В Казахстане вышел труд А.Муминова "Родословное древо Мухтара Ауэзова", посвященный генеалогии среднеазиатских сейидов-кожа 18:46 29.11.2011
Вековечное древо В Национальной библиотеке РК Фонд Мухтара Ауэзова презентовал книгу известного казахстанского востоковеда, доктора исторических наук Аширбека МУМИНОВА "Родословное древо Мухтара Ауэзова", в которой феномен великого писателя раскрывается в причинно-следственной связи с культурным миром кожа, выходцем из которых он являлся, и с родным казахским народом, которому он служил с сыновней преданностью.
"С провозглашением в 1991 году Независимости республики появились реальные возможности для того, чтобы обращаться к изучению различных аспектов традиционной культуры. Было обнаружено и издано много новых документов о казахских ханах, султанах, батырах и биях, репрессированных представителях интеллигенции, политической элиты и т. д., имена которых в прежние годы были под запретом. Живой интерес вызвала генеалогия родов и племен – шежире, где отдельную группу составляют сакральные родословные кожа – насаб нама. Стало возможным использовать эти виды первоисточников для разработки важных аспектов истории казахского общества, государственности и национальной идентичности", – пишет во введении к книге А. Муминов.
В последние десятилетия, в первую очередь благодаря исследованиям профессора Девина ДиУиса, профессора Сергея Абашина, доктора Брюса Привратски, показана ключевая роль кожа в традиционном казахском мусульманском обществе. Автор приводит известные слова отца великого поэта Абая (1845–1904) – Кунанбая Оскенбаева (1804–1886), произнесенные им во время хаджа в Мекке в 1879 году на приеме у шарифов (правителей) города: "Для нашей жизни на этом свете все решают торе (чингизиды), для жизни на том свете – кожа".
В книге рассматривается ветвь рода кожа, нисходящая к Садр-шайху, брату Хаджи Ахмеда Йасави, давшая миру целую плеяду выдающихся личностей, среди которых духовный авторитет при правителе Абылай-хане – Саргалдак-кожа и выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов.
Предки Мухтара Ауэзова в ХVIII веке направились в Восточный Казахстан, где начались процессы по возрождению единства территории и культуры казахского народа. В главе "Потомки Баксайыс-шайха в Восточном Казахстане" приводится полная подвижничества и трагедии жизнь кожа, предков великого писателя, начиная с Абди-кожа, во главе с которым и были они приглашены из Туркестана в Арку.
Перекочевка же Берды-кожа, прадеда Мухтара Ауэзова, в Бет-Агаш, где потом в ауле Борили родился будущий писатель, состоялась, как предполагается, при непосредственном участии старшины Кунанбая, с которым кожа свяжут потом родственные узы. И так случится, что обучавшийся грамоте у деда Ауэз-хана маленький Мухтар удостоится чести получить благословение из уст самого Абая.
Когда великий поэт умер, Мухтару было семь лет. Заупокойную молитву на могиле Абая и айаты из Корана читал кожа Ауэз-хан. Не отходящий ни на шаг от деда, вместе с другими скорбящий Мухтар бросил в могилу усопшего горсть земли. Чтобы спустя десятилетия возвести ему и своему народу великий нерукотворный памятник – роман-эпопею "Путь Абая".
"Настоящая работа приоткрывает многое из того, что обычно остается в тени, и позволяет увидеть биографию Ауэзовых в новом свете, понять, каким образом закладываются основы выдающихся человеческих свершений, – пишет доктор исторических наук Сергей Абашин, профессор Института этнологии и антропологии и Института востоковедения РАН, отмечая такое важное качество книги, как ее фундаментально-академический характер (в работе приняли участие также А. Нурманова и С. Саттаров). – Книга дает возможность прикоснуться памятью к жизни нескольких поколений одной семьи, где преемственность традиций помогла каждому самоутвердиться, выполняя одновременно долг, завещанный веками фамильной истории, высокого служения народу и земле своего обитания".
29.11.2011 № 381-382 (26772-26773) 29.11.2011
|