КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 15.10.2011
16:55  Движение "Захвати Уолл-стрит" приобретает мировой масштаб
13:57  К.Затулин двинул в Думу новый законопроект об упрощенном порядке предоставления российского гражданства соотечественникам
13:34  Оливье Бушара: "Теперь почти вся экономика Грузии принадлежит русским и казахам".
13:19  Лимит на энергопотребление в Таджикистане ляжет исключительно на мелкие кишлаки
13:11  В 2012 году появится первый казахстанский внедорожник Nomad (фото)
13:05  Кандидат в президенты США негр Каин гордится тем, что ничего не знает об Узбекистане
12:50  "Аль-Каеда" раздает еду и Кораны сомалийским голодающим

11:21  Г.Асанова: Жамбыл. Воды отошли. Наконец выяснили, кто украл бюджетные деньги, предназначенные для водоснабжения аулов
11:14  Ю.Жихорь: Искусство тратить деньги. Казахстанский бюджет 2012-2014
11:10  Х.Шодиев: Таджикистан – Узбекистан. Кто сделает шаг навстречу?
11:08  30% интернет-пользователей Кыргызстана - девственники (опрос)
11:00  Суд освободил таджикского журналиста М. Исмоилова, а его коллега У.Усмонов получил 3 года, но вышел по амнистии
10:58  Высохшее дно Аральского моря будет засажено лесами
10:36  Турусбек Мадылбай: Кыргызстан при советской власти
10:33  Б.Абытов: "Из исторических личностей кыргызов - это был единственный правитель, который заботился о культуре и просвещении народа"
10:28  Б.Сарсеков (глава ЦАРИКЦ): "Дурь" идет по северному маршруту..."
10:25  Афганский экстрим. О Кабуле неэкранном и негазетном рассказывает казахстанский музыкант Тимур Гриднев
10:22  К.Жолдошев: Где попрятались партнеры Максима Бакиева?
10:18  20 тыс. кукол, поющих гимн страны и читающих Коран, скоро появятся на рынках Кыргызстана
10:16  Аким Таласского района Киргизии получал пособие как... малоимущий
10:13  П.Тарасенко: Барак Обама санкционировал ответ Тегерану. Власти США готовят новые санкции против иранских властей
10:06  В.Антонов: Евроазиатская одиссея советского разведчика полковника Ивана Чичаева. Кто и как добыл "Меморандум Танаки"
09:23  К.Касымбеков: Ряды кандидатов в президенты Кыргызстана редеют
09:17  Простая формальность. Малый бизнес Казахстана освободят от бухучета
06:20  Туркменская столица обрела новый деловой центр. Стоимость строительства составила 85 млн. манатов
00:57  "Asia Times": У Евросоюза просыпается аппетит на казахский газ
00:56  Forbes признал Тимура Кулибаева самым влиятельным предпринимателем Казахстана
00:48  Агентство по делам религий Казахстана считает неуместным приезд московского имама
00:02  "Bloomberg": В борьбе за место в Совбезе ООН Кыргызстану мешает лишь умыкание невест
Пятница, 14.10.2011
23:35  Казахстан и Россия намерены вместе охранять сайгаков
22:29  "Арабская весна" оказалась очень выгодна странам Персидского залива
22:25  Сторонники Каддафи подняли восстание в Триполи
19:59  М.Торебаева: Казахстан намерен привлекать инвестиции в несырьевой сектор
19:55  "Time": Никогда не унижайте Китай
19:52  Супруга главы финпола Казахстана пытается отсудить у веб-сайта $17,5 млн! За поруганную честь
17:12  Близ Астрахани торжественно открыт мавзолей казахскому Бокей-хану
15:51  Б.Мусаев: О "яйцах Каримова", "Гули" (гламуре) и других достижениях независимости. Ч. 1
14:03  "МН": Прирасти Китаем. МВФ надеется на экономику Поднебесной
14:00  Узбеков обвинен в хищении средств, выделенных на создание Карты казахстанского сектора Каспия
13:59  Фильм Егора Кончаловского "Возвращение к "А"" номинирован от Казахстана на "Оскар"
13:49  С.Чериков: Кыргызстан. Трудное проявление политической воли
13:41  Р.Шомбиев: Своей коррумпированностью руководство "Рохи Охани Точикистон" загоняет таджикских железнодорожников в наркотрафик
12:33  Житель Шымкента Куралулы самовольно назвал улицу... в честь самого себя
12:30  Н.Рубини: "Вторая волна кризиса еще не началась, но она неизбежна"
11:33  Внешний долг Таджикистана достиг $2,1 млрд и составляет 33,4% к ВВП
11:18  В Таджикистане судят двух русских летчиков. За незаконный перелет границы на Ан-72
11:14  О.Жайнаков: Кыргызстан - новое Монако для лживых чиновников? Почему Бабанов и Отунбаева поддерживают лудоманию
11:09  В Новосибирске задержаны адепты экстремистского движения "Нурджулар" из Узбекистана
11:07  У.Акунов: МВД Кыргызстана - ситуация катастрофическая
11:04  "Э-К": Склеп насущный. Японцы раскапывают сакские курганы Казахстана
11:01  Под Москвой схвачен опасный узбекский террорист Ботиров
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Б.Абытов: "Из исторических личностей кыргызов - это был единственный правитель, который заботился о культуре и просвещении народа"
10:33 15.10.2011

