Ю.Мазыкина: Кыргызстан - год с парламентом. Сплошные демарши 17:02 03.11.2011
Кыргызстан: год с парламентом
Кыргызстан прожил первый свой год с парламентской формой правления. Оценки деятельности законодательной палаты пятого созыва даются неоднозначные: кто-то хвалит депутатов за принятие полезных и долгожданных нормативно-правовых актов, а кто-то критикует за то, что народные избранники "суют нос" практически во все дела государственной и иной важности, не имеющие к их полномочиям ни малейшего отношения.
Каковы критерии оценки эффективности кыргызского парламента? Вопрос не из легких, ведь количество принятых и разработанных законопроектов - это только цифры на бумаге. О том, что делается на самом деле, свидетельствуют только реакции простых граждан, бизнесменов и чиновников. В республике до сих пор нет специального органа или аналитической службы, которые были бы способны оценить "выхлоп" от работы 120 слуг народа. Еще одним критерием, и не самым позитивным, кстати, является объем расходов из государственного бюджета на содержание Жогорку Кенеша - как депутатов, так и работников его аппарата. С конца 2010 года на законодательную палату стали тратить гораздо больше по двум элементарным причинам - количество нардепов выросло, а сама палата переехала в новое просторное здание.
Сплошные демарши
Напомним, что новый состав парламента собрался впервые 11 ноября 2010 года на присягу, то есть почти месяц спустя после выборов. Первый опыт совместной работы, как и блин, вышел комом. Новоизбранных у стен "Белого дома" встречали протестами пострадавшие в апрельских событиях и их родственники. Тогда арнамысовцу Турсунбаю Бакир уулу даже запульнули в голову тухлым яйцом, а сами пикетчики чуть ли не в кровь дрались с милиционерами, сторожившими входы в Жогорку Кенеш. Год назад действия разъяренных людей никто из депутатов комментировать не решился (еще свежи были в памяти весенние волнения), но буквально накануне одну такую протестную толпу социал-демократ Исмаил Исаков обвинил чуть ли не в захвате парламента. Сам освобожденный в апреле от пут бакиевской власти, Исаков через год начал петь совсем по-другому: дескать, блокирование всех входов "Белого дома" трудно назвать мирным митингом, ведь приближаться к забору Жогорку Кенеша ближе, чем на 30 метров, нельзя. Почему 7 апреля Исаков не осудил "мирных" пикетчиков? Вопрос, конечно, интересный. По большому счету слова депутата Исакова обнажают простую правду: на трансформацию политических взглядов и принципов всего парламента хватило 12 месяцев.
Год назад многие депутаты все же попали в здание, чтобы поклясться в преданности родине. Там их ждал небольшой сюрприз - коллеги из "Ата-Журта" присягу практически в полном составе проигнорировали. Партия националистов, как ее назвал сам лидер Камчыбек Ташиев, результаты выборов категорически не одобряла (как и сейчас), но от кресел в Жогорку Кенеше отказываться не стала. Избирательная принципиальность налицо и сейчас, после проведения президентских выборов.
И этот парламент ждали новые испытания, которые подтвердили, что всякая политика в Кыргызстане начинается с торгов и заканчивается ими. Очень долго определялся новый состав Жогорку Кенеша со спикером (вместо неодобренного Текебаева им стал Келдибеков) и еще дольше формировал коалицию, которой предстояло выбирать премьер-министра и формировать состав правительства.
В результате этих событий и множества мелких междепутатских и межфракционных склок новый парламент принял первый законопроект лишь спустя два месяца после официальной раздачи мандатов - 24 декабря 2010 года. Это была ратификация соглашения по гранту Европейского союза для быстрого реагирования на продовольственный кризис. 2010-й закончился для парламента одобрением еще двух грантовых соглашений, а потом 120 депутатов ушли на новогодние каникулы.
Плодородный 2011-й?
В 2011 году полноценно работать парламент стал с середины января. Как гласит внутренняя статистика, с начала текущего года депутаты рассмотрели около 258 законопроектов, то есть в среднем по 26 документов в месяц. Кстати, список законопроектов на сайте Жогорку Кенеша, поступивших в палату с 28 марта 2006-го по 1 ноября 2011-го, насчитывает всего 503 наименования. Работоспособность постапрельских парламентариев, конечно, впечатляет.
