Е.Коэмец: Тепловой удар. Состояние теплосетей в Алматы – критическое 08:33 12.09.2011
Тепловой удар Состояние теплосетей в крупнейшем городе страны – Алматы – критическое. Более 1100 аварий, в том числе с опасным выбросом кипятка и кусков асфальта, произошло с начала года. Что будет зимой – специалисты даже не берутся прогнозировать. Тем не менее тарифы на теплоэнергию будут расти!
Дожились Вот мы и пришли к тому, о чем говорилось еще десять лет назад, – к аховому состоянию алматинского теплокомплекса, переходящего из рук в руки и в итоге оказавшегося в коммунальной собственности. Весь ужас ситуации красноречиво подчеркивают цифры. Больше половины сетей Алматы (а это не менее 600 километров) перешагнули двадцатипятилетний рубеж эксплуатации. Четверть века для труб, по которым регулярно бежит вода, – срок опасный, металл истончается до состояния картона. В целом износ теплосетей по Алматы составляет 84,1%. Сети рвутся круглый год, не выдерживая давления. Поэтому уже как издевка воспринимаются заверения чиновников о том, что отопительный сезон пройдет без потрясений. Опасность порывов сохраняется и в теплое время года. Например, в августе на улице Кабдолова (бывшая Маречека) на пересечении с улицей Момышулы из-под земли забил фонтан кипятка. Мгновенно на дороге образовался провал диаметром около трех метров. Несколько машин были покорежены отлетевшими кусками асфальта. Слава Богу, обошлось без жертв, хотя перекресток достаточно оживленный. Позже выяснилось, что при проведении планового испытания на прочность произошло повреждение трубопровода тепломагистрали ТЭЦ-2-ЗТК. Тепловики просят 40 миллиардов. Каждый год – По действующему законодательству мы должны ежегодно выполнять план ремонтов, но на это денег, заложенных в тарифе, в 50 раз меньше необходимой суммы, – уверяет генеральный директор ТОО "Алматинские тепловые сети" Даурен АЛИМБЕКОВ. – Ежегодно необходимо перекладывать 44,5 километра сетей на сумму более 15 миллиардов тенге. А в тарифе заложено всего 320 миллионов. С 1992 по 2006 год государство вообще не вкладывало деньги в ремонт теплосетей. Бельгийцы, которым они принадлежали, тоже не занимались ремонтом. – Необходимо нагнать тот накопленный износ – 600 километров и параллельно поддерживать сети, – продолжает наш собеседник. – Однако переложить такое количество сетей за год или два просто невозможно. Нужно перекопать каждую вторую улицу Алматы. Если ежегодно перекладывать по сто километров (44,5 км по плану плюс хотя бы по 60 км изношенных сетей, чтобы 600 км сделать за 10 лет), работы растянутся минимум на десять лет! Ежегодно на это необходимо более 40 миллиардов тенге. Денег у предприятия нет. Юридически мы являемся частным предприятием, а фактически находимся в коммунальной собственности города. Так за чей счет будут перекладываться сети? Неужели только за счет повышения тарифов на тепло для нас, налогоплательщиков? И вообще, почему у нас который год нет перемен к лучшему – судя по ситуации, обрисованной тепловиками?
Пенсионеры отрезают батареи Между тем коммунальные тарифы растут постоянно и не укладываются в семейный бюджет пенсионеров, малоимущих. – Пенсия у пенсионера 17 тысяч тенге, а за коммунальные услуги он платит 15 тысяч, это беспредел! – говорит лидер движения "Поколение" Ирина САВОСТИНА. – Я нашла Указ Президента Казахстана "О новой жилищной политике" от 6 сентября 1993 года в редакции 1996 года. В пункте 10.1.2 сказано: "сумма коммунальных расходов не должна превышать 30% от совокупного дохода семьи. А у нас что? Многие пенсионеры отказываются от телефона, радио почти ушло из нашей жизни. У меня есть пример, когда пенсионерка Ченцова отказалась от горячей воды. А еще две, Дегтярева и Мохова, отрезали у себя централизованное отопление – слишком дорого. Я выиграла в суде 29 тысяч тенге, которые переплатила за тепло. Суд длился полтора года. Представляете, сколько нервотрепки, чтобы доказать свою правоту?! Однако мне по-прежнему приходит в квитанции какой-то долг! По существующим нормам такая высокая плата за отопление должна быть, когда на улице зимой минус 25, а у нас всю зиму плешивые мужики без шапок ходят. По нашим подсчетам, потребитель переплачивает. И в этом должны разбираться прокуратура, финансовая полиция.