Алымбек-датка

Алымбек-датка
В числе исторических личностей кыргызов XIX - нач. XX вв. особое место в общественно-политической жизни своего народа, Кокандского ханства, а впоследствии и русского Туркестана занимали Алымбек датка Асан-бий уулу и его жена Курманджан-датка.
Никто из кыргызских исторических личностей ни до него, ни после него, не сделал столько, сколько сделал он для Оша. К сожалению, многие сведения о плодах его деятельности дошли до нас в устном виде, хотя имеется и немало письменных источников. Безусловно, Алымбек-датка является одной из ярчайших личностей в истории кыргызского народа XIX в. Он сыграл огромную роль в политической жизни не только кыргызов, но и Кокандского ханства. Известно, что он придавал огромное значение и городу Ош.

Благодаря ему, в течение долгих лет он был центром, столицей Андижанского вилайета. В годы Советской власти, диктатуры коммунистической идеологии и классового подхода мы сознательно вычеркнули из истории людей, подобных Алымбеку, только из-за того, что они были выходцами из феодальных семей, представителей господствующего класса. Мы незаслуженно забываем то, что он и ему подобные сделали очень многое для своего народа.

Полагаем, что историю жизнедеятельности Алымбека-датки следует рассмотреть в нескольких плоскостях или направлениях: а) краткая биография; б) политическая деятельность в Кокандском ханстве и на политической арене самих кыргызов; в) социально-экономическая и культурная деятельность; г) место и роль Алымбека-датки в истории кыргызов, города Ош, историческая оценка его деятельности.

Следует отметить, что при анализе жизнедеятельности Алымбека Асан-бий уулу мы опирались на письменные русскоязычные и кокандские источники, а также устные предания, которые обработаны учеными-исследователями.

Краткая биография Алымбека-датки Асан-бий уулу. Родился он, по версии М.Эркебаева, в 1800 г. в долине Алая. Однако Т.Омурзакова, исходя из слов информаторов, прямых потомков Алымбека, утверждает, что он родился в 1799 г. Мы солидарны с первой версией. Народная память свидетельствует, что его отец Асан-бий по праву был одним из влиятельных, уважаемых, богатых и известных людей не только Алайской, но и всей Ферганской долины. Он поддерживал торгово-экономические связи со многими городами Средней Азии, Восточного Туркестана и Китая, а через торговцев-караванщиков, получая все известия об общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни вышеуказанных регионов и стран, всегда был в курсе всех событий.

С малых лет Алымбек проявил недюжинные способности, рос прозорливым, умным, ловким, хитрым и дальновидным, чем были довольны не только отец Асан-бий, но и сородичи. С юных лет он учился грамоте, уже к 15-17-летнему возрасту все его соплеменники видели в нем наследника своего отца, предводителя племени баргы и человека с большим будущим. Народные предания свидетельствуют, что в отрочестве он учился премудростям, много слушал, вникал в тонкости жизни. Говорят, что в молодости с помощью торговцев побывал в Самарканде, Бухаре, Стамбуле, Кашгаре и в других городах, что, несомненно, оставило неизгладимый след в его сознании.

Мы полагаем, что впоследствии многое из того, что он видел в вышеуказанных городах, он удачно попытался претворить в городе Ош. Путешествие значительно повлияло и на его мировоззрение и миропонимание. Довольно быстро Алымбек сформировался как мудрый, дальновидный и прозорливый правитель, политик, а своими способностями и положением он привлекает внимание правителей Кокандского ханства. Так, еще в 27-летнем возрасте Алымбек был приглашен Мадали-ханом в Коканд на службу.

В 31-летнем возрасте ему было присуждено тем же Мадали ханом звание датка (дадхох - справедливый правитель - автор), а в следующем году его назначают беком, правителем Андижанского вилайета, который включал всю территорию Андижанской области нынешней республики Узбекистан, большую часть Ошской и часть Джалал-Абадской областей Кыргызской Республики.

Здесь необходимо уточнить, почему именно на молодого Алымбека пал выбор Мадали-хана? Дело в том, что кокандским правителям нужен был не сам Алымбек, хотя его личные качества тоже занимали не последнее место, а авторитетный, влиятельный во всей Алайской долине человек, посредством и с помощью которого можно было бы получить доступ к ее богатствам, скоту, людским ресурсам, пастбищам и территории. Таким человеком ко времени правления Мадали-хана и оказался и Алымбек Асан-бий уулу.

С другой стороны, нам кажется, что Алымбек прекрасно понимал истинные цели приглашения его к Кокандскому двору, да и кыргызам не обойти это ханство, с которым они живут бок о бок. Следовательно, он, во-первых, хотел испытать себя на политической арене ханства, а во-вторых, ему была небезразлична судьба своего народа, который он хотел видеть независимым от иноземного господства. Мы полагаем, что для этого ему было необходимо вникнуть во все тонкости государственной власти и политики по всем направлениям.

В-третьих, ему было более выгодно защищать интересы кыргызов в самом центре политических игр - в Коканде. По-нашему мнению, исходя из таких побуждений, он и принял приглашение с предложением и назначением Мадали-хана и других правителей Кокандского ханства.

