И.Хен: Типун на язык. Самый дискутируемый вопрос в Казахстане 00:40 29.10.2011
Типун на язык Самый дискутируемый вопрос в Казахстане
Споры о статусе русского и казахского языков в Казахстане, несмотря на цветистую палитру не единожды высказанных мнений, не прекращаются. Общество разделилось на русскоязычных и казахскоязычных казахов, хотя последнее словосочетание примерно то же самое, что масло масляное. При этом представители других национальностей замерли в ожидании либо в спешном порядке учат казахский язык - на тот случай, если националисты "победят"… На самом же деле, если судить со стороны, ничего особенного не происходит. Идет игра в одни ворота, потому что соперник игнорирует агрессора. А значит, игра ведется ради самой игры.
Бегущие по лезвию бритвы
Из номера в номер мы публикуем интервью по поводу языковой проблемы с известными в Казахстане людьми - писателями, политологами, переводчиками, журналистами, которые придерживаются различных точек зрения. Когда мы дошли до человека, который в 1990-х фанатично пытался положить себя на алтарь развития родного языка, он отказался официально беседовать с нами на эту тему. Объяснил он свой отказ тем, что на самом деле никого сегодня не интересуют конкретные предложения по возрождению языка и все плевать хотели на создание хороших словарей и методических пособий. По его словам, языковая тема - очень скользкая, на ней многие пытаются заработать политические и финансовые дивиденды, а потому выступать по этому поводу - значит вызывать на себя огонь какой-то из враждующих сторон, а может быть, и всех вместе. А этого человеку, ныне далекому от политики, не нужно ни за какие баурсаки.
Конечно, такое мнение имеет широкое хождение в массах, однако когда его высказывает человек, реально понимающий в этом толк и годами варившийся в этом котле, становится действительно страшно. Неужели и впрямь казахский язык стал лишь предметом политических манипуляций и способом выбивать гранты и дополнительное финансирование на призрачные, безжизненные и заведомо нереализуемые проекты по его развитию? Ну, понятно, что нынче невозможно брать шашку и за "спасибо" рубить головы оппонентам, как в период романтики 1990-х, - сейчас каждый взмах шашки оплачивается. Но неужели нет в Казахстане ни одного настоящего радетеля, готового взращивать родной язык на своем скромном огородике, не выпрашивая для этого плодородные земли по бросовой цене и льготное кредитование в придачу? Иных из таких патриотов уж нет (давно поняли всю напрасность своих чаяний и трудов и нашли себе другое занятие), а те далече… В смысле, в местах не столь отдаленных. Но и в их случае родной язык ни причем.
Вообще, если уж говорить честно, быть национал-патриотом или националистом (суть-то одна) в нашей стране совсем непросто. За разжигание межнациональной розни можно получить нехилый срок, за радикальные какие-то мысли, высказанные вслух, - кучу проблем и настоятельных рекомендаций. А потому необходимо изыскивать лазейки в законе, ходить по лезвию бритвы, дабы продемонстрировать свою активную жизненную позицию и оправдать само свое существование и при этом не попасть впросак. В смысле - под суд. И зря национал-патриотов характеризуют как прямолинейных, примитивных в своих обвинениях и суждениях, называют их протесты по тем или иным вопросам необоснованными и высосанными из пальца. Как раз таки наоборот: можно только поразиться тонкости их тактики, искушенности в интригах и умению находить искру там, где вроде давно остывшее и развеянное по ветру пепелище. Ну скажите, кто бы мог раздуть проблему из левой пяткой написанного первого варианта Доктрины национального единства - документа, до сих пор непонятно для чего созданного? И кто бы мог с таким апломбом подать окончательный, тщательно проработанный вариант той же Доктрины? Или, например, выступать по поводу китайской экспансии, незаметно вписавшись в нестройный хор голосов разношерстной оппозиции? То есть быть вне политики, одновременно находясь в ней? Это и есть искусство лавирования.
Теперь вот остро встала проблема языка. Проблема, конечно, более глубинного характера, более актуальная и осязаемая, но на убийство Цезаря тоже едва ли тянущая…
Бой с тенью
По большому счету, развернувшаяся дискуссия объединила национал-патриотов и вообще всех мыслящих казахскоязычных граждан страны. В сущности, их доводы относительно статуса казахского языка большинство оппонентов оценивают как справедливые. Экскурсы в историю - поминание геноцида, голода, репрессий, подъема целины... Все это история, и каждый вправе толковать ее так, как считает нужным. Другое дело, что дискуссии и публичные выступления радетелей родного языка в подавляющем большинстве своем происходят на русском языке (потому что на казахском дискутировать не с кем). И вот тут начинаются споры, вызванные недопониманием или полным непониманием друг друга. Например, один из наших недавних спикеров Смагул Елубай, человек предельно корректный и толерантный в жизни, выступая публично в дискуссионном клубе "АйтPARK" назвал русскоязычных казахов "мутантами", в чем потом, думается, неоднократно раскаялся. То же временами происходит и с Мухтаром Шахановым: когда он говорит на русском, в его речи частенько проскакивают фюрерские нотки. Правда, за него извиняются его молодые коллеги (кажется, как-то в роли общественного защитника выступал Мухтар Тайжан), мол, "…он не то имел в виду, послушайте его на казахском - милейший человек…". Неудивительно, что вести дискуссию на равных с русскоязычными коллегами может только тот, кто одинаково владеет двумя языками: сейчас в среде националистов такой, кажется, один.
