Д.Ювачев: Если вы не согласны, нажмите "решетка". Куда еще передать казахстанский КУИС 07:16 28.11.2011
Если вы не согласны, нажмите "решетка"
Не прошло и полгода с момента передачи уголовно-исполнительной системы из Минюста обратно в МВД, а уже готовы предложения по ужесточению режима в колониях. Судя по всему, Калмуханбет Касымов намерен пинками загнать пенитенциарную систему в 1937-й год, а из КУИСа сделать ГУЛАГ.
Самое интересное, что министр внутренних дел даже не скрывает своих намерений. На международной конференции "Будущее уголовно-исполнительной системы в Казахстане: вызовы, возможности и перспективы" журналистам раздали документ, названный "концепцией проекта уголовно-исполнительного кодекса". Проект еще не написан, но концепция его готова. Мне невдомек: было ли известно содержание этого документа международным организациям, участвовавшим в организации этой конференции? Читали ли его представители "Penal Reform International" (Международная тюремная реформа), Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и Фонда "Сорос-Казахстан"? И если читали, то удалось ли им понять, какое будущее ждет нашу пенитенциарную систему?
Одно из новаторских предложений – сокращение длительности свиданий осужденных. Действующий УИК разрешает длительные свидания на срок от 1 до 3 суток. Реформаторам из МВД "представляется целесообразным ограничить длительность свидания до 1 суток, а в случае прибытия близких родственников с несовершеннолетними детьми – до 2 суток".
И почему же г-ну Касымову и его команде это "представляется целесообразным"? А потому, что, оказывается, "оснащенность исправительных учреждений комнатами для длительных свиданий составляет по республике в среднем 45% от потребности". То есть раз у нас нет комнат для свиданий, надо эти свидания сократить, увеличив тем самым, очевидно, их "пропускную способность". Не создать больше комнат, а сократить свидания!
Прекрасно! Прекрасно, что Калмуханбет Касымов не возглавляет какое-нибудь другое ведомство. Был бы он, к примеру, министром здравоохранения, он бы распорядился оказывать помощь не всем больным, а только каждому второму, ибо врачей и медикаментов не хватает. А был бы он министром по чрезвычайным ситуациям – "признал целесообразным" не вылетать более чем на одно стихийное бедствие одновременно, так как не хватает вертолетов, спасателей и палаток. А возглавлял бы – не дай бог! – Министерство образования, так ограничил бы количество детей в семье одним ребенком, так как обеспеченность детскими садами – только 70 процентов.
Впрочем, иногда складывается впечатление, что иные министры так и действуют, только не афишируют ход своих мыслей. А министр внутренних дел – человек прямой, что думает, то и говорит.
Вот, говорит, зачем этим осужденным трое суток свидания? Они ж, говорит, сами уходят с половины! Не говорит, пишет: "Практика свидетельствует, что осужденные зачастую сами нарушают сроки предоставления длительных свиданий, покидая место свидания".
Считаю, что эту логику надо распространить на всю правоохранительную систему. Ну ведь действительно, если у человека есть право обжаловать действия офицера дорожной полиции, но он им не пользуется, надо у него это право отнять! Или, скажем, закон предоставляет вам право обратиться в суд на действия акима, который дороги в городе ремонтирует раз в пять лет, а свой домик с приусадебным участком в 10 га реконструирует ежегодно. А вы этим правом не пользуетесь – и на фига оно вам? Отменить!
Или вот выборы. Законом предусмотрены прямые выборы депутатов парламента. Но часть избирателей на выборы не ходит. Зачем им это право? Отменить! Пусть не будет никаких выборов!
Я бы назвал это ноу-хау именем Калмуханбета Касымова. Гениальность сего изобретения в том, что оно применимо практически к любому явлению в нашей жизни. А сформулировать его можно так: "Ежели кто какое право имеет, но им не пользуется, надо его этого права лишить!"
Или вот "передачки". До сих пор наблюдается такое безобразие, как продуктовые посылки. Это зло, считает г-н Касымов. Во-первых, из-за этого нарушается режим питания в колониях: зеки начинают отказываться от вкусной и здоровой пищи, которой славятся наши "зоны". А во-вторых, некому в уголовно-исполнительной системе вскрывать эти посылки, проверять, что там понапихано. А ведь там могут прислать что угодно – в обход отлично действующих и давно налаженных каналов доставки за колючую проволоку товаров – хороших и разных, от сотовых телефонов до анаши.
В общем, надо посылки запретить. А взамен открыть в каждой колонии магазинчик (желательно, чтобы все эти магазинчики принадлежали одной сети, которая, в свою очередь, принадлежала бы жене министра) и дать зекам возможность покупать там все, что душе угодно, расплачиваясь банковскими карточками. А разве карточки разрешены в колониях? Нет, но они будут храниться у начальства колонии. Наверное, прямо с пин-кодами. И на эти карточки периодически с "воли" будет капать материальная помощь их "хранителям".
Да, для тех, кто еще не догадался, поясню: предлагаемое новшество позволит попутно победить коррупцию в колониях. А то, знаете, зеки от еды в столовой отказываются, а начальство колонии и радо: "Это уже устоявшаяся практика, позволяющая руководству учреждений экономить продукты питания, списывая их". Новая система позволит, не отказываясь от "уже устоявшейся практики", добавить новые элементы – магазины и "кредитки". Красота!
Калмуханбет Нурмуханбетович, ну не палитесь Вы так-то!
Зато предлагается разрешить свидания посредством Интернета, вот! Правда, компьютеры зекам тоже не положены, но это проблема плевая – надо в каждой колонии установить компьютерный класс, купив эвээмы на бюджетные средства. В свободное от интернет-свиданий время компьютеры будут использоваться по прямому назначению: "вертухаи" будут резаться в Counter Strike по сетке.
Еще один ответ Калмуханбета Касымова на "вызовы", стоящие перед уголовно-исполнительной системой Казахстана, – сокращение числа режимов лишения свободы. Сегодня их три: общий, строгий и особый. Хотят оставить два – общий и строгий. То есть совершившие менее тяжкие преступления будут сидеть с убийцами и рецидивистами.
Интересно, г-н Касымов и его команда понимают, что пенитенциарная система призвана помочь человеку исправиться, а не стать рецидивистом и матерым уголовником? Похоже, что нет. Похоже, что, наоборот, основной задачей уголовно-исполнительной системы Министерство внутренних дел видит в том, чтобы как можно сильнее унизить заключенных, дать им понять, что они бесправные скоты, что они уже не люди, а значит, обратной дороги в нормальную жизнь для них уже нет.
Так действовал ГУЛАГ – страшная система, перемалывавшая людей, делавшая их нелюдями, голодными и замерзающими тенями. Видимо, это и есть будущее уголовно-исправительной системы Казахстана, по мнению Калмуханбета Касымова.
Похоже, правы были те, кто предрекал усиление карательной функции в пенитенциарной системе после возвращения ее в лоно МВД. "Зек не человек!" – вот лозунг "концепции проекта" уголовно-исполнительного кодекса. Кто-нибудь в Ак Орде, ну объясните же г-ну Касымову, что это не так, и что колонии нужны не для того, чтобы издеваться над людьми. Или ему лавры Берии покоя не дают?
Данила ЮВАЧЕВ
28.11.2011,
|