Таким образом, с 27-летнего возраста начинается его активная деятельность в Кокандском ханстве и на общественно-политической арене не только южных, но и северных кыргызов. Алымбек-датка - один из редких выдающихся деятелей, который продержался на политическом олимпе Кокандского ханства длительное время в течение 35 лет вплоть до смерти. Он мог бы сделать еще многое, если бы его насильно не умертвили.

Однако о смерти Алымбека-датки нет единого мнения. Ч.Валиханов утверждал, что он погиб в очередной дворцовой смуте в 1863г. от руки своего соперника Алымкула.[1] "Туркестанские ведомости" писали о том, что Алымбек казнен в 1863г.[2] Согласно сообщению Г.А.Колпаковского, Алымбек убит чернью в 1862г.[3] А.Х.Хасанов полагал, что Алымбек задушен заговорщиками, недавними своими сподвижниками в 1862г. (Валиханов Ч. //Собр. соч. -Т. 3. -С. 359.) Академик В.М.Плоских и В.П.Мокрынин утверждали, что он казнен в 1862г.[4] Т.Омурзакова подтверждает версию об убиении Алымбека по велению Алымкул-аталыка неким Чотоном. При этом она ссылается на сообщения своих информаторов-правнуков Алымбека-датки.[5]

Мы склонны принять сторону авторов версии о том, что его убили, а не казнили публично заговорщики в 1862 г. Это подтверждают события, происходившие в Кокандском ханстве. Ибо, согласно "Тарих-и Шахрухи", 24 февраля 1862г. был умерщвлен Малля-хан и на трон был посажен малолетний Шах Мурад, при котором в роли аталыка - регента выступил Алымбек-датка.[6] Тем самым он сосредоточил в своих руках фактически всю полноту власти, что не понравилось его недавним сподвижникам и вскоре, в том же 1862г., он поплатился за это жизнью.

Другим важным фактом является то, что Алымбек-датка не был казнен публично, его убили тайно, заговорщически. Его авторитет, влияние были настолько велики и устойчивы, что кокандские претенденты на верховную власть не смели публично казнить Алымбека. Они очень хорошо понимали, какими последствиями чревата его публичная казнь. Как бы там ни было, Алымбек-датка, прожив 62 года, большую часть их посвятил политической деятельности, оста­вив яркий след в истории не только города Ош, южных кыргызов, но и всего кыргызского народа.[7]

Политическая деятельность Алымбека-датки протекала бурно и плодотворно. Мы уже отметили, что он принимал активное участие во многих, почти во всех военно-политических событиях Кокандского ханства, начиная со времен Малля-хана и кончая временем правления Худояр-хана. Согласно источникам, он жил при 8 провозглашенных ханах Кокандского ханства.[8] Особенно активно он проявил себя при Мадали-хане, Шерали-хане, Малля-хане, Худояр-хане. Время правления Малля-хана было одним из важных периодов в политической карье­ре Алымбека-датки. Как отмечал В.Наливкин, именно при нем он стал визирем Кокандского ханства.[9] Более того, на важные ключевые должности назначали и ближайших его сподвижников.

Несмотря на все занимаемые высокие должности в Кокандском ханстве, он никогда не забывал интересы своего народа и региона. Дело в том, что, по мнению Т.Кененсариева, в Кокандском ханстве противостояли и претендовали на верховную власть, оставляя формальную наследственность власти за династией мингов, сразу четыре этнополитические силы: сарты (оседлое население), тюрки (тюркские племена), андижанские кыргызы (условное название южных кыргызов) и кочевые узбекские племена. Однако нам думается, что фактическими претендентами на верховную власть и ее обладателями выступали в основном три этнополитические силы: узбеки из династии мингов, кыргызы и таджики. Об этом свидетельствует многочисленная литература по истории Кокандского ханства, в том числе и "Тарих-и-Шахрухи".[10] Именно между ними шла непрестанная борьба за политическое господство.

Разумеется, Алымбек-датка стремился поднять политический авторитет, положение кыргызов в ханстве. Он всегда пытался усилить влияние кыргызов не только в ханском дворце, но и по всему ханству. В этих целях он как бы подготовил своих сподвижников, опору из числа кыргызских правителей на местах. Как утверждает К.Молдокасымов, благодаря Алымбеку на политической арене Кокандского ханства появились Сейитбек-датка – правитель Ходжента, Сатыбалды-датка - правитель Исфары, Молдо Касым правитель крепости Нау, Кадыр, Кудайназар - чиновники ханского дворца и другие.[11]

Мы думаем, что главным политическим кредо Алымбека-датки в период его деятельности было не только поднятие авторитета, престижа кыргызов как этнополитической силы внутри Кокандского ханства, но и создание самостоятельного национального государства. Вместе с тем он понимал и то, что разрозненные, автономно управляемые и независимые друг от друга кыргызские роды и племена не были готовы к этому.

