А.Мыскина: Война за детей. В Казахстане, по статистике, распадается каждый третий брак 00:23 10.12.2011
Война за детей В Казахстане, по статистике, распадается каждый третий брак. И часто обломки разрушенной семьи ударяют по детям. Они невольно становятся орудием мести за несложившиеся отношения мамы и папы. В последнее время увеличилось количество случаев, когда мужчины из принципа забирают детей у бывших жен…
Что это? Мода, продиктованная российскими звездами, которые превращают развод в рейтинговое шоу?
Взрослые делят детей, как мебель в прихожей. У них на глазах устраивают драки, сыплют оскорблениями. Таких историй мы наблюдали предостаточно – олигарх Батурин отнял детей у бывшей жены Яны Рудковской, бизнесмен Байсаров выкрал сына у певицы Орбакайте – и все это в подробностях смаковалось газетами и телевидением.
Но, казалось, что это происходит там – у них. А у нас, в обычной жизни, такого быть не может. Однако подобные истории случаются и в нашей стране. Некоторые наши мужчины готовы мстить бывшим женам самым изощренным и жестоким способом – лишая их радости материнства.
Это была любовь… В редакцию "Каравана" обратилась за помощью Сауле, и рассказанная ею история будет похлеще, чем телевизионные страдания звезд.
Пять лет назад девушка встретила своего будущего мужа – Айдоса. Парень из Шымкента быстро вскружил ей голову, носил на руках, обещал звезды с неба. Казалось, он будет идеальным мужем.
– Поженились мы через полтора года, – рассказывает Сауле. – Потом родилась Малика, и радости не было предела.
Как только малышка немного подросла, супруги решили ехать в Алматы на заработки.
– Дочку оставили у родителей мужа, приезжали на выходные повидать ее. Цель у нас была – накопить денег на квартиру в Алматы, хотя бы на первый взнос, забрать ребенка и жить своей семьей, – вспоминает Сауле.
Но у мужа в южной столице с работой не особо ладилось. А вскоре соседи стали поговаривать, что Айдоса видели то с одной девушкой, то с другой, пока жена на работе.
– Я не обращала внимания на сплетни, не верила. А когда узнала всю правду, чуть не потеряла рассудок, – плачет женщина.
По словам Сауле, мужа взяли на временную работу в одно из охранных агентств Алматы. Там произошло преступление – групповое изнасилование. Чтобы замять дело, участники этой страшной истории стали искать деньги. Может быть, Сауле так и не узнала бы о том, что натворил муж, если бы он не стал воровать у нее и у родственников крупные суммы, чтобы решить свои проблемы. И все накопленные на квартиру деньги он отдал потерпевшей. А когда нелицеприятная история вскрылась, не стал ничего отрицать, хлопнул дверью и уехал в родные края.
– Нас развели заочно в алматинском суде, он даже не приехал, – рассказывает Сауле.
Но в решении судья почему-то не указал место проживания ребенка. И отправил Сауле… к коллегам в Шымкент, дескать, подавайте иск, отсуживайте ребенка там.
"Я дралась со свекровью!" Вот уже несколько месяцев женщина ходит по различным инстанциям, но все безрезультатно. Чиновники лишь разводят руками, ребенка не могут поделить между областями! И маленькая Малика, которой исполнилось всего три года, уже давно не видела маму.
– Дочка находится в доме у родителей моего бывшего мужа. И они не хотят подпускать меня к ребенку. Считают, что первый ребенок по всем правилам должен жить у них. Но одно дело традиции, другое – обстоятельства, в которых мы оказались. Во всем, что произошло с Айдосом, винят меня – мол, значит, такая плохая жена, что муж на сторону пошел… – рассказывает Сауле.
Война за малышку уже идет с применением силы.
– Вместе с моей мамой мы поехали в Шымкент, но нас стали прогонять прямо с порога. Стыдно сказать, но я дралась со своей свекровью, потому что она кинулась избивать мою маму… Все это происходило на глазах ребенка, Малика начала плакать, и ее быстро закрыли в доме, – говорит Сауле.
Что будет дальше? В судах самоустранились от решения проблемы, оставив озлобленных людей наедине со своей бедой.
– В суде Шымкента, куда я подала иск, постоянно откладывают дело, тянут. Мы не можем ничего сделать по закону. С нас постоянно требуют деньги – за каждую бумажку…
Измученная Сауле уже не знает, у кого просить помощи.
Но самое страшное во всей этой истории, что жертвой ситуации, которую создали взрослые, стала маленькая Малика. О ней и родители, и дедушки с бабушками в скандальных разборках, похоже, вообще позабыли…
Имена героев статьи изменены, но редакция готова предоставить все данные для уполномоченных органов. Газета "Караван" обращается к председателю Верховного суда РК Бектасу БЕКНАЗАРОВУ с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации. Также в распоряжении редакции есть диктофонная запись с фактами вымогательства денег у героини статьи за положительное разрешение конфликта в ее пользу.
Компетентно Ирина ПУТИЛОВА, юрист центра правовой поддержки:
– Сегодня в нашей практике мы наблюдаем такую тенденцию: в 20 процентах бракоразводных процессов мужчины стали претендовать на воспитание ребенка. По моим наблюдениям, отнимают ребенка у матери те мужчины, которые просто встают в позу, хотят потрепать бывшей нервы. Хотя есть и такие мужчины, которые действительно очень любят своих детей.
Заместитель Верховного муфтия РК Мухаммад-Хусайн-хаджи:
– Надо пожалеть ребенка в первую очередь. Если ребенок жил все эти годы у бабушки с дедушкой, привык к ним, пусть продолжает там оставаться, но при этом мама должна иметь возможность постоянно видеть своего ребенка, нельзя лишать ее этого.
Владимир СТЕБЛЯНКО, психолог:
– Я в качестве психолога часто выступаю в судах – именно по вопросу определения местонахождения ребенка после развода.
Если люди разводятся, то они не состоялись как муж и жена. Но они состоялись перед природой, государством как отец и мать. И должны выполнять в полном объеме отцовско-материнские обязанности, а вместо этого организуют драку. Тем самым они наносят ребенку жесточайшую травму, разрушающую психику.
По закону при разводе и отец, и мать имеют равные права на ребенка, хотя чисто психологически мать является центральной фигурой, особенно для маленьких детей. Но в последнее время я встречаюсь в судах с такой тенденцией, когда отец пытается отсудить ребенка, чтобы решить вопрос с имуществом. Он хочет оставить себе большую часть квартиры…
Александра МЫСКИНА 29 июля 2011
|