в Восточной Европе. 15 июня министр обороны Чехии Александр Вондра сообщил, что США отказались от создания на территории страны центра раннего предупреждения о ракетном нападении в рамках новой конфигурации ЕвроПРО. Вондра уточнил, что в Чехии не будет радара, "который передавал бы информацию для противоракетного зонтика США". Заметим, что еще 17 сентября 2009 года пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл официально заявил: администрация Барака Обамы отказывается от создания станции радиолокационного слежения в Чехии и базы ракет-перехватчиков в Польше. Затем президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс разъяснили, что угрозы создания Ираном ракет большой дальности в ближайшей перспективе нет, а значит, нет необходимости размещать в Польше и Чехии системы ПРО. В этой связи интересно отметить, что аналогичное мнение двумя годами ранее высказал тогдашний начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский. На пресс-конференции 21 июня 2007 года он сделал следующее заявление: "Ракеты большой дальности могут появиться у Ирана не ранее 2015 года, тогда зачем и почему средства их перехвата не ставить на территории той же Турции? Убедите меня, поставьте свои радары и средства перехвата в Турции, тогда Россия снимет свою озабоченность". Специально для таких случаев существует крылатый латинский афоризм: "Potius cero quam nunquam" ("Лучше поздно, чем никогда").
Таким образом, можно с полным основанием говорить о переразвертывании американской группировки сил противоракетной обороны в южном стратегическом направлении. Что же стоит за этим решением Вашингтона?
Прежде всего, США стремятся сохранить Европу в орбите своего влияния. В данном контексте необходимо вспомнить события недавнего прошлого. Когда руководитель Агентства по ПРО генерал-лейтенант Генри Оберинг объявил в начале 2007 года о намерениях США развернуть третий позиционный район в Польше и Чехии, европейские страны отреагировали на эти американские планы неоднозначно. Их обеспокоенность возможными политическими осложнениями выразил генеральный секретать НАТО Яап де Хооп Схеффер в своем заявлении от 12 марта 2007 года: "Представители Пентагона утверждают, что система ПРО надежно защитит Европу, но для таких стран, как Турция, Италия и Греция потребуются дополнительные средства защиты, поскольку они ближе других расположены к потенциальному агрессору - Ирану".
Администрация Буша проигнорировала мнение своих европейских союзников, но при этом оказалась неспособна учесть последствия.
Просчеты в европейской политике Вашингтона проявились всего через год. Заявление в сентябре 2008 года министра обороны Румынии Теодора Малескану о готовности разместить на территории своей страны элементы систем противоракетной обороны стало, как предполагают, полной неожиданностью для американского руководства. Глава румынского военного ведомства тогда особо подчеркнул, что речь не идет об элементах ПРО США, которые размещают у себя Польша и Чехия. Имелся в виду европейский проект создания противоракетного щита. Более того, Малескану высказал мнение, что в перспективе участниками такого проекта помимо Румынии могут стать Болгария и Греция.
Так что, можно было предвидеть намерения новой американской администрации создать южное крыло ПРО и не допустить никакой "европейской самодеятельности".
Следует также отметить дополнительные обстоятельства, которыми было продиктовано решение о повороте ПРО США на Юг. Колоссальный взрыв, охвативший весь Средиземноморско-Ближневосточный регион в начале сего года, создали совершенно новую военно-политическую обстановку. И эти изменения напрямую затронули США. Перечислим только некоторые: усиление роли Ирана в регионе на волне арабских революций, резкое обострение внутриполитической ситуации в Ираке, Йемене и других странах-союзниках США, нарастание напряженности между Израилем и сопредельными арабскими государствами, в том числе с входящей в НАТО Турцией, наконец, война в Ливии...
Весь этот запутанный клубок непримиримых ближневосточных противоречий, по мнению американских стратегов, делает неизбежной большую региональную войну.
При этом очень важным моментом является все более отчетливое усиление влияния на события в регионе геополитической оси Пекин-Тегеран. Отсюда становится естественным решение США расширить свое военное присутствие, в том числе за счет размещения у границ потенциального противника - Ирана систем ПРО.
Серьезное влияние на военную политику США оказывает экономический кризис. Как известно, Барак Обама объявил о весьма значительном сокращении военных ассигнований - на сумму 400 миллиардов долларов. Что неизбежно сказалось и на программе противоракетной обороны. Не секрет, что решение о развертывании на западных рубежах России третьего позиционного района принималось администрацией Буша в рамках доктрины "Новый американский век", которая создавалась еще в эпоху глобального доминирования США и под лозунгом "абсолютного военного превосходства над всеми потенциальными противниками". При этом изобретенная "неоконсерваторами" концепция "превентивной войны" позволяла осуществлять военные мероприятия вне зависимости от наличия реальной угрозы. Излишне говорить о том, что подобные геополитические игры обходились Соединенным Штатам очень дорого в финансовом плане. Но сегодня финансово-экономическое положение США совершенно иное. В этой связи напомним, что в конце августа в Конгрессе США был обнародован скандальный доклад о коррупции и колоссальных растратах Пентагоном бюджетных средств. Так, в ходе расследования выяснилось, что в Афганистане и Ираке вследствие разного рода махинаций государственной казне был нанесен ущерб на сумму около 40 миллиардов долларов. Барак Обама, чье переизбрание на второй срок напрямую зависит от экономической ситуации, сделал соответствующие выводы. Долгие годы за раздуванием "русской угрозы" скрывалось желание определенных бизнес-структур и их лоббистов в администрации Буша (кстати, сам Буш был лоббистом корпорации Carlyle Group, производящей военную технику) раздуть военный бюджет и получить свой кусок от этого лакомого пирога. Обама принял решение: Пентагон должен реагировать только на реальные военные угрозы. А Россия совершенно незаинтересована в возобновлении "холодной войны" и гонки вооружений.
Тем не менее, об окончательном урегулировании российско-американских противоречий в вопросе о ПРО, безусловно, говорить преждевременно. Прошедшее 9 июня в Брюсселе заседание Совета Россия-НАТО на уровне глав военных ведомств лишний раз подтвердило этот факт. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков по его итогам заявил, что разногласия между Россией и Североатлантическим альянсом "носят принципиальный характер". При этом российские озабоченности в НАТО не учитываются. Разнятся оценки российскими политиками и экспертами и появления американской ПРО в Турции. Так, 2 сентября постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что для России не было неожиданным решение о размещении в Турции радара противоракетной системы США.
"По мнению российских военных, с которыми я знаком, размещение радара раннего предупреждения о ракетном нападении на территории Турции напрямую не затрагивает российские стратегические интересы. Однако мы имеем дело с реализацией проекта, пока еще только на начальной стадии, конечная стадия которого вызывает у нас крайнюю обеспокоенность", - подчеркнул Рогозин.
Еще более скептическое мнение высказал эксперт российского Института стратегических оценок и анализа Николай Савкин. По его словам, "весь новый проект ЕвроПРО, одним из элементов которого является размещение радара в Турции, сам по себе более опасен - он всеобъемлющий, и если раньше речь шла об "элементах ПРО", то теперь он охватит весь европейский континент". Поэтому наверняка тут можно сказать только одно: будущее покажет. России следует быть готовой к любым неожиданностям.
Специально для Столетия Артем Ивановский 08.09.2011
|