Нам кажется, что сам факт стремления к реализации такой идеи заслуживает особого внимания. Известно, что он возглавил восстание кыргызов в 1860г., когда узнал о недоброжелательном сообщении Канаат Шаа Малля-хану о том, что во время битвы кокандских войск с русскими в Узун-Агаче Алымбек-датка якобы предательски бежал с поля боя. Малля-хан вынес в отношении Алымбека приговор о смертной казни.[12] Узнав об этом, Алымбек-датка ушел в Нарын, где к нему присоединились крупные правители родов и племен Уметалы - сын Ормон хана, Ажы-бий, Адыл, Торогелди и другие. Тогда же, возглавив всех кыргызов левого крыла, Алымбек поднял восстание и выступил против хана.

По свидетельству Ч.Валиханова, "во время кипчаков Алимбек-датха нынешний кокандский визирь, враждуя с кипчаками, ушел в Нарын и поднял всех киргиз. Куртка была осаждена, комендант... убит".[13] Объясняя причину смертного приговора, русские военачальники сообщали, что андижанский правитель Алымбек парваначи был коварно вызван в Коканд, где его хотели убить. Поводом для этого послужило сообщения Канаат-ша Малля-хану, что в 1860 г. Алимбек предательски бежал из-под Узун-Агача во время сражения с царскими войсками. Поэтому кокандский хан приговорил его к смертной казни.[14] Оповещенный о готовящемся против него заговоре, Алымбек скрылся у своих родичей-киргизов. Он сумел привлечь на свою сторону весь род крыла Сол и выступил против хана. Восстание кыргызов во главе с Алымбек-даткою быстро набирало силу и грозило чреватыми последствиями. Он хотел сделаться независимым правителем своего народа, предварительно вступив с русскими в дружеские отношения.[15]

Особенность этого выступления заключается в том, что в отличие от целей других восстаний, Алымбек-датка действительно стремился к созданию самостоятельного государства кыргызов. Узбекский ученый Х.Бабабеков отмечал, что "восстание Алымбека заслуживает особого внимания и дополнительного поиска материалов. На наш взгляд, если предыдущие восстания кыргызов в основном ставили своей целью решение экономических вопросов или смену правителей ханства, а также первенство в государственной иерархии, то Алымбек стремился к образованию самостоятельного и независимого государства".[16] Во многом Х.Бабабеков совершенно прав. Зная о том, что на юге все кыргызские роды и племена поддержат его, Алымбек отправился на север, где тамошние правители с особым почетом, уважением встретили и поддержали его. Там созрели планы и идеи о создании самостоятельного государства кыргызов.

Кстати, относительно утверждения Канаат Шаа о предательском бегстве Алымбека с поля боя. Полагаем, что Алымбек-датка, осведомленный о силе, вооружении, обученности и дисциплине, бесстрашии и героизме русских, которым противостояла плохо вооруженная кокандская армия, не хотел обрекать на неминуемую смерть свое 12-ти тысячное войско. Необходимо отметить, что в сообщениях известного генерал-лейтенанта М.А.Терентьева также нет конкретных указаний об участии армии Алымбека-датки в битве между русской и кокандской армиями в Узун-Агаче. Он сообщает, что основное сражение происходило между 20-тысячным войском Кокандского ханства во главе с Канаат Шаа и русскими под командованием подполковника Колпаковского.[17]

Это еще раз доказывает, что в Узун-Агачских военных действиях Алымбек-датка не принимал участия, чем и вызвал недовольство Канаат Шаа, а затем и Малля-хана. С другой стороны, согласно сообщению и Дюгамеля, Алымбек-датка искал сближения с русскими и он предписал главному виновнику победы русской армии в Узун-Агаче полковнику Колпаковскому не отказывать ему в случае проявления с его стороны этих попыток.[18]

Скорее всего, учитывая свои интересы в Китае, российские власти хотели воспользоваться древней ветвью Великого Шелкового пути, проходящей через Алайскую долину в Кашгар. В свою очередь, Алайская долина была полностью под контролем Алымбека-датки. Следовательно, заручившись его поддержкой, русские могли получить наиболее краткий, безопасный и, возможно, беспошлинный коридор для своих караванов в Китай. Поэтому еще в Узун-Агаче задолго до окончательного завоевания владений Кокандского ханства, русские генералы искали пути сближения с алайским правителем. Кстати, это было также актом признания его авторитета и могущества не только на его родине, но и среди всех кыргызов. Эти факты свидетельствуют о том, что в отличие от кокандских правителей, он хотел наладить доброжелательные отношения с российскими властями.

На наш взгляд, Алымбек-датка имел непосредственное отношение и к восстанию ошских кыргызов в 1845г., упомянутом в "Тарих-и-Шахрухи"[19]. Правда, там не называется его имя, зато говорится, что восстанием охвачены территории от Алайских гор до Уч-Кургана, включая город Ош. Это были территории, подвластные Алымбеку. Кстати, об его участии в Ошском восстании кыргызов не упоминается в "Тарих-и Туркестан" Мулла Алима и в "Ансаб ас-салатин ва таварих-и ал-хавакин". А "Бадавлат-наме" Умара Маргиани (псевдоним Умидий) сообщает, что Ошское восстание кыргызов возглавили Мулла Юсуф и Туланбай.[20] Возможно, что эти руководители восстания кыргызов еще малоизученные личности нашего города и народа.

