Э.Лемон: Смерть узбеков в изоляторах и спецприемниках Кыргызстана становится привычным делом 08:59 26.09.2011
Кыргызстан: Смерть узбеков в изоляторах и спецприемниках становится привычным делом
Четверо представителей узбекской национальности, подозревавшиеся в убийстве кыргыза в ходе июньских массовых беспорядков 2010 года и почти пять месяцев проведшие в заключении, слушают судью на судебном процессе в городе Ош на юго-западе Кыргызстана (октябрь 2010 года). По словам правозащитной организации Human Rights Watch, за последние месяцы ею зафиксировано семь случаев "избиения правоохранительными органами узбекских задержанных" со смертельным исходом. (Фото Дина С.К. Кокса)
В Кыргызстане скончался находившийся под стражей представитель узбекской национальности. Власти отрицают наличие нарушений со своей стороны, а правозащитники бьют тревогу. НУ И ЧТО? На юге Кыргызстана к этому уже давно все привыкли.
По словам активистов и правозащитников, с момента массовых столкновений на национальной почве, разразившихся в июне 2010 года между представителями кыргызской национальности и узбекского национального меньшинства, подозрительная гибель узбеков в изоляторах и спецприемниках стала превращаться в тревожную тенденцию. Тщательное изучение ряда последних инцидентов дает основание полагать, что во всех этих случаях имел место факт жестокой расправы: по имеющимся сведениям, многие узбеки, скончавшиеся в заключении, подвергались вымогательству.
Так, например, 1 сентября в следственном изоляторе г. Ош скончался 63-летний подследственный Маматазиз Бизруков. По версии правоохранительных органов, он умер от сердечного приступа. По заявлению ошских правозащитников, погибшего пытали и многократно били по почкам, вымогая деньги.
Аналогичный случай имел место 7 августа, когда гражданина РФ узбекской национальности по имени Усмонжон Холмирзаев забрали из его дома в Базар-Коргоне, что в двух часах езды к северу от Оша. По словам его жены, блюстители порядка потребовали заплатить 6 тысяч долларов. Когда семья заплатила 680 долларов, мужчину отпустили, но два дня спустя он скончался от травм, предположительно полученных им в заключении. "Они забили меня до смерти", – сказал он своей жене незадолго до смерти, говорится в отчете нью-йоркской правозащитной организации Human Rights Watch.
"Пытки Холмирзаева в заключении, повлекшие за собой его гибель, являются ужасающими свидетельствами степени коррумпированности и безнаказанности правоохранительных органов Кыргызстана, – отметил представитель Human Rights Watch в распространенном 11 августа заявлении. – Неужели потребуется еще чья-нибудь смерть, чтобы кыргызские власти положили конец пыткам, вымогательствам и иной предосудительной деятельности правоохранительных органов?"
В целом за последние месяцы организацией Human Rights Watch зафиксировано семь инцидентов со смертельным исходов, в ходе которых "сотрудники правоохранительных органов южного Кыргызстана избивали задержанных милицией представителей узбекской национальности, предпринимали попытки вымогательства 2 тысяч долларов и больше, а в случае отказа платить угрожали возбудить уголовное преследование, в том числе по обвинению в причастности к июньским событиям 2010 года".
Благодаря усилиям правозащитной организации Human Rights Watch, а также обеспокоенности, выраженной российским правительством, дело Усмонжона Холмирзаева привлекло внимание генеральной прокуратуры и министерства внутренних дел КР. В итоге центральные власти сняли с должности начальника Базар-Коргонского РОВД и возбудили уголовное дело в отношении четырех сотрудников правоохранительных органов, обвиняемых в применении пыток и превышении должностных полномочий, но не в убийстве. Все они остаются на свободе до судебного разбирательства.
Как отмечалось в обнародованном в мае исследовании, проведенном Комиссией по расследованию событий на юге Кыргызстана (Kyrgyzstan Inquiry Commission) во главе с ее председателем Киммо Кильюненом (Kimmo Kiljunen), из 470 официально зафиксированных погибших в ходе массовых беспорядков 2010 года 74 процента были узбеками по национальности. При всем этом "количество узбеков, обвиняемых в убийстве, более чем в 30 раз превышает количество кыргызов", отмечалось в отчете. Правительство отвергло эти обвинения и запретило Киммо Кильюнену въезд в страну.
Межэтнические отношения на юге Кыргызстана по-прежнему характеризуются "глубоким недоверием", поясняет Ник Мегоран (Nick Megoran) из Университета Ньюкасла. "Многие кыргызы опасаются, что узбеки хотят отделить Ош от Кыргызстана и выдворить оттуда всех кыргызов. Вместе с тем многие узбеки считают, что к ним относятся как к гражданам второго сорта".
По мнению Ника Мегорана, изучавшего националистические тенденции на территории Узбекистана и Кыргызстана, "для восстановления доверия необходимо укрепить законность и правопорядок в стране". На данном этапе камнем преткновения на пути законности является предвзятость и необъективность по отношению к этническим узбекам, выражающаяся в их систематических арестах и вынесении обвинительных приговоров, отмечает он.
В Базар-Коргоне – городе компактного проживания представителей узбекской национальности близ кыргызско-узбекской границы – отчетливо ощущается напряженность в отношениях между силовыми структурами и жителями. По словам обозревателей, убийство сотрудника базар-коргонской милиции в ходе массовых беспорядков 2010 года и последовавший за этим арест и вынесение обвинительного приговора его предполагаемым убийцам в результате судебного разбирательства, прошедшего с грубыми нарушениями, создали в городе одну из самых напряженных обстановок на юге Кыргызстана.
Преследования продолжаются, и узбеков Базар-Коргона охватывает разочарование. "Страна потерпела крушение", – говорит житель города Бахтияр Усманбаев. Он и его узбекские друзья больше не доверяют милиции.
"Милиция города по национальному составу является кыргызской, а население – преимущественно узбекское, – говорит Бахтияр Усманбаев. – После убийства одного из их коллег они [стражи порядка] загорелись жаждой мести. Им безразлично, виновен ты или нет. Уже то, что ты узбек, делает тебя в их глазах виновным. Если у нас возникнет проблема, они будут последними, к кому мы обратимся".
Правозащитник Азимжан Аскаров, давно критиковавший милицейский беспредел в Базар-Коргоне, предстал перед судом за убийство и был приговорен к пожизненному заключению вместе с четырьмя другими этническими узбеками. Верховный суд отклонил апелляцию, несмотря на осуждение этого шага со стороны Вашингтона и Брюсселя.
31 августа узбеки практически не участвовали в мероприятиях по случаю празднования Дня независимости, что бросалось в глаза. Это вызвало недовольство местных кыргызов, раскритиковавших отсутствие патриотизма среди представителей нацменьшинства. "Им наплевать на наше государство. Они бы присоединились к Узбекистану, если б смогли", – заявил назвавшийся Адылканом мужчина, отразивший опасения, широко распространенные среди кыргызов, особенно на раздробленном юге страны.
Для многих в Базар-Коргоне психологические раны, нанесенные событиями 2010 года, затянутся очень не скоро. "В этом городе проживает преимущественно узбекское население, но господствуют в нем кыргызы, – говорит Бахтияр Усманбаев. – До тех пор, пока будет сохраняться такая ситуация, по отношению к нам [узбекам] не будет справедливости".
От редактора: Эдвард Лемон является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий. 21.09.2011
|