В.Месамед: Возможность конституционной реформы в Иране 09:54 21.10.2011
Возможность конституционной реформы в Иране
Прозвучавшее несколько дней назад предложение религиозного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи ликвидировать в стране пост президента и ввести вместо него упраздненный в 1989 г. институт премьер-министра стал полной неожиданностью. Эта новация прозвучала во время поездки Хаменеи в провинцию Керманшах, где он, в частности, сказал: "Сейчас политический строй Республики является президентским. Президент напрямую избирается народом. Однако если мы придем к выводу, что парламентский строй с постом премьер-министра более подходит для формирования исполнительной власти, проблем с изменением ныне действующей системы нет". Как считает Хаменеи, премьер-министр вместо всенародно избираемого президента будет назначаться Собранием исламского Совет (парламентом). Аналитики видят в этой инициативе Хаменеи стремление к дальнейшей централизации всей полноты власти в его руках. При этом сам Хаменеи уже заявил, что он ни в коей мере не намерен покушаться на власть нынешнего президента. Речь идет о процессе изменений в структуре власти, которые он инициирует и реализация которых займет некоторое время.
Иранские СМИ поместили несколько статей, анализирующих эту инициативу. Газета "Джомхурие Эслами" 17 октября проанализировала предложение лидера страны и пришла к выводу, что его реализация учтет последние реалии иранской внутренней политики и быстро докажет свою эффективность. Так же оценила инициативу аятоллы Хаменеи и праворадикальная газета "Ресалат". С ней согласен аятолла Аббас Кааби, представляющий в Совете Экспертов провинцию Хузестан. Он сказал в интервью информагентству "Фарс", что иранский народ принимает ту структуру власти, которая сложилась в стране после победы исламской революции. Но он хорошо понимает, что в ней заложен и потенциал для развития и изменения, который демонстрирует ее творческий характер. Предложения нашего религиозного лидера аятоллы Хаменеи укрепляют основы исламского строя, и особенно ее основу – принцип "велаяте факих", - заключает аятолла Кааби..
Совершенно с другой стороны взглянули на инициативу аятоллы Хаменеи аналитики, публикующиеся в иранской оппозиционной печати. Так, Парвиз Дастмалчи считает, что аятолла Хаменеи понимает значимость поста президента, отдает себе отчет в том, что президент наделен мандатом народа, который его напрямую выбирает. Он понимает и то, что президент является вторым руководителем страны и в таком качестве выполняет установки, которые ставит перед ним религиозный лидер страны как руководителем исполнительной власти страны. Но сейчас религиозному лидеру хотелось бы избавиться от человека, чей пост означает прямое делегирование воли избирателей, при том, что его собственный пост не обладает такого рода легитимацией. Он понимает и то, что ликвидация поста президента способна многократно увеличить политический и моральный вес религиозного лидера. Это как раз и стало в самое последнее время для Хаменеи чрезвычайно актуальной задачей. Примем во внимание и тот факт, что у Хаменеи накопился достаточно негативный опыт совместной работы с президентами. Если при Хашеми-Рафсанджани существовал более или менее налаженный диалог, то эпоха нахождения у власти Хатами и Ахмадинежада запомнится нескончаемыми разборками и конфликтами. Разумеется, нужно учесть, что в Иране уже был период, когда одновременно с постом президента существовал и пост премьер-министра, который по сути своей был сугубо техническим, ибо человек на этом посту решал только практические задачи, имея довольно узкие функции. Важно и то, что премьер-министр не обладал правом принятия стратегических решений, особенно в таких сферах, как внешняя политика, проблемы безопасности и обороны.
Нужно учесть, продолжает свой анализ Парвиз Дастмалчи, что в условиях режима исламской республики президентские функции являются достаточно урезанными в сравнении с подлинной президентской властью, реализованной в ряде стран. Именно поэтому оба последних президента – как Хатами, так и Ахмадинежад, неоднократно ставили вопрос об их реальном расширении. У Хатами это принимало достаточно жесткие формы, однако не было проведено в жизнь. В годы правления Ахмадинежада это зачастую принимало даже комические формы, вспомним его "забастовку", когда он 11 дней не исполнял свои обязанности, обидевшись на Хаменеи за принятые тем волевые решения. По всей видимости, все эти коллизии подвигли религиозного лидера пересмотреть необходимость президентского поста, взвесить возможности его аннулирования. Такая корректировка поможет Рахбару обладать всей полнотой власти, стать подлинным наместником Всевышнего. Что касается реального выбора пути управления страной, то нынешняя мировая реальность дает разные возможности. Тут и парламентская республика, и президентское правление, яркий пример которой нам предоставляют США. При этом не суть важно, каким образом идут выборы руководителя – то ли всеобщими и прямыми выборами, то ли со стороны парламента как собрания народных представителей. В любом случае, они воплощают реальную власть, делегированную им народом.