Однако, по каким-то нам неизвестным причинам, они обошли фигуру Алымбека. Нам представляется, что Алымбек-датка в силу своего положения и как патриот своего народа не мог не принимать участия и не быть одним из руководителем этого восстания кыргызов. Наше предположение подтверждает другие источники. Так, отметим, что, если в сочинении мулла Нийяз Мухаммада Хуканди, Мулла Алима и других прямо не указывается об руководстве Алымбека-датки восстанием 1845 г., то другие ферганские источники "Миротул-фтух" и "Тарих-и-джахан намаи" - непосредственно подчеркивают не только участие, но и указывают на то, что, возглавив восстание ошских кыргызов, он собрал вокруг себя и других сподвижников, авторитетных их родоправителей. Вполне возможно, что вышеуказанные люди были его сподвижниками.

Следует отметить, что Ошское восстание кыргызов, направленное против фактического господства и жестокости кипчаков в правящих кругах ханства, было жестоко подавлено и обагрено кровью ханскими войсками во главе с лидером кипчаков Мусулманкулом аталык. Это было одним из трагических периодов в истории Оша, когда для подавления восстания было направлено более 20 тыс. войск и было взято 5-10 тыс. пленных. Некоторые из руководителей, точнее кыргыз Мулла Юсуф был повешен в Оше.[21] Нам думается, что Алымбек-датка не мог быть сторонним наблюдателем в таких событиях в жизни своего народа. В целом, мы полагаем, что он имел непосредственное отношение и к этому восстанию.

Таким образом, с 1827 по 1862гг. он принимал активное участие почти во всех значительных событиях в Кокандском ханстве. В своей деятельности он стремился к сохранению паритета, равновесия власти внутри трех этнополитических сил. Алымбек-датка стремился к тому, чтобы кокандские правители были вынуждены считаться с кыргызами и чтобы за кыргызскими правителями родов и племен сохранялись их автономные права. По нашему мнению, он также стремился к сохранению мира и согласия между народами ханства.

II часть

[1] Валиханов Ч. //Собр. соч.... -Т. 3. -С. 359.

[2] Туркестанские ведомости. -1907. -16 февраля.

[3] Омурзакова Т. Курманжан датка... -С. 85.

[4] Плоских В.М., Мокрынин В.П.. История кыргызов (досоветский период). -Бишкек, 1992. -С. 77, 103.

[5] Омурзакова Т. Курманжан датка... -С. 85.

[6] Бейсембиев Т. К. "Тарих-и-Шахрухи" .... -С.161.

[7] Портрет Алымбека датки скопирован из книги Кененсариева Т. Кыргызстандын ...-3-б.

[8] Автор подсчитал это согласно "Тарих-иШахрухи". См.: Бейсембиев Т.К. …-С.159-161.

[9] Наливкин В. Краткая история ... -С.188-189.

[10] Бейсембиев Т. К. "Тарих-и Шахрухи"... -С. 144 – 152.

[11] Молдокасымов К. Алымбек датка-Кокондун баш вазири //Кыргыз руху. -10,17 марта; Он же. Исхак

молдо Асан уулу Кокондун акыркы ханы // Заман Кыргызстан. -1994. -18,25 ноября, 2 декабря.

[12] История Киргизской ССР ... -С.518; История кыргызов и Кыргызстана... -С. 135.

[13] Валиханов Ч. Ч. //Собр. соч... -Т. 2. -С. 200,255.

[14] Бабабеков Х. Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономические и политические предпосылки (XVIII-XIX вв). -Ташкент, 1990. -С. 79.

[15] Там же.

[16] Бабабеков Х. Народные движения.. -С.80.

[17] Терентьев М. А. История завоевания Средней Азии. -СПб., 1906. -Т.1. -С. 252-259.

[18] Бабабеков Х. Народные движения .... -С. 80.

[19] МИКК... -С. 233-234.

[20] Бабабеков Х. Народные движения .... -С.63-65.

[21] Бабабеков Х. Народные движения .... -С.64.

Часть 2-я

Важным политическим достижением Алымбека-датки является то, что став правителем Андижанского вилайета, он перенес столицу из Андижана в Ош. Об этом косвенно свидетельствуют материалы, собранные М.Эркебаевым.[1] Предположительно, что Ак-Ордо (Белая ставка) Алымбека находилась на месте нынешнего здания Автотреста, ресторанов Кара-Алма, "Чолпон", областной филармонии и гостиницы "Алай". Именно там он, а в последующем и его жена Курманжан-датка принимали высоких гостей - правителей Бухарского эмирата, Кокандского ханства, Ташкента, а также чиновников Восточного Туркестана и Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи, путешественников, дипломатов, торговцев, военных чинов. Там же принимались важные политические и социально-экономические решения.

Памятник Алымбеку-датке в Гульче
Перенеся свою ставку в Ош, Алымбек-датка тем самым поднял политический, социально-экономический и культурный престиж этого города, что создало, по нашему мнению, необходимые условия для его дальнейшего развития, о чем более подробно мы остановимся ниже. Скорее всего, Алымбек-датка понимал какое значение имеет Ош для кыргызов в военно-стратегическом, общественно-политическом, социально-экономическом, торговом и культурном отношении.

