Чулпан Хаматова: "Прекрасно отношусь к эмиграции. Если ты молод и готов уехать, то нужно..." (интервью) 10:53 27.10.2011
Чулпан Хаматова: "Время такое - то ли я привыкла, то ли расцвет культуры в Москве кончился"
В "Яйцах судьбы" Чулпан сниматься не готова. А вот в хорошем боевике, может, и сыграла бы, если б позвали...
Одним из главных событий кинофестиваля "2-in-1" ("Два в одном") стала российская премьера фильма "Америка". Главную роль в картине, снятой португальским дебютантом Жуаном Нуну Пинту, сыграла Чулпан Хаматова. Ее героиня - русская эмигрантка, вышедшая замуж за португальского мошенника...
"Пришлось выучить португальский"
- Это же далеко не первый ваш опыт работы в зарубежном фильме. Как все прошло на сей раз?
- Да, но в этот раз мне пришлось учить португальский. Мой партнер по фильму Николай Попков шутит, что этот язык состоит исключительно из шипящих звуков. И сначала мне действительно было трудно, а потом, знаете, втянулась. И даже с режиссером ближе к концу съемок я общалась без переводчика. Вообще в игре на незнакомом тебе языке есть неоспоримый плюс - тебе нечем прикрыться и приходится четче выражать каждую свою эмоцию и транслировать мысль режиссера.
- Во время работы над "Америкой" вы жаловались, что постоянно мерзли на натурных съемках...
- Ну не то чтобы мерзла. Просто мы снимали на берегу океана, а там очень неприятный ветер. В какой-то момент простыла, и у меня воспалился глаз. Это, кстати, заметно в нескольких эпизодах. Но вообще на съемках этой картины я чувствовала себя в гораздо большей безопасности, чем у нас. У них техника безопасности на первом месте, у нас о здоровье и возможных травмах актеров никто, увы, не думает.
- А как вообще попали в португальскую картину?
- Четыре года назад я снималась у Андрея Эшпая. Играла татарского посла, мужчину с бородой и порезанным носом. И вот в разгар съемок мне говорят: "Приехали португальцы, хотят на тебя посмотреть". А я уже немного знала про этот португальский проект, читала сценарий. Ну встретилась с режиссером прямо в гриме татарского посла, пыталась ему понравиться, глазки строила. Он еще долго так смотрел на меня. Но после этой встречи меня утвердили.
- В фильме вы играете русскую эмигрантку. А как сами относитесь к эмиграции?
- Прекрасно отношусь. Если ты молод и готов уехать, то нужно попытаться окунуться в другую жизнь и другую культуру. Тем более если нет родителей, детей, которых надо содержать.
- Для вас же вопрос эмиграции еще не так давно был актуален...
- Сейчас об этом можно уже и не говорить. Я постоянно в Москве, у меня 18 спектаклей в месяц, и все свободное время я здесь, с семьей, детьми.
- Но раньше вы чаще были в Германии. Изменило это ваше отношение к России, к Москве?
- Мне казалось, что раньше время было немного другим. Когда я возвращалась из Берлина в Москву, то думала, что приезжаю в место, где происходит какой-то расцвет культуры. Постоянно появлялись новые имена - режиссеры, художники, актеры. А сейчас... То ли я привыкла, то ли расцвет кончился, но уже долгое время никаких изменений не замечаю.
"В 36 ЛЕТ СУПЕРГЕРОИНЕЙ НЕ СТАНЕШЬ"
- В сознании зрителей две Чулпан Хаматовы. Одна снимается в российских сериалах и катается на коньках в телешоу, другая играет в авторском кино, которое почти не замечают. Какая из них настоящая?
- (Задумывается.) Наверное, обе. Во всяком случае, я не разделяю эти свои ипостаси. Каждый сериал - особенная история, как и каждый фильм. Я же с людьми прежде всего соглашаюсь работать. Если, например, вспомнить о "Гибели империи", то это было желанием сняться у Хотиненко.
- Не обидно, что большая часть вашей работы в кино практически не знакома массовому зрителю?
- Почему же не знакома? "Бумажного солдата" Леши Германа хорошо встретили. Есть, конечно, картины, которые прошли мимо проката, но в этом нет ни моей вины, ни вины режиссера.
- То есть вы в целом довольны своей кинокарьерой?
- Если говорить о реализованности, то нет, конечно. Если в театре я играла и играю много и все, что могу, то в кино такого ощущения нет. Я голодна до кино. Но, к счастью, пока есть сумасшедшие режиссеры, которые готовы предлагать мне какие-то неожиданные повороты моей карьеры.
- Может, пора сняться в блокбастере?
- В роли какой-нибудь супергероини, боевой девушки? Кажется, в 36 лет на такие роли уже не берут (смеется). Хотя, если предложат, готова подумать.
"У МЕНЯ НЕТ КОНКУРЕНТОК В ТЕАТРЕ"
- Вы сказали, что удовлетворены театральной карьерой. На это не влияет, что сейчас непростые для театра "Современник" времена?
- По-моему, у "Современника" нет непростых времен. Что вы имеете в виду?
- Ну если из театра уходят примы уровня Елены Яковлевой, то что-то явно идет не так.
- Я бы не драматизировала уход актрисы из театра. Значит, ей сейчас так комфортнее... Другое дело, что, когда уходит одна прима, остальные тут же собирают волю в кулак и, засучив рукава, играют ее роли. Потому у меня и 18 спектаклей в месяц.
- На вас не давит статус примы "Современника"?
- Нет. У нас в театре никогда не было одной главной артистки. Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Алена Бабенко - ну вот кто из них может считаться номером 1? Да все!
- Но театр - всегда жесткая конкуренция. Чувствуете ее?
- Искусство к конкуренции вообще не имеет никакого отношения. Если бы меня не принял зритель, то я бы покорчилась какое-то время и пошла бы искать другую работу. Эта профессия - наслаждение. И в то же время она приносит столько боли, что если ты думаешь еще и том, как бы тебе расправить пошире локти и не подпустить никого, то получается полный бред.
- Хотели бы вы, чтобы ваши дети стали актерами?
- Пока рано об этом думать - и им, и мне. Актерство - очень жестокая профессия, приходится отрывать самого себя от семьи. Да, сейчас у меня нет съемок, и я могу чаще быть с детьми. Но так не всегда. Потому даже сейчас - мало, хочется проводить с ними еще больше времени...
Александр НЕЧАЕВ - 27.10.2011
|