В Иране, рассуждает Дастмалчи, все построено другим образом. В основу Конституции положена концепция исламского правления, разработанная лидером иранского шиитского духовенства и вождем исламской революции 1979 г. аятоллой Рухоллой Хомейни. Основные ее положения сводятся к тому, что в стране установлен теократический тип правления и государственная власть базируется на основе ислама. Основой системы государственной власти в Исламской Республике Иран является принцип "велаяте факих" ( в перевода на русский – "правление исламского законоведа"), который может быть интерпретирован как верховенство власти в руках духовенства. Именно оно облечено абсолютной властью во всех ее сферах – законодательной, исполнительной и судебной. Все действительные рычаги правления сконцентрированы в руках религиозного лидера страны – Рахбара, который олицетворяет собой высшее единовластие. Именно он определяет и декларирует генеральную линию политики государства и повседневно контролирует ее. На Рахбара возложено верховное командование вооруженными силами страны, объявление мира и войны. Кстати, именно Рахбар подписывает указ о назначении президента, избираемого раз в четыре года на основании всеобщего, прямого и тайного голосования. У Рахбара имеется и право отстранения президента от должности. Другая особенность устройства исламского режима в том, что в Иране сложилась своеобразная, не имеющая больше аналогов в мире дуалистичность структур власти. Она заключается в том, что параллельно с президентом существует пост Рахбара, который в соответствии с положениями действующей Конституции имеет право отмены любого решения главы исполнительной власти. Такова же ситуация и на уровне законодательной власти. Она осуществляется посредством двух органов – парламента (Собрания исламского Совета) и Совета по надзору за соблюдением Конституции (Наблюдательного Совета), деятельность которого находится под неослабным и непрерывным контролем Рахбара. Поэтому, заключает Парвиз Дастмалчи, существо вопроса в том, что Рахбар не хочет ни с кем делить свою власть, и даже ту малую толику, что доставалась президенту, он хотел бы сделать своей.
Другой оппозиционный публицист, д-р Мехди Хаэри считает, что инициируя конституционную реформу, Хаменеи добивается нескольких задач. Во-первых, он намеревается положить конец институту президентства как очевидной преграде его реально абсолютной власти. Кроме этого, он попытается тем самым закрыть путь к руководству исполнительной властью сподвижникам нынешнего президента, в частности, одной из усиленно протежируемых президентом кандидатур – нынешнему главе его офиса Исфандияру Рахиму Мошаи. Продолжение института президентской власти означало и продолжение всяческих атак на власть Рахбара, так что выбирается достаточно оптимальный и наименее болезненный путь. В этом Хаменеи уже убедил Совет экспертов. Это – одна из наиболее базовых структур исламского режима. Именно этот Совет гарантирует преемственность высшего религиозно-политического руководства. А обратился он туда потому, что ведущей функцией Совета является избрание Рахбара. У членов Совета достаточно информации о сегодняшних проблемах, они в курсе всех тех передряг, которые сопровождают взаимоотношения между Рахбаром и исполнительной властью. Совет признал намеченные реформы вполне релевантными, согласившись с тем, что для оперативного руководства исполнительной властью будет введен пост премьер-министра. Думаю, они найдут кого-нибудь, кто устроит духовенство, поймет, чего от него ждут и не создаст никаких препятствий реализации основополагающего принципа "велаяте факих", говорит д-р Мехди Хаэри.
Заметим, однако, заключил Хаэри, что именно Хаменеи в бытность свою президентом во второй половине 1980-х гг. предложил отменить пост премьер-министра для усиления президентской власти. С этой целью он не раз апеллировал к предыдущему Рахбару – имаму Хомейни, призывая того допустить соответствующие изменения в Основном законе страны. "Я не склонен думать, что главной причиной необходимости ликвидации института президента является текущая конкретика, то есть проблемы Ахмадинежада, Мошаи и др. Для Хаменеи в публичном плане важнее доказать потенциал исламского строя, его возможность самоусовершенствоваться, изменяться сообразно обстановке. Однако так ли это? Ведь на самом деле инициатива не нова. Иран возвращается к тому, что уже пройдено и было отвергнуто. Причем, подлинная причина в том, что под маской реформы Хаменеи пытается решать сиюминутные задачи, сконцентрировать в своих руках всю полноту власти. Так где же оно, развитие исламского строя?", - спрашивает Хаэри. По всей видимости, ответ на этот вопрос даст широкая дискуссия, которая может развернуться в иранских СМИ уже в эти дни.
В.И.Месамед 19.10.2011
|