"Банный день" в силовых структурах Кыргызстана: Головомойка для руководства правоохранительных органов 06:59 13.09.2011
В понедельник, 12 сентября, на заседании Совета по обеспечению безопасности и правопорядка при правительстве Кыргызстана были рассмотрены два вопроса: о противодействии экстремизму и о борьбе с контрабандой горюче-смазочных материалов (ГСМ). По второму вопросу дискуссия проходила неожиданно драматично и завершилась не только отставками, но и обещанием новых оргвыводов.
По первому вопросу выступил заместитель председателя Государственного Комитета национальной безопасности (ГКНБ) Кольбай Мусаев. Он рассказал о том, что в Кыргызстан продолжают проникать эмиссары экстремистских организаций, особенно религиозных. Численность приверженцев ваххабитских организаций в Кыргызстане, включая "Хизб ут-Тахрир", Мусаев оценил приблизительно в 12-15 тысяч человек. Также недобрым словом были помянуты приверженцы течения ахмадийя и других сект, включая христианские, вроде Свидетелей Иеговы.
По мнению властей, значительная проблема состоит в том, что большая часть имамов (в Исламе - настоятелей мечетей. – прим. ред.) не имеет теологического образования, и поэтому не способно правильно объяснить людям догматы и каноны ислама. Здесь возникает почва для всякого рода проповедников, которые под видом истинного ислама пропагандируют экстремистские идеи. Сегодня около семисот кыргызстанцев обучаются в различных духовных учебных заведениях за рубежом, но этот процесс никто не контролирует, и к каким наставникам они попадают – тоже неизвестно.
Было озвучено, что за первое полугодие 2011 года в республике к уголовной ответственности было привлечено 117 религиозных экстремистов, 57 осуждены (из них 28 боевиков), изъято около 10 тысяч нелегальных изданий. К.Мусаев заявил также, что контент соответствующей направленности обнаружен на двух сотнях интернет-сайтов (не уточнив, впрочем, в зоне KG они зарегистрированы, или нет).
Среди выдвинутых предложений значились государственная сертификация знаний имамов, помощь Духовному управлению мусульман Кыргызстана в организации обучения духовенства, особенно в глубинке, "правильному" исламу. Как заметил в ходе обсуждения вопроса премьер-министр Алмазбек Атамбаев, "если мы у школьного учителя требуем сертификат на право преподавания алгебры или географии, то почему не можем спросить у муллы, который тоже является своего рода учителем населения? Это ведь не легче, чем учить детей считать". В целом же государство должно внимательнее отслеживать ситуацию в религиозной сфере, создав для этого специальный аналитический центр.
В дискуссию включился мэр Оша Мелис Мырзакматов, который заметил, что "Хизб ут-Тахрир" и другие похожие организации бывают разные и не стоит всех стричь под одну гребенку. По его словам, на юге есть организации, которые борются с пьянством и проституцией, потому что это "харам" (грех). И к таким прислушиваются люди, с ними работают.
Генпрокурор Кыргызстана Аида Салянова. 12 сентября 2011 г. Фото ИА "Фергана"
Не осталась в стороне и Генеральный прокурор Киргизии Аида Салянова. Она просила сделать так, чтобы правоохранительные службы не восприняли нынешнее заседание как сигнал максимально жестко бороться с нетрадиционными религиозными течениями. В первую очередь государство пока должно использовать методы убеждения и пропаганды, и лишь в самых крайних случаях – принуждения. На том и порешили.
Второй вопрос, затронутый на заседании, стал особенно актуальным еще летом, когда Кыргызстан столкнулся с острым дефицитом горючего. В начале текущего года Российская Федерация по договоренности между Алмазбеком Атамбаевым и Владимиром Путиным отменила экспортную пошлину на ГСМ для Кыргызстана. Но для соседнего Таджикистана она была сохранена в полном объеме. В результате горючее оказалось очень выгодно вывозить из Киргизии в Таджикистан. Прибыль достигала 500 долларов и выше с тонны. Правительство киргизского республики ввело постановление, запрещающее экспорт ГСМ, но контрабандистов это не остановило. Скорее, сделало их бизнес гораздо более прибыльным.
Не трудно догадаться, что одной из причин, побудившей правительство Кыргызстана поднять этот вопрос именно сейчас, стала настоятельная просьба россиян. На днях в Бишкеке побывал Алексей Миллер, председатель правления "Газпрома" (владеющего акциями "Газпромнефти", основного поставщика топлива в Киргизию). Видимо, Бишкеку было поставлено условие: Россия снимет топливные проблемы горной республики, но только если будет положен конец реэкспорту "горючки".