За этот же период создали десятки комиссий и рабочих групп, которые занимались и занимаются спорными вопросами в законодательстве и расследованием резонансных экономических и политических событий. Вспомним ситуацию с первым вице-премьер-министром Бабановым и его казахским гражданством или конфликтные ситуации на ряде месторождений. Часто, по мнению политологов, Жогорку Кенеш брал на себя полномочия следствия или суда, а потому подвергался критике со стороны профессиональных юристов и даже некоторых правительственных ведомств.
Иногда комиссии в парламенте образовывали вообще не понятно для чего - результатов работы многих таких временных органов широкая общественность так и не узнала. Еще в феврале 2011 года, когда Жогорку Кенеш только "раскачивался", атамекеновец Эркинбек Алымбеков предостерегал коллег: чем больше депутаты будут создавать различных комиссий, тем быстрее будет падать авторитет парламента. В апреле спикер ЖК Ахматбек Келдибеков обязал руководителей депутатских комиссий после майских праздников отчитаться по проделанной работе. Воз поныне там, и более того, многочисленные парламентские образования уже становятся предметом не самых добрых шуток в кыргызском обществе: чуть что, так депутатам предлагают создать комиссию.
Обозначившуюся проблему с неконтролируемым количеством комиссий и вопрос качества их работы пока в парламенте не разрешили, да и, видимо, не собираются. По большому счету все эти группы надо бы подвергнуть инвентаризации, чтобы увидеть реальное положение дел и эффективность работы.
Если вернуться к законопроектам, принятым и рассматриваемым в парламенте, то и тут имеются большие проблемы, которые подчас заставляют сомневаться в том, что ЖК действительно является выразителем интересов граждан. Если основная масса документов принимается депутатами после тщательного обсуждения и не вызывает возмущения у заинтересованной части избирателей, то другие акты парламентарии иногда позволяют себе одобрять без учета мнения общественности и даже игнорируя некоторые нормы Конституции. Тому в пример скандал с Советом по отбору судей или законопроектом "О "Пятом канале", состоящим всего из трех статей. Кстати, последний два раза отказалась подписывать президент переходного периода, что не повлияло на окончательное решение законодательной палаты.
Накануне экс-министр иностранных дел Эднан Карабаев поделился с ИА "24.kg" своим мнением о процессах в законодательной сфере и привел в пример ситуацию с Наблюдательным советом Общественной телерадиокорпорации, который сформирован декретом временного правительства. Ряд депутатов этот декрет, как известно, ставит под сомнение и выступает за образование нового НС. "Если совет можно поменять, то как быть с другими изменениями временщиков в законы, которые касаются всего населения страны? Есть декреты о национализации, судьях и так далее. Если сегодня начнем по-новой пересматривать все законопроекты, считайте, предыдущий год у нас был просто украден", - подчеркнул эксперт.
Рекорд нелепости?
За полгода работы пятый созыв побил все рекорды предыдущих по нелепости и бредовости некоторых идей. Об этом говорит не только реакция общества на многие предложения депутатов, но и отношение к ним самих членов парламента, которые считают себя благоразумнее коллег.
К примеру, создание намазканы в стенах Жогорку Кенеша, предполагалось, положительно отразится на посещаемости депутатами хотя бы пленарных заседаний. Комнату для молитв в итоге открыли, чтобы религиозные политики не сбегали с работы в мечеть. Но на явке это не отразилось никак. В парламенте до сих пор не решили, как наказывать коллег за прогулы, и, несмотря на то, что многие по закону уже могли бы вылететь из Жогорку Кенеша за непосещаемость и безынициативность, ничего не меняется.
В категорию неоднозначных идей попало и предложение депутата Акылбека Жапарова обеспечить всех школьников планшетниками за счет государства. Этот вопрос даже не стали выносить на обсуждение парламента: ясно, что идея с имеющимся дефицитом бюджета провальная и перспектив в ближайшие лет 20 не имеет.
Еще в Жогорку Кенеше намеревались менять флаг, герб и гимн Кыргызстана. То, что подготовили для инициаторов смены госсимволики "талантливые" дизайнеры, уже осмеяли граждане страны. Благо, что предложение отмерло само собой.
