КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 20.12.2011
20:06  Мужская молодежная сборная Казахстана по хоккею завоевала серебряные медали на чемпионате мира
19:50  Инициативные группы выдвинули трех новых кандидатов в президенты Туркменистана - хякима Базарова, председателя Розыгулыева и хякима Джумагелдиева
19:47  В.Портников: Третий Ким. Борьба за наследие будет развиваться в атмосфере узаконенного безумия
19:45  На чердаках и в подвалах жилых домов Жанаозена найдены "коктейли Молотова"
19:41  С.Иванов: Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке после вывода войск США из Ирака
19:19  Москва. Фотомодель из Казахстана Ж.Батесова на Maserati, едва не сбившая девушку-пешехода, в ярости ее избила (фото)
17:09  Установлены личности всех 14 погибших во время массовых беспорядков в Жанаозене

17:06  Восстановление Жанаозена обойдется в 13,5 миллионов долларов
17:05  Премьер-министр Казахстана К.Масимов пообещал трудоустроить всех безработных нефтяников
15:44  Я.Норбутаев: Спасибо Г.Каримовой... Фильм "Высоцкий" - черный московский аист на бухарской земле
15:41  Обращение русских Туркмении к российским властям: "Наш предвыборный наказ - не продавайте нас за газ!"
15:38  5-й день бардака. Египетская полиция устроила жестокую расправу на площади Тахрир, но затем... сдала ее демонстрантам
14:02  Чавес - Обаме: "Лицемер, африканцам за тебя стыдно!"
12:59  Экономический суд СНГ вместо таджика Ф.Абдуллоева возглавила беларуска Л.Каменкова
12:49  Европарламент дружно (603 руками) проголосовал против узбекского хлопка
12:35  Кыргызский Ош замерзает без узбекского газа. Подача снижена с 5 тыс. кубов природного газа в час до 1,8 тыс. кубов
12:28  А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Гунны, гуннокыргызы или древние кыргызы... (продолжение)
12:25  Мечта бюрократа. В Евразийской экономической комиссии будет создано 25 департаментов и 9 секретариатов
12:13  Le Figaro: Распад СССР - после 20 лет демократии все осталось по-прежнему
11:51  А.Оторбаева: Куда торопится кыргызский чиновник, или Зачем казахам Бабанов и Нидерланды?
10:03  Н.Хамрабаева: Трансграничные невесты и прочие "Невидимые" люди Центральной Азии
09:49  Г.Ким: Смерть всегда приходит неожиданно, или Три сценария развития событий в Северной Корее
09:44  З.Курманов: Кенеш Жогорку Кенешу или о роли гражданского общества в развитии кыргызского парламентаризма
09:42  Т.Байболов: Армия Кыргызстана - разруха, коррупция, самоубийства
09:21  Еurasianet: Cпецназ США обучает охрану центральноазиатских президентов
09:18  "После поджога здания мы все, работники акимата, прыгали со второго этажа", - Дарья Асламова из Жанаозена
09:11  А.Грозин: СНГ не способно решать противоречия между Таджикистаном и Узбекистаном
09:07  "РГ": Интеграция в трех сериях. Дмитрий Медведев занялся объединением на пространствах СНГ
09:05  В.Шестаков: Жанаозен – новая история со старым прошлым
09:01  С.Глушков: Зачем Обаме санкции против Ирана?
09:00  Ю.Калачихина/В.Павлов: Смерть Ким Чен Ира - сможет ли новый лидер КНДР удержать власть
08:56  М.Кыдыралиев: www.buduwego.net, или о проблемах и перспективах кыргызской молодежи
08:51  А.Блинов: США ведут тайные переговоры с "Талибаном". Готовится освобождение афганцев из "Гуантанамо"
08:48  П.Тарасенко: Сирия пройдет плановый осмотр. Башар Асад впустит международных экспертов
08:45  "Къ": Жанаозен выходит из чрезвычайного положения. Но нефтяники не собираются прекращать протесты
08:44  Е.Черненко: ОДКБ уточнила образ врага. Афганская угроза стала более американской
08:40  "РГ": Дамаск добушевался. Сирия может лишить Совбез ООН и ЛАГ рождественских каникул
08:37  "НГ": Призрак революции добрел до Казахстана. Бунт нефтяников может быть грозным предзнаменованием для стран Средней Азии
08:33  Е.Казыханов (МИД Казахстана): Да, в Актау наблюдались некоторые волнения... параллели с "цветной революцией" абсолютно неуместны
08:31  Очевидцы событий в Жанаозене считают, что беспорядки были спланированы
08:24  Татария освоит тяжелую нефть Ирана. В стране будет работать "Татнефтехиминвест"
07:00  А.Перуашев: "Мы все должны способствовать целостности государства..."
00:30  Панкадж Мишра: Уроки смирения Китая для России и Запада
00:03  Глава Минпромторга России Христенко стал главным евразийским комиссаром
00:02  В Ираке обвинен в терроризме и арестован вице-президент страны Хашеми
Понедельник, 19.12.2011
22:55  "Лада": Ситуацию в мятежном Жанаозене обсудили председатели профсоюзов
21:06  М.Ростовский: Тройное дно казахского бунта
20:52  Данные о размере зарплаты производственного персонала в ПФ "Озенмунайгаз" - 300.000 тенге в месяц
19:53  Б.Алекперов: События в Жанаозене наглядно показали, что Алиев и Аблязов превратились во врагов Казахстана
11:32  Le Monde: "Набукко" под огнем возражений. Евросоюз, Россия и энергетическая карта Европы
11:29  Вайва Сапеткайте: Афганистан и Пакистан – друзья-соперники
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Кыргызстан   | 
А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов. Гунны, гуннокыргызы или древние кыргызы... (продолжение)
12:28 20.12.2011

