"Time": Кхам в огне. Отчего сжигают себя тибетские монахи 13:39 06.10.2011
Еще один тибетский монах совершает акт самосожжения – тибетские Кармапы встали на путь протеста
Кхам в огне (прим. "InoZpress": Кхам – юго-восточная часть Тибетского государства). В этом году пять тибетских монахов прибегли к акту самосожжения в китайской провинции Сичуань, которая является частью региона Кхам в Тибете. Самый последний акт самосожжения произошел 3 октября на рынке города Аба (на китайском языке) или Нгабе (на тибетском), сообщают тибетские группы, находящиеся в изгнании. Во время акта сожжения несовершеннолетний монах по имени Калсанг Вангчук держал в руках фотографию Далай Ламы. Как и другие монахи, которые сожгли себя, Калсанг требовал религиозной и культурной свободы для Тибета. О состоянии его здоровья, после того, как местные власти потушили огонь, ничего неизвестно; в этом году в результате "огненных акций протеста" погибли два других монаха. Будучи недавно в Дхарамсале, в главном офисе тибетского руководства, я поднял проблему самосожжения монахов в беседе с Кармапой - третьим высшим монахом в тибетской буддистской космологии. Он немного смутился и, поскольку вокруг него находились агенты индийской разведки и тибетские мыслители, и он переключился с тибетского на китайский язык – язык, который не понимали окружающие его люди. Ответ 26-летнего монаха удивил меня. "Монахи дают клятву, которая гласит, что им не разрешается совершать самоубийство", - сказал он спокойным и тихим голосом. "Но с другой стороны, они это делают не для себя, а для народа". В 1992 году семилетний мальчик по имени Огьен Тринле Дордже, который жил в палатке в восточном Тибете, был избран 17-ым Кармапой (прим. "InoZpress": Кармапа – держатель линии Карма Кагью тибетского буддизма). Выбор пал на него после заключения редкого соглашения между одобренными китайцами монахами и Далай Ламой, который бежал в Индию в 1959 году ввиду усиления китайских репрессий в Тибете. (Однако тибетское общество не было полностью согласно с выбором, так как отдельная группа монахов избрала другого мальчика по имени Тринле Тхае Дордже). После избрания Кармапа ушел в тибетский монастырь, где его обучали социализму и буддистской теологии. Тибетцы боялись, что он потерялся. Затем 14-летний Кармапа, как и Далай Лама до него, бежал в Тибет через Гималаи. С 2000 года он жил в горной деревушке в Дхарамсале. Театральный побег, а также найденная в офисе Кармапы крупная сумма в китайских юанях, навели некоторых индийцев на мысль о том, что молодой духовный лидер на самом деле являлся китайским шпионом. Однако центральное правительство Индии рассеяло все подозрения. Сейчас, когда тибетцы начинают обдумывать будущее без 76-летнего Далай Ламы, который единолично поднял статус борьбы Тибета за независимость на международный уровень, некоторые связывают свои надежды с Кармапой. С точки зрения буддистской иерархии, Кармапу никогда не будут почитать как Далай Ламу. Тем не менее, тибетцы руководствуются верой так же сильно, как и желанием получить государственность. После смерти нынешнего Далай Ламы Кармапа может стать основной объединяющей силой – даже более влиятельной, чем тибетский политик в изгнании. Во время нашего разговора Кармапа несколько раз подчеркивал, что его роль не является политической. Однако его послание несет в себе мало оптимизма и много безотлагательности для его родины. "Сейчас для Тибета настал решающий момент", - сказал он. "Мы не можем позволить, чтобы наша борьба передавалась из поколения в поколение. Если наша культура исчезнет, если исчезнет наша религия, даже если мы получим независимость, то какой тогда будет в этом смысл"? Конечно, монахи Кхама, сжигающие себя заживо, выражают отчаяние и безысходность. В 2008 году по всему тибетскому плато разразились акции протеста и восстания, а Пекин ответил на них жесткой силой. Но, как доказывает взрыв монашеского инакомыслия, следующее жесткое подавление не сможет сдержать гнева тибетцев. Вполне возможно, что Кхам будет продолжать "гореть".
Ханна Бич "Time", 4 октября 2011 года Перевод – "InoZpress.kg"
|