В социально-экономической деятельности Алымбека-датки важное значение имели его попытки соединить два берега реки Ак-Буура. В этих целях он за свой счет построил девять мостов вдоль нее, соединив две стороны города. Это создавало важные социально-экономические связи жителей обоих берегов. На сегодняшний день сохранилось три реконструированных моста через Ак-Бууру.

В целях улучшения жизни горожан и жителей прилегающих деревень, кишлаков Алымбек-датка опять же за свой счет построил внутри и вокруг города девять арыков-каналов: Тюлейкен, Джапалак, Джоош, Баргы, Увам, Анжиян, Сабай, Конурат и Кыдырша. К сожалению, заслуги Алымбека в развитии ирригационной системы незаслуженно забыты. А.Е.Захарова, перечисляя ирригационные системы города в своих исследованиях, назвала только Джаннат арык (Баргы арык).[2] Вполне возможно, что некоторые каналы-арыки в письменных источниках записаны искаженно или неправильно, к тому же А.Е.Захарова использовала только архивные источники. Мы же привлекли и устные. Она не назвала также ни одного из мостов, построенных Алымбеком в Оше, а его арыки-каналы позволили орошать десятки, сотни тысяч гектаров земли вокруг города, что, в конечном счете, обеспечило его продукцией сельского хозяйства.

Арыки - каналы Алымбека также создавали условия для дальнейшего развития социально-экономического уровня жизни горожан и пригородных деревень, многие из них до сих пор служат народу. Алымбек-датка построил несколько (говорят, девять) мельниц и маслобоен (май жуубаз). Примечателен тот факт, что ни одно из этих сооружений он не назвал своим именем или именами своих родных и близких, а давал названия того рода или племени или же той местности, жители которой за счет Алымбека построили мост, арык-канал или мельницу. Все это создало ему огромную популярность. Он также решил одну из социальных, морально-психологических проблем местных жителей: выделил специальные земельные участки под кладбища в черте города.[3] Это было одним из важных его решений, ибо ныне, чтобы похоронить умершего горожанина, люди выезжают на 15-20 км за пределы города, что составляет массу неудобств для традиционных мусульманских обрядов и обычаев.

Не менее важной была его деятельность по улучшению градостроительства в Оше. К сожалению, письменных сведений об этом не сохранилось или еще не обнаружено. В народе хранится память о том, как он построил, упорядочил первые четыре классические улицы, умощенные каменным покрытием по образцу средневековых городов. Это были нынешние Курманжан-датка (бывший Андижан кочо), Ленина, Гагарина и проспект Исхака Раззакова. Мы полагаем, что это было сделано под влиянием градостроительства в городах, которые Алымбек посетил в юности В улучшении городской жизни огромное значение имели политика и практические действенные меры по озеленению Оша. Старых добрых чинар тереков времен Алымбека осталось единицы на бывшей улице Андижан кочо.

Сознавая особую значимость Оша, Алымбек датка приобретает здесь огромные территории земли как в городе, так и в пригороде. При этом он оформляет на нее вакф, вакф-авлод и передает в пользу своего знаменитого Ак-Медресе. Известно, что земли Алымбека-датки, согласно вакфу, выданного Шах Мурад- ханом в 1859г., составляли 10000 танапов, т.е. 1660 десятин или 1825 га.[4] Впоследствии вакф наме от правителей Коканда на медресе отца получил Абдылдабек, они же (земли) были перерегистрированы в пользу его медресе при русских властях.[5] Следует учесть, что при медресе существовали многочисленные торговые лавки: в 1877 г. - 71, в 1882 г. - 80, а в 1906-1907 гг. - 120.[6] Разумеется, на доходы от них содержались медресе, мечети и семья. Все они служили людям, обеспечивая их предметами повседневного быта и обихода. Скорее всего, исходя из целей служения своему народу и для поднятия его статуса, он и приобрел эти земли.

Алымбек-датка Асан-бий уулу отличается еще и тем, что из исторических личностей кыргызов - это был единственный известный правитель, который заботился о культуре своего народа и мечтал о его просвещении. Он построил ряд мечетей и медресе не только в Оше, но и в других районах Андижанского вилайета. Наиболее важным культурным центром было Ак медресе Алымбека - мусульманская школа, на которую имеется вакф-наме кокандских правителей.[7] Это было одно из редких красивых архитектурных комплексов не только города, но и всей Ферганской долины. Фотоснимки его, дошедшие до наших дней, а также рассказы старожилов,[8] свидетельствуют, что это было архитектурное сооружение, выдержанное в стиле восточного, исламского культового назначения. Многие его элементы и атрибуты были очень схожи с дворцом самого Худояр-хана в Коканде. Об этом же свидетельствуют фотоснимки двух вышеуказанных архитектурных сооружений.

Согласно архивным документам, обнаруженным и введенным в научный оборот академиком В М.Плоских и В.Галицким, Ак медресе Алымбека-датки было построено "из жженого кирпича,… состоит из дарс ханы, ханаки и 28 келий. Доходы вакфа должны идти на ремонт медресе, а остаток делится на 10 частей: 1-мутавалию, 3-мударису, 1- имаму, 1-муэдзину, сторожу и цирюльнику и 4-в пользу учащихся".[9] Для нас важно то, что доходы медресе шли не только на оплату услуг его работников, но и на его содержание. Ежегодно здесь обучалось 120 детей за счет Алымбека и его медресе.