Тарифы повысятся Так из чего же складывается тариф за квадратный метр отапливаемого помещения, который теперь в Алматы един для всех, независимо от типа дома? – Учитывается продолжительность отопительного сезона, для Алматы она составляет 167 суток, средняя температура наружного воздуха (минус 1,8 градуса), температура внутри помещения – плюс 20 по норме, – говорит Даурен Алимбеков. – Выходит, норма – 0,153 гигакалории в отопительный период. Она умножается на действующий тариф, и получается плата за один квадратный метр жилой площади в Алматы – 666,90 тенге в год. Эта плата делится равными долями на шесть месяцев. Начальной датой расчета является 15 октября. Это сделано для удобства и никак не привязано к началу или окончанию отопительного периода. Раньше эта сумма делилась на 12 месяцев. По словам гендиректора ТОО "Алматинские тепловые сети", действующий тариф в несколько раз ниже, чем должен быть на самом деле: – Чтобы тариф не поднимался, вопрос нужно решать через государственные субсидии, а для этого требуется изменить действующее законодательство. Будут ли повышаться тарифы на тепло? – Да, на уровень инфляции – точно, – говорит наш собеседник. – На нас распространяются все законы рынка. Мы также покупаем бумагу, ручки, трубы, сырье, материалы, которые каждый год растут в цене. Все текущие расходы закладываются в тариф. Кстати, транспортная часть тарифа (за транспортировку тепловой энергии) не менялась с 1 января 2009 года. Повышалась только стоимость выработки тепловой энергии.
"Потребитель переплачивает!" В то же время независимый эксперт Казахстанского агентства по регулированию естественных монополий и по г. Алматы Геннадий ДЖАНГИЛЬДИН уверен, что коммунальщики, мягко говоря, лукавят по поводу того, что тариф занижен. Он считает, что алматинцы переплачивают за тепло более 40 процентов! На руках у Геннадия Альбиевича имеются результаты проведенных в Алматы экспериментов, всевозможные расчеты и экспертизы: – Мы проводили в Алматы эксперимент. Взяли отчеты у 15 домов, которые отапливало "Алматытеплокоммунэнерго", и 15 домов, отапливаемых Алматинскими тепловыми сетями. Мы определили: экономия тепла, в зависимости от температуры наружного воздуха, составляет от 35 до 85%. Я также проверял документы ТЭЦ-1, -2, -3. Договор со станциями заключают Алматинские тепловые сети. У нас есть экспертиза, проведенная центром экспертиз, в которой говорится: тепловые сети получили в 2008–2009 годах экономию тепла, но она нигде не отражена. Иными словами, тепло дали только на 60%, а деньги взяли за все 100! Сэкономленная сумма, по словам Геннадия Джангильдина, – гигантская, ее хватит на ремонт всего жилого фонда и установку общедомовых тепловых счетчиков!
Счетчик ценой в… полмиллиона Еще одна больная тема – установка счетчиков на тепло. Тепловики говорят, что их должны устанавливать потребители. Ирина Савостина в свою очередь показывает постановление правительства №1299 от 4 октября 1995 года и приказ от 1 апреля 1999 года, в которых сказано, что установка приборов учета производится за счет субъектов естественных монополий. А стоимость общедомовых счетчиков на тепло немалая: от 400 тысяч тенге с установкой. И даже установка в рассрочку не вызвала у населения желания их ставить. В еще худшем положении – жители частного сектора. Цена счетчика – такая же, раскидать ее на соседей не получится. – Я прозвонил объявления в газетах, на рынке счетчиков работают единицы компаний, – говорит житель частного сектора Ауэзовского района Сабит МАМЫТОВ. – Цены – сумасшедшие, нам с женой надо несколько лет собирать четыреста-пятьсот тысяч тенге на счетчик. Почему на этом рынке образовалась монополия? При этом счетчик снабжен компьютером, и что делать, если он выйдет из строя, никто толком не объяснил. Мы, как потребители, имеем право знать: будет ли зимой в квартирах тепло и сколько придется за него выложить? Неужели в этой стратегически важной сфере некому навести порядок? Поднять в очередной раз тариф на тепло – дело нехитрое. Но это мы уже проходили, и не раз. Теплее не стало.
Елена КОЭМЕЦ, 9 сентября
|