Запомнится многим и инициатива социал-демократки Ирины Карамушкиной, которая предлагала назвать одну из звезд именем героя эпоса - Манасом. И впрямь - звезд на небе не счесть, и хватит их не только на всех героев эпоса, но и на каждого из 120 депутатов. Но еще одно предложение избранницы ввело в ступор даже опытных затейщиков: Карамушкина призывала обязать тюремных заключенных в обязательном порядке учить национальное достояние "Манас", потом впадать в транс и тем самым очищать свою душу. Не далеко от Карамушкиной, кстати, ушел и весь парламент страны, когда в стенах Жогорку Кенеша совершили массовое жертвоприношение баранов, чтобы избавить законодательную палату от темных сил и сглаза. Видимо, ни жертвоприношение, ни дым арчи не помогли...
Перечисление нелепостей можно закончить, вероятно, инициативой депутатов Московского районного кенеша, которые в декабре 2010 года предложили назвать безымянную гору в Чуйской области именем российского премьера Владимира Путина. Предложение сначала в правительстве, а потом и в парламенте Кыргызстана поддержали, и вот уже 17 февраля 2011 года в республике появился свой Путин. Кто-то, возможно, назовет это большой политикой, ну а кто-то считает совсем по-другому.
Возникает вопрос: продолжат ли в парламенте так веселить весь мир и в новом, 2012 году?
Сколько стоит депутат?
До сих пор в Кыргызстане так и не подсчитали, во сколько обходится казне отдельно взятый депутат парламента. Увы, но своих потребностей нардепы не снизили со времен "Ак Жола": все те же служебные машины, все те же квартиры и всевозможные компенсации за отсутствие жилья. Без сомнения, больше всего из бюджета тратится на содержание законодателей. Когда некоторые депутаты решили отказаться от служебных автомобилей, большинство восприняло это как демарш, а не как пример для подражания. А потому машины с номерами KG продолжают наглеть на дорогах и дымить топливом, купленным за государственный счет.
В июне 2011 года депутат Данияр Тербишалиев недоумевал: почему парламент в 2012-м запросил себе в бюджете аж 1 миллиард 421 миллион сомов, тогда как первоначальный бюджет Жогорку Кенеша составлял всего 466 миллионов сомов. "На что идут эти деньги? На те же загранпоездки, транспортные расходы. О какой эффективности мы говорим?", - задался вопросом он. На это спикер парламента Ахматбек Келдибеков тогда ответил, что тем депутатам, кто считает себя патриотом, ничто не мешает отказаться от служебных привилегий, помощников. "Докажите это на деле, а не на словах", - добавил он.
Спикеру ли призывать коллег к аскетизму, когда сам Ахматбек Келдибеков неоднократно критиковался в СМИ за барские замашки относительно заграничных поездок? За это, кстати, торага в свое время, вероятно, и невзлюбил "Пятый канал", который очень жестко отзывался о визите спикера в Малайзию и Индонезию. Телевидение в отместку решили сделать парламентским, чтобы популяризировать работу депутатов в народе. Что из этого получится, также до сих пор не понятно, а кроме того, эта инициатива влетит казне в копеечку. В Жогорку Кенеше утверждают, что сокращать расходы бюджета на чиновников и их потребности надо, но как это вяжется с Законом "О "Пятом канале", не ясно.
А накануне в стенах парламента случился очередной финансовый скандал. За закрытыми для прессы дверями депутаты решили урезать сотрудникам аппарата Кыргызстана надбавки на заработную плату на 50 процентов. Естественно, последние остались недовольны, ведь теперь будут получать не 18 тысяч, а всего 9. Правда, некоторые избранники поговаривают, что с премиями и надбавками среднестатистический работник аппарата получал почти как депутат - 30 тысяч сомов в месяц. Теперь, вероятно, меньше. При этом заработная плата самих нардепов, вероятно, изменениям в сторону понижения не подвергнется. По крайней мере, такой инициативы никто из депутатов не озвучивал, а ведь именно такое предложение уж точно никто бы не назвал нелепым.
В заключение небольшая калькуляция от ИА "24.kg": если 1,421 миллиарда сомов, запрашиваемые Жогорку Кенешем (о которых говорил социал-демократ Данияр Тербишалиев), поделить на количество депутатов (120), то каждый парламентарий в 2012 году обойдется нам в ...11,84 миллиона сомов! Готовы ли граждане Кыргызстана столько платить за законодателей и, что главное, удастся ли им самим снизить собственные запросы?
03/11/11 Юлия МАЗЫКИНА
|