Дарсы читали именитые доммулы из Бухары, Самарканда, Хивы и других городов Средней Азии. Выпускники медресе ликвидировали безграмотность на местах. Несмотря на религиозное образование, благодаря Алымбеку многие сотни, тысячи людей Оша и близлежащих районов получили возможность доступа к сокровищницам культуры Востока, арабоязычной литературе. Сам этот факт уже говорит о многом. Примечателен тот факт, что продолжая дело отца, Ак медресе содержали и его сыновья Абдылдабек, Асанбек, Баатырбек. Известно, что вакф-наме было выдано Абдылдабеку Пулат-ханом в 1875г., причем академик В.М.Плоских выявил два документа - второй - это вышеуказанное вакф-наме. Первый - это иноят-наме (ханская грамота), подписанная и скрепленная печатью Худояр-хана, в которой утверждается покупка им, Абдылдабеком, земельного участка и передача в вакфное владение медресе своего отца.[10] Таким образом, медресе и мечети, построенные Алымбеком-даткой, долго служили народу. Они же являлись одними из основных достопримечательностей, архитектурными памятниками города Ош.

Относительно роли и места Алымбека-датки Асан-бий уулу в истории кыргызов и развитии города Ош следует отметить ряд важных факторов. Во-первых, пора восстановить историческую правду не только нем, но и о подобных ему других исторических личностях. Правда, некоторые попытки осветить их деятельность предпринимались отдельными писателями такими, как Т.Касымбеков, К.Осмоналиев, А.Стамов.[11] При этом необходимо учесть их историческую заслугу перед своим народом. Особо следует подчеркнуть, что, не будучи дипломированным, квалифицированным специалистом, Алымбек-датка, по нашему мнению, имел глубоко продуманную, целенаправленную политическую, социально-экономическую и культурную платформу. Его логически последовательные и конкретно осуществленные дела подтверждают это. Более того, нам, историкам, необходимо широко пропагандировать в сознании масс, особенно среди молодого поколения, жизнедеятельность Алымбека-датки Асан-бий уулу.

К сожалению, в 1991 г. во время празднования юбилея - 180-летия Курманжан-датки, да и ныне когда идет год Курманжан-датки, жены Алымбека, незаслуженно было забыто его имя. Ведь она не стала бы даткой, не достигла бы той высоты не только в общественно-политической жизни кыргызов и Кокандского ханства, но и среди туркестанских военно-государственных чиновников Российской империи, не будь она женой знаменитого Алымбека-датки. Будь она стократ мудрой, но не будучи женой представителя высшего аристократического сословия, она не смогла бы получить это звание и доступ к вершине политической власти не только в Алае и Андижанском вилайете, но и всей Ферганской долине. Не будь Алымбека-датки с его положением, Курманжан так и осталась бы одной из обычных, мудрых женщин, которая пользовалась авторитетом и славилась в своем роду, каких было сотни, тысячи среди кыргызских женщин. Следовательно, роль Алымбека-датки в становлении Курманжан-датки как крупного, влиятельного общественно-политического деятеля бесспорна весома.

Во-вторых, одной из главных заслуг Алымбека-датки как политического деятеля XIX в. не только кыргызов, но и Кокандского ханства, является тот факт, что подобно Барс бегу, Кубат-бию, Алымбек вынашивал идею о кыргызском национальном, суверенном государстве. Вполне возможно, если бы его насильно не умертвили, он бы предпринял конкретные шаги в этом направлении. Мы думаем, что если бы в единую силу объединили свои шаги, желания и стремления подобные ему правители родов и племен левого и правого крыла, то кыргызы тех времен получили бы конкретные результаты в свою пользу. Несомненно, идея Алымбека о создании независимого государства нашла поддержку многих, примером тому являются хотя бы его встречи и переговоры во время Узун-Агачских событий с крупными правителями кыргызских родов и племен Севера - Уметалы - сыном Ормон-хана, Торогелды, Ажы-бием и другими. Во время Узун-Агачской битвы русских войск и Кокандской армии Алымбек-датка не только вел переговоры, он также спас от неминуемой гибели свое 12-ти тысячное войско, большинство которого составляли кыргызы.

В-третьих, Алымбек-датка как истинный патриот защищал интересы своего народа в политических играх и действиях Кокандского ханства. Он всегда стремился к сохранению паритета внутри государства и верховной власти ханства и добивался, чтобы в этом отношении за кыргызскими представителями в ханском дворце сохранялись значительные посты во властной структуре. Не без участия Алымбека-датки решались важные дела и совершались крупные события, дворцовые перевороты в Кокандском ханстве. Мы полагаем, что Алымбек имел непосредственное отношение к дворцовому перевороту, в результате которого на трон взошел Шерали-хан - ставленник кыргызов. Это событие произошло в 1842г., т.е. в расцвете его сил и политической деятельности. Исторически доказано, что одним из первых Шерали-хана и его жену Жаркын-айым поздравил Алымбек-датка с женой Курманжан; тогда же началась дружба этих двух женщин, взаимоотношения которых требует отдельного исследования.