В справке, подготовленной к заседанию, было отмечено, что в Баткенской области в этом году было реализовано топлива в три раза больше ее собственной потребности. Таким образом, 23 тысячи тонн солярки и бензина ушли неизвестно куда. Похожая картина наблюдалась и по Ошской области (всего же за 7 месяцев Кыргызстан, судя по документам, импортировал 374,8 тысяч тонн нефтепродуктов). Получалось, что в Таджикистан (а, возможно, и далее в Афганистан, где цена на бензин вдвое выше, чем в Кыргызстане) ушло не менее 10% ввезенных ГСМ.
Начальник таможенной службы республики Кулматов в текущий момент находился в Москве на переговорах по Таможенному союзу. Его заместитель начал обычный нудный доклад о том, как его подчиненные задержали 400 тонн горючего, возбуждено 6 уголовных дел, 8 человек привлечены к ответственности, из них двое арестованы…
Выступающего неожиданно прервал премьер-министр Алмазбек Атамбаев:
- Вы мне сказки не рассказывайте о том, как у вас тут все хорошо. Подумаешь, перехватили они 400 тонн. А 23 тысячи тонн куда ушли?! Если вас кто-то заставлял это делать – Отунбаева, Атамбаев, Кельдибеков или кто-то еще, так прямо и скажите нам здесь. А если нет, то нужно полностью поменять руководство в регионах на таможне. Если от нас идут колоннами бензовозы, то это значит, что тем же путем через открытую границу завтра взрывчатку нам назад могут провести? В советское время говорили: граница должна быть на замке. На каком она у нас замке? Нужно снимать всю верхушку правоохранительных органов в Баткене.
Премьер-министр Алмазбек Атамбаев (слева). 12 сентября 2011 г. Фото ИА "Фергана"
Ему пытался возразить, причем достаточно эмоционально, губернатор Баткена. Он стремился обратить внимание премьера на то, что с контрабандистами могут сотрудничать акимы (главы администраций. – прим. ред) на местах.
- Какие еще акимы? – возмутился Алмазбек Атамбаев. – Акимы мне, наоборот, звонили, жаловались на это безобразие. В милиции - что, не знают о происходящем, в прокуратуре? Что вы их так защищаете, этих начальников из правоохранительных органов, может, тоже с этим делом связаны?
Не меньше упреков пришлось на долю руководителя ГКНБ Кенешбека Душебаева. Отметим, что в состав именно этой службы входят и пограничные войска республики.
- Вот написано, что в Баткенском районе известны всем пять объездных путей, через которые контрабандой вывозят ГСМ. Пять! Может, вам орден дать за такую работу, или медаль? Мы на юге в этом году численность погранвойск увеличили на 500 человек, и эти пять сотен не могут перекрыть пять переходов? – жестко ставил вопрос премьер. - Что таможенная граница? Когда цистерна проезжает через нее и движется мимо пограничника, то о чем он думает? Вы почему цистерны не останавливаете, если есть запрет?
Представитель налоговой полиции уже понял, что тактика предшественников не работает, и попытался посыпать голову пеплом, заметив, правда, что в последнее время на заседания межведомственной комиссии по борьбу с контрабандой ГСМ его почему-то не зовут. Хотя Алмазбека Атамбаева это не убедило:
- Если нужно, то давайте просто всех правоохранителей в регионе уволим, наберем новых, честных. Там безработных ребят много. Предупреждаю сегодня всех, я после выборов, после подведения их официальных итогов 20 ноября, вернусь и буду исполнять обязанности премьера до инаугурации (мы процитировали дословно: премьер-министр, видимо, был абсолютно уверен в своей победе на президентских выборах. – прим. ред.). - И тут же поеду на юг, посмотрю своими глазами. Сейчас я требую снять только верхушку правоохранительных органов в Баткенской области, а по руководителям ведомств - предложу президенту рассмотреть вопрос о взыскании, о выговоре, например. Но если я вернусь, и выяснится, что положение никак не улучшилось, то немедленно последуют их отставки тоже. Таможня, ГКНБ, МВД, Финпол – они все несут ответственность.
Возразить премьеру, в общем-то, силовикам было нечего… В кулуарах им оставалось только обсуждать, что следующим за баткенским прокурором в отставку может отправиться и прокурор Ошской области – он явно затягивает дела по контрабанде бензина…
12.09.2011
|