С.Курмангалиев/А.Нестеренко: Погружение в Могулистан. Будущее уже наступило. Фальшивая госполитика привела к созданию ненастоящего государства... 00:41 17.11.2011
ПОГРУЖЕНИЕ В МОГУЛИСТАН "Не завидуй тому, кто сильней и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат". Омар Хайям
Будущее уже наступило. Фальшивая госполитика привела к созданию ненастоящего государства. В нем нет поддержки народных масс, нет решения языковой проблемы на основе консенсуса, нет вовлечения общества в ключевые вопросы жизнеобеспечения Казахстана. Кровавые события в Актобе, Атырау и Таразе – это действия авангарда поколения в тюбетейках, которое выросло в эпоху независимости. Они создают мейн-стрим, противоположный всем тем процессам и тенденциям, которые создали современный Казахстан.
Начинается настоящая жизнь, настоящая политика. Пришла идея, которая охватывает массы. К сожалению, все эти вещи возвращают страну на "естественный" путь развития, прерванный XX веком. Сегодняшнее общество – квази-современное – оно не вытянуло на светское, относительно современное, с элементами среднего класса и урбанизацией. Не вытягивает "хабаровского" сценария развития страны. Итог: полная утеря реальности властной элитой. Когда наши университеты войдут в топовую десятку вузов мира? Вот именно! Сегодня, когда молодая генерация меняет мир старого Казахстана, "необходимая героика" адептов нового порядка – не главное. Главное: родители напуганы отпускать детей в школу, особенно девочек, особенно на Юге. Потому что когда такие девочки вырастут и станут женщинами, они будут прекрасным продуцентом детей так называемой мусульманской генерации. То есть традиционная задержка развития (неграмотная и забитая мать) будет воспроизводить отсталую среду. Социальный феномен: цели поколения в тюбетейках корреспондируются, совпадают с тем миром грез и мечтаний, который в головах у многих носителей из числа титульного этноса. С долей упрощения их можно сформулировать в трех тезисах. Первое: пусть уедут неказахи из Казахстана. Второе: во главу угла должны быть положены традиционные (читай – исламские) ценности. Третье: везде должен господствовать казахский язык, вся среда вокруг адаптирована, переименована и прочее. Эта повестка дня объединяет очень большую часть казахов и четко разделяет общество на цивилизационно-этнические разломы. "Тюбетейки" преследуют те же фундаментальные цели, что и сегодняшняя элита, только делают это честнее, эффективнее. Как могут продажные серики и берики, купившие места в полиции (в финполе, в прокуратуре, в КУИСе и т.д.), быть эффективными полицейскими, стоящими на страже безопасности страны? Из погибших силовиков в Таразе (а это и каэнбешники, и дорожные полицейские) только последний сумел обхватить руками и повалить таки террориста. И все равно погиб, потому что их вряд ли учили, что человек может иметь самодельный заряд и погибнуть (даже страшно сказать!) во имя чего то... А ведь этот "терминатор" орал, что будет убивать только полицейских. Многие злорадно наблюдают за непрофессионализмом правоохранительных органов. И совсем не потому, что они плохие люди. Действия, цели и ценности поколения в тюбетейках встречают одобрение, поддержку села и псевдогорода. Забытым, забитым и неустроенным они дают чувство естественности и …да-да, справедливости! Единственные, кто не воспринимает усилия новых адептов – это уходящее поколение, т.н. "совки". Оно воспитано на добром советском домашнем исламе, учебой и аспирантурой в Москве и далее, во многом представляющее средний класс и в возрасте от 45 лет и старше. Противостоять новой генерации, новым ценностям практически невозможно. К сожалению, в Казахстане отсутствует версия "светского казаха" как серьезного фактора, массового явления. Выращено поколение, не знающее добротного образования, работы на сложных производствах (хоть на каких-то производствах) и видящее перед собой лишь архаизацию общества. Да и как иначе, если три кита, три источника и три составные части казахстанской экономики – это оголтелый экспорт сырья (без переработки, по оффшорным ценам), монопольный (то есть по завышенным ценам) компрадорский импорт и "распиливание" бюджетных государственных программ. Культура труда имеет четкий вектор к понижению даже по сравнению с советским периодом. Представитель высшего руководства страны открывает овощехранилище в Алматинской области, где неизвестно будут ли овощи. Раньше первые секретари обкомов в таких мероприятиях не участвовали. Что касается космодрома Байконур, то все наши потуги свелись к "транзитной космонавтике". Все покупается – спутники, дорогое оборудование – обезумевший юнец во всю орудует дорогой кредитной картой. Любые попытки производить и создавать что-либо в этой сфере самостоятельно уже даже не предпринимаются. Мы собираем "дорожный сбор" (стоимость аренды) и при нештатных ситуациях глотаем дорожную пыль. Что произойдет, когда Российская Федерация уйдет на собственный космодром на Дальнем Востоке? Ну, кроме того, что по сданному в Китай металлолому мы перевыполним годовой план. Вовсе не значит, что Казахстан превратится в Пакистан с его бесконечными терактами и распрями. Конфликты произойдут главным образом на смене систем, когда наследие ЦК-овского Казахстана будет сминаться поколением в тюбетейках. Евразийский союз постназарбаевскую государственность Казахстана не спасет – поздно. "Болашак", "сетевые клубы" – это есть и будет, но данный тренд не является определяющим. Модернизаторы будут обязательно исламские. Тем более что исторический опыт показывает: в восточных исламских странах светский характер государства, страны и общества не приживается. Наблюдаемая тенденция совпадает с "арабской весной", только в местной версии. Население разделит взгляды новых адептов достаточно органично. Резкое внедрение казахского языка репрессивными методами приведет к тому, что тематика Халифат или Могулистан станет сугубо внутриказахским узким вопросом (перевербализация проблемы). Остальные – вопрос самосохранения (уехать и не связываться?). Игра, где оказаться "вне игры" – гораздо лучше, чем участвовать в таком мейн-стриме.
Сакен Курмангалиев, Анатолий Нестеренко. 15.11.2011
|