В-четвертых, Алымбек датка всегда стремился к сохранению межэтнического согласия, взаимопонимания и мира. Известно, что Ферганская долина издревле являлась перекрестком разных культур и религий. Это был регион, где проживало множество этнических общностей и Алымбек, прекрасно понимая последствия межэтнических столкновений, всегда старался сохранить мир между ними и с уважением относился к их истории, традициям и культуре. Вероятно также, что именно стремление Алымбека к сохранению согласия между народами завоевало ему огромную популярность и авторитет. История свидетельствует о том, что там, где он правил, не возникало проблем или столкновений на этой почве.

В-пятых, вся общественно-политическая, социально-экономическая и культурная деятельность Алымбека-датки свидетельствует о том, что он владел всеми или почти всеми тонкостями восточной дипломатии. Через торговцев Великого Шелкового пути, путешественников, послов различных стран он был в курсе всех событий соседних государств и по мере возможности поддерживал отношения и с Бухарским эмиратом, ибо понимал какое значение имеет покровительство последнего для Кокандского ханства. Большие дипломатические усилия были затрачены на объединение многих кыргызских племен и родов с необычной целью - создания самостоятельного кыргызского национального государства. Эта его идея была осуществлена почти через 150 лет.

В-шестых, став правителем Андижанского вилайета, он перенес свою ставку Ак-Ордо в Ош. Это было благородным актом со стороны Алымбека по повышению статуса города, придания ему особого политического, социально-экономического и культурного значения. Благодаря этому шагу, а также другим практическим мерам Ош приобрел новый статус и вид, перешел к новой ступени развития. Этот факт был важным не только для него, но и для всех кыргызских родов и племен, населявших окрестности Оша. Исходя из этого, мы считаем, что Алымбек-датка сделал очень многое для Оша. Неоценимое значение имеет его деятельность по градостроительству, равное новаторству в жизни города, ибо первые классические каменные улицы заложил и построил именно он. Не меньшую значимость имеет строительство им мостов, каналов, мельниц, маслобоен как внутри, так и вокруг города, озеленение улиц и мест отдыха.

В-седьмых, особого внимания и уважения заслуживает просветительская деятельность Алымбека-датки. Необходимо признать, что она частично носила религиозный характер, ведь самые просвещенные, прославленные своими крупными учеными, мыслителями Самарканд, Бухара, Хорезм начинали развивать образование с обычных медресе, которых было множество в этих городах. Алымбек же, желая видеть представителей своего народа грамотными, построил несколько медресе, главным из которых было его Ак медресе. Если не принимать во внимание религиозную сторону, когда в условиях тех времен иные системы образования были просто невозможны, то те молодые люди из числа коренной национальности, которые получили возможность обучаться арабской грамоте, стараниями именитых мударрисов из Самарканда, Бухары, Коканда и других городов, становились грамотными людьми. Овладение арабской грамотой открывало им доступ к величайшим достижениям науки и культуры Востока и мировой цивилизации.

В-восьмых, учитывая историко-политическую заслугу Алымбека-датки Асан-бий уулу перед своим народом и городом Ош, следовало бы широко отмечать и освещать его 210-летний юбилей, одну из четырех построенных им улиц, рынков и площадей назвать его именем. Ведь создаются впечатление, что вся та работа, которая идет, в основном отражает деятельность Курманжан-датки, которая достигла своих высот благодаря Алымбек-датке. Этого не следует забывать всем нам.

[1] Эркебаев М. Алымбек датка ... -С. 216.

[2] Захарова А. Е. Историко-архитектурное...-С. 61.

[3] Эркебаев М. Алымбек... -С. 118-122.

[4] ЦГА РУз. -Ф. И.-19. Оп. 1. Д.34947. Л. 2-3,4-8. Д.33514. Л.13-14. Д. 36602. Л. 7-10; Д.33337. Л.39-40; Плоских В. М. Вакф... -С. 46.

[5] Плоских В. М. Вакф... -С.50-52.

[6] Там же.

[7] Плоских В., Галицкий В. Старинный... -С. 73; Захарова Е.А. Историко-архитектурное... -С. 7.

[8] В данном случае автор использовал рассказы старейшин своего рода Айткула, Абдрая, деда Абыта, знатоков жизнедеятельности Алымбека-датки, а также некоторых выпускников этого медресе из Аравнанского района.

[9] ЦГА РУз. -Ф. И. -19. Оп. 1. Д.34947. Л. 2-3; Плоских В. М. Вакф... -С.49-50; Плоских В., Галицкий В. Старин­ный.. -С. 73; Фотоприложение.

[10]ЦГА РУз. -Ф. И.-19. Оп.1. Д. 23022. Л. 313-314. Д.34944. Л. 3-4. Д.34947. Л. 3-4;. Плоских В., Галицкий В., Старин­­ный Ош... фотоприложение.

[11] Касымбеков Т. Сынган кылыч. -Фрунзе 1976; Он же; Кел-кел. -Фрунзе, 1986; Стамов А. Жортуулдар. -Биш­кек, 1992; Осмоналиев К. Кочмондор кагылышы. -Бишкек, 1994.

Байболот Капарович Абытов, доктор исторических наук, профессор, проректор по учебной работе Ошского государственного юридического института.

12 и 14 окт. 2011

Источник - eurasica.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1318660380


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх