"New York Times": В моральной конкуренции с США победит меритократия Китая 00:26 22.11.2011
Каким образом Китай может победить Америку?
С увеличением влияния Китая на мировую экономику, и его способности к применению военной силы, конкуренция между Соединенными Штатами и Китаем неизбежна. Лидеры обеих стран оптимистично утверждают, что конкурировать можно без столкновений, которые могут стать угрозой мировому порядку. Большинство аналитиков не столько оптимистичны. Если история чему-то учит, то развитие Китая действительно представляет собой вызов Америке. Новая держава стремится получить больше авторитета в рамках глобальной системы, а увядающие державы редко уходят без боя. А с учетом различия между китайской и американской политической системами, пессимисты могут считать, что есть большая вероятность войны. Я - политический реалист. Западные аналитики назвали мои политические взгляды "хищными", и по правде говоря, я никогда не завышал важность морали в международных отношениях. Но реализм не означает, что политики должны заниматься только военной и экономической мощью. На самом деле мораль может сыграть ключевую роль в формировании международной конкуренции между политическими силами, и отделить победителей от проигравших. Я пришел к этому выводу, изучая труды таких древних китайских политических теоретиков, как Гунь-Цзы, Конфуций, Мэн-цзы и Сунь-Цзы. Они писали их еще до Циньского периода, до того, как Китай был объединен в империю, более 2000 лет тому назад - они жили в том мире, когда малые страны вели безжалостную конкуренцию за территориальное преимущество. Это был, пожалуй, наилучший период для китайской мысли, и несколько школ боролись за идеологическое и политическое влияние. Они сошлись на одном решающем понимании: ключом к международному влиянию является политическая власть, и центральным атрибутом политической власти является нравственное и информированное руководство. Правители, которые действовали в соответствии с моральными нормами, как правило, выигрывали гонку за долгое лидерство. По мнению древнего китайского философа Сунь-Цзы, есть три типа лидерства: гуманная власть, господство и тирания. Гуманная власть завоевывает сердца и умы людей, как на родине, так и за рубежом. Тирания основана на военной силе и неизбежно создает себе врагов. Гегемонистские державы лежат между вышеуказанными двумя типами власти: они не обманывают людей на родине и союзников за рубежом. Но они зачастую безразличны к моральным проблемам и часто используют насилие в отношении несоюзников. Философы в целом согласились, что гуманная власть победит в какой-либо конкуренции с гегемонией или тиранией. Такие теории могут показаться отдаленными от наших дней, но есть поразительные параллели. На самом деле Генри Киссинджер однажды сказал мне, что вероятнее всего, именно древняя китайская идеология, а не любая другая иностранная идеология, станет доминирующей интеллектуальной силой, которая будет стоять за китайской внешней политикой. Фрагментации до Циньской эпохи напоминают глобальные разделения нашего времени, и предписания, которые были сделаны политическими теоретиками той эпохи, имеют непосредственное отношение к сегодняшнему дню - а именно то, что государства, которые опираются на военную или экономическую власть, не заботясь о нравственности и информированности руководства, обречены на провал. К сожалению, подобные взгляды не столь влиятельны в нынешний век экономического детерминизма, даже если правительства часто обращают внимание на них на словах. Китайское правительство утверждает, что политическое руководство Коммунистической партии является основой экономического чуда Китая, но оно часто действует так, будто намерено соревноваться с Соединенными Штатами только на экономическом поле битвы. И в Америке политические деятели регулярно указывают на прогресс их собственного руководства, но никогда не указывают на их пробелы. Оба правительства должны понимать, что политическое руководство, а не разбрасывание денег для решения проблем станет определяющим фактором того, кто выиграет гонку за глобальное господство. Многие люди ошибочно полагают, что Китай улучшит свои внешнеполитические отношения путем существенного увеличения экономической помощи. Но привязанность трудно купить, и подобная "дружба" не выдерживает испытания в тяжелые времена. Тогда как же Китай сможет завоевать сердца людей во всем мире? По словам древних китайских философов, гуманная власть должна начинаться на родине. Она начинается с создания у себя на родине желаемой модели, которая вдохновит людей за рубежом. Это означает, что Китай должен изменить свои приоритеты от экономического развития к созданию гармоничного сообщества, свободного от сегодняшней пропасти между богатыми и бедными. Китай должен заменить меркантильное мышление на традиционную мораль и избавиться от политической коррупции в пользу социальной справедливости и честности. В других странах Китай должен проявить гуманный авторитет вместо того, чтобы конкурировать с Соединенными Штатами, которые остаются выдающейся в мире державой-гегемоном. Военная сила лежит в основе гегемонии и помогает объяснить, почему у Соединенных Штатов так много союзников. Президент Обама сделал стратегические ошибки в Афганистане, Ираке и Ливии, но его действия показывают, что Вашингтон способен вести за рубежом три войны одновременно. В отличие от этого армия Китая не принимала участия в войнах со времен войны с Вьетнамом 1984 года, и мало кто из китайских высокопоставленных офицеров, не говоря уже о солдатах, имеют какой-либо боевой опыт. Америка имеет гораздо лучшие отношения с остальным миром, чем Китай с точки зрения количества и качества. У Америки насчитывается более 50 официальных военных союзников, а Китая нет ни одного. Северная Корея и Пакистан являются лишь ложными союзниками Китая. Ложный союз Китая с Северной Кореей носит формальный характер и был подписан в 1961 году, но никаких совместных военных маневров и продажи оружия на протяжении десятилетий не наблюдалось. Китай и Пакистан поддерживают существенное военное сотрудничество, но они не имеют официального военного союза, который связывал бы их вместе. Для формирования дружественного международного отношения для своего подъема Пекин нуждается в создании более высококачественных дипломатических и военных отношений, чем Вашингтон. Союз без ведущей державы во главе в состоянии создать дружеские отношения с любой страной в мире. Таким образом, в дальнейшем в ходе основной конкуренции между Китаем и США можно будет увидеть, кто из этих стран имеет истинных друзей. А для того, чтобы достичь этой цели, Китаю необходимо создать более высококачественное и моральное лидерство, чем в Соединенных Штатах. Китай должен также признать, что он - новая держава, и принять ту тяжелую ответственность, которая придет с этим статусом. Например, когда речь идет о предоставлении защиты более слабым странам, как это делают Соединенные Штаты в Европе и Персидском заливе, Китаю с другими странами необходимо создать что-то похожее на модель Шанхайской Организации Сотрудничества - регионального форума, который включает в себя Китай, Россию и ряд стран Центральной Азии. А с политической точки зрения Китаю необходимо опираться на его традиционную меритократию. Высшие государственные должностные лица должны быть избраны в соответствии с их добродетелью и мудростью, а не просто по техническим и административным способностям. Также Китаю надо открыться и пригласить должностных лиц из разных стран мира, которые отвечали бы его стандартам, с тем, чтобы улучшить свое управление. Династия Тан, которая правила с VII до X века - и это время было, пожалуй, самым славным периодом для Китая – пригласила на службу большое число иностранцев, чтобы они заняли высокие посты в государстве. Сегодня Китаю необходимо сделать то же самое, и конкурировать с Америкой, чтобы привлечь талантливых иммигрантов. В течение следующего десятилетия новые лидеры Китая будут представителями поколения, которое испытало трудности "культурной революции". Они решительны, и скорее всего, отдадут приоритет политическим принципам, чем материальным благам. Эти лидеры должны будут сыграть более важную роль на мировой арене, и предложат более высокий уровень защиты безопасности и экономическую поддержку менее развитым странам. Это будет означать, что конкуренция с США будет идти на политическом, экономическом и технологическом уровне. Такая конкуренция может привести к дипломатической напряженности, но к малой вероятности военных столкновений. Это связано с тем, что будущая конкуренция Китая и Америки будет отличаться от конкуренции между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время "холодной войны". Ни Китай, ни Америка не нуждаются в косвенных войнах для защиты своих стратегических интересов или для получения доступа к природным ресурсам и технологиям. Поиски усиления своего лидирующего статуса на мировом уровне со стороны Китая и усилия Америки по сохранению своего нынешнего положения - это просто игра с нулевым исходом. Это битва за сердца людей и умы, которая будет определять, кто в конечном итоге выйдет победителем. И, поскольку Китай, как предсказали древние философы, является страной, которая отображает более гуманную власть, то он, скорее всего, победит. (Ян Сютонг - автор книги "Древняя китайская мысль, современная китайская власть", является профессором политологии и деканом Института современных международных отношений университета "Цинхуа")
Ян Сютонг "New York Times", 21 ноября 2011 года Перевод – "InoZpress.kg"
|