Однако самое главное - это то, что националисты, борясь за родной язык, направляют меч праведного гнева в сторону своих же соплеменников-казахов, только "обрусевших". Последние, даже из числа представителей творческой интеллигенции, по большому счету, в драке не участвуют. Если они и парируют удары, то делают это поодиночке. С другой стороны, поэт и переводчик Ауэзхан Кодар, жестко высказавшись по поводу идеи национализма, подвергся "наездам" со стороны казахскоязычной части общества. Естественно, после такого участвовать в полемике пропадет желание у любого - даже у такого смелого в суждениях человека, как Кодар.
"Отрываются" же на национал-патриотах их противники во время различных "круглых столов" и прочих битв на дискуссионных площадках. Нередко интеллектуальные схватки превращаются в бои местного значения. Помнится, наш коллега Талгат Исмагамбетов чуть было не пошел врукопашную с одним интеллигентным, но слишком экспрессивным оралманом из Китая. И это всего лишь один пример из целого ряда.
Естественно, сегодня многие национал-патриоты среднего возраста понимают, что дальше жить и работать по старым лекалам - путь в никуда. Их старшие коллеги бьются с тенью (русскоязычными казахами), в публичных же дискуссиях в лучшем случае терпят поражения, а в худшем сводят все к пошлой и банальной склоке. По языковой проблеме в том числе. Никто так и не смог внятно объяснить, зачем нужно лишать русский язык статуса официального. Возможно, по этой причине сегодня национал-патриоты становятся более либеральными и конструктивными. Потому как ныне для достижения своих целей одних только эмоциональных выступлений и открытых писем недостаточно. Нужны принципиально новые подходы и методы работы.
Новое поколение выбирает… казахский
Хотя нынче во всех бедах, обрушившихся на казахский язык принято обвинять русскоязычных казахов, они, судя по подрастающему поколению, не совсем безнадежны, что бы про них ни говорили их казахскоязычные братья. Новое поколение казахстанцев, будь то чада русскоязычных казахов или представителей других национальностей, в подавляющем большинстве ориентировано на казахский язык. В казахских детских садах 10-20 % составляют дети неказахов, высок процент тех детей-казахов, чьи родители не владеют родным языком. Это значит, что родители понимают и признают тот факт, что за казахским языком - будущее.
То же самое касается и более старшего поколения - множество студентов, обучающихся на русских отделениях, между собой общаются на казахском языке. Сама студенческая среда с каждым годом становится все более "казахской", на улицах казахский язык завоевывает все большее пространство. Отрицать это глупо - родной язык становится действительно родным, по крайней мере на бытовом уровне он распространяется очень динамично. Другое дело, что определенные вопросы может вызывать его качество - но тут уж, как говорится, карты в руки радетелям казахского языка.
Один из самых показательных примеров того, что будущее казахского языка не такое уж туманное, как многие пытаются представить, - казахскоязычный Интернет. Посмотрите, какими темпами растет количество посещений на сайтах "Алтын Орда", "Абай", "Маса". Причем прирост идет за счет молодежи - чем более компьютеризируется наш социум, тем динамичнее развивается казахский Интернет. И если русская часть Казнета в определенном смысле достигла своего потолка, то казахская его часть будет расти до того момента, пока Интернет не появится в последнем ауле. Значит, казахский язык живет и развивается, и будет еще жить и развиваться, как тонко подметил политолог Николай Кузьмин, "покуда будут жить казахи".
Самый болезненный вопрос, касающийся казахского языка, заключается, конечно, в том, что государство не в полной мере его поддерживает и развивает. И "шала-казахи" тут ни при чем - так же, как и "нагыз казахи". Однако не в компетенции журналиста, тем более не владеющего в достаточной мере казахским языком, указывать на системные ошибки власти в вопросе его развития. Мы можем всего лишь выстроить мозаичную картину из процессов, мнений и закономерностей, за которыми пристально следим. Поэтому будем рады выслушать конкретные предложения по этому поводу на страницах нашей газеты.
Игорь ХЕН
27.10.2011
|