Аттила – предок кыргызов
(часть IX)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧЕТВЕРТОЕ, на уровне культурологических аспектов этногенезиса, которые всегда представляют собой артефакты, созданные материально-предметной и духовно-интеллекту-альной деятельностью людей в процессе своего исторического развития.

Культурологический аспект этногенезиса отражает в себе не только собственно традиционную словесно-устную ассоциативную память народа, но и память генетическую, а зачастую и рудиментно-генетическую.

"Ведь культура – это как раз то, что мы можем изучить, это то, что лежит на поверхности. Очень сильно сказывается на культуре временной момент, момент памяти, памяти генетической, памяти традиционной – памяти прежних культур, т.е. наличие в новой культуре рудиментов, которые были для созданной заново культурной системы субстратами, исходными элементами" [Гумилев Л.Н. "География этноса в исторический период", Л., 1990, с. 112].

Изучение культурологически обусловленных духовных и материальных артефактов предполагает построение нескольких взаимосвязанных исследовательских парадигм. Во-первых, артефакты, большей частью духовные, могут быть системными, а могут быть и единичными, последние обыкновенно бывают материальными. Во-вторых, данные духовные и материальные артефакты всегда имеют, и имели, историко-эволюционную детерминированность, поскольку древние явления и предметы, созданные человеком могут сравниваться с аналогичными новыми. И, в-третьих, артефакты принадлежат конкретным этносам, и через их сравнение мы можем сравнивать и этногенетический путь развития того или иного народа с определенным другим.

В качестве духовно-интеллектуального артефакта можно в первую очередь рассматривать музыкальные (ладовые) системы кыргызского народа. Вне всякого сомнения, кыргызы отличаются большой музыкальностью – если не каждый первый, то каждый второй может петь.

У кыргызов существуют различные виды песен: трудовые, например, сопровождающие молотьбу – "оп майда", лирические, типа "ашык болдум", обрядовые, например, траурные "кошоки", но все же основополагающими являются пастушеские женские песни "бекбекей" и мужские "шырылдаң". Женщины и девушки исполняли песни бекбекей, когда они охраняли стада быков или отары овец недалеко от аила. В песнях много решительных выкриков, что представляло собой угрозу волкам. Песни же шырыпдаң исполнялись мужчинами, находящимися на летовке, вдали от аила. Почти каждая девочка и мальчик проходили непроизвольное обучение в таких импровизированных женских и мужских хорах.

Кроме того, у кыргызов были широко распространены хвалебные песни в честь давно ушедших героев или же в честь отважного поступка своего соплеменника. Нередко также хвалебные песни исполнялись в честь богатого заказчика.

В отличие от области языка, область музыки не характеризуется у тюркских народов если даже не единообразием, то хотя бы некоторой схожестью. "Зная османско-турецкий язык, можно без особого труда понимать казанский или башкирский текст, но прослушавши одну за другой сначала османско-турецкую, а потом казанско-татарскую или башкирскую мелодию, приходишь к убеждению, что между ними нет ничего общего" [Трубецкой Н.С. "О туранском элементе в русской культуре" // В его кн.: "Наследие Чингизхана", М., 2000, с. 142].

Кыргызская музыка, а точнее, кыргызская песенная музыка, конечно же, – не исключение в музыкальной сфере тюркских народов. Кыргызы, являясь музыкальным народом, обладают самобытной музыкальной культурой, которая резко выделяет их среди прочих тюркских народов.

Один из пяти главных родоначальников Евразийской теории (суть которой можно сформулировать кратко: все славянские, тюркские и угрофиннские народы Евразии находятся между собой в "ментальном" родстве) Н.С. Трубецкой – четверо других: Петр Савицкий, Николай Алексеев, Лев Карсавин и Лев Гумилев – объяснял различия в музыкальных культурах тюркских народов "…различием культурных влияний. Музыка османских турок находится под подавляющим влиянием музыки арабской, с одной стороны, и греческой, – с другой. Подавляющее влияние арабско-персидской музыки наблюдается также у крымских и азербайджанских татар. При определении подлинно тюркского музыкального типа музыка турецкая, крымско-татарская и азербайджанская, особенно городская, в расчет приниматься не может" [цит. соч., с. 143].

Аналогичное можно утверждать и насчет музыки узбекской, в которой чувствуется огромное влияние музыки персидской и музыки кавказских народов. Казахская песенная музыка уже несколько близка к музыке кыргызских песен, но все же отличия, обусловленные влиянием музыки монгольской, а также и узбекской, равно и башкирской, явным образом в ней прослеживаются и прослушиваются.

Основное свойство кыргызской музыкальной культуры, видимо, состоит в том, что никакая другая музыкальная культура никакого влияния на нее не оказывала. Вероятно, это было обусловлено социумной замкнутостью кыргызского общества (когда каждый член общества должен был знать имена семи своих отцов-предков) и его географическим отдаленным обитанием в горных долинах, ущельях и нагорьях, куда был затруднен доступ порой до шести месяцев в году.

Недавно появилась в свет интересная монография кыргызской исследовательницы Ч.Т. Уметалиевой-Баялиевой "Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование" [Бишкек, 2008], суть которой изложена в предварительной аннотации: "Предлагается собственный оригинальный взгляд на не проясненные до конца моменты происхождения ядра кыргызского народа. Дана сравнительная характеристика музыкальных (ладовых) систем народов Евразии. На основе данного анализа делается вывод об отсутствии единой "общетюркской" музыкальной системы и обосновывается несомненное генетическое родство кыргызкой музыкальной системы с общеевропейской и особенно славянской (русской)" [Уметалиева-Баялиева Ч.Т. цит. соч. с. 2].

Без сомнения, музыка – это душа народа, которая обусловлена парадигмой музыкального мышления. Музыкальное мышление, как и прочие формы мышления, не мотивированные языком и речью, как-то: мышление образное, мышление картинное, мышление математическое и др. –, принадлежат сфере бессознательного и, следовательно, объясняются только психологическим, психическим анализом и самоанализом (по З. Фрейду). Языково-речевое мышление уже, якобы, принадлежит сфере сознательной и, следовательно, обладает уже языково-логической основой.

Выше мы уже высказали мысль об основном отличительном свойстве кыргызской музыки (песенной музыки) – ее самобытности.

Сама же названная исследовательница кыргызской музыкальной системы отмечает: "Ведь в известных исторических условиях, как экспансия и поглощение одних народов другими, менялись речевые языки, религии, уклад жизни, даже обычаи, в то время как музыка и музыкальное мышление оставались неизменными. Завоеватели в первую очередь стремились изменить язык и веру покоренного народа – до песен, напевов и наигрышей дело не доходило ввиду ′второстепенности′ данной жизненной сферы" [цит. соч., с. 98] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Но если принимать во внимание обе вышеозначенные мысли
(1. о самобытности кыргызской музыки и 2. о неизменности кыргызского музыкального мышления), то как объяснить заявленное в аннотации результирующее положение, которое в одной из своих трактовок может быть понято как: историческое влияние европейской и русской музыкальных культур на кыргызскую, – ведь в традиционной общедоступной истории кыргызы никак не могли встречаться в обозримый исторический период ни с европейцами, ни с русскими, равно с их музыкальными культурами.

Но если встать на заявленную нами точку зрения о древнем историческом пути гуннокыргызов, то сразу многое в этом аспекте становится ясным: гунны, гуннокыргызы или древние кыргызы около 150–200 лет проживали вместе с древними европейцами, а именно, древними германцами, среди них с готами, а также вместе со славянскими племенами, среди которых анты и венеды считаются прямыми предками русских, в составе одного государства – Гуннской империи.

А проживая вместе, вместе совершая военные походы, вместе участвуя во многих сражениях (вспомним Каталаунскую битву, где предки большинства современных германцев остготы, гепиды и др. и предки современных русских анты, венеды и др. бок о бок с союзными гуннокыргызами сражались против объединенного войска римлян – предков современных итальянцев, галлороманов и франков – предков современных французов и вестготов – предков современных западных немцев и голландцев). Они не могли препятствовать взаимовлиянию и взаимообогащению их музыкально-ладовых систем. И думается, что музыкальные системы европейцев-германцев, русских и кыргызов имеют генетическое начало их происхождения именно с этого, гуннского, периода их истории.

То, с чего мы начинали нашу настоящую научно-критическую работу (констатации факта родственных отношений кыргызов, алтайцев и хакасов), находит параллельно отражение и в означенном музыковедческо-культурологическом исследовании Ч.Т. Уметалиевой-Баялиевой: "Родство кыргызов, хакасов и алтайцев затрагивает основу основ музыкального языка этих культур, а именно звукоряд и ладовое строение. Народная музыка кыргызов, алтайцев, хакасов (в меньшей степени) семиступенна, диатонична" [цит. соч., с. 119; выделено автором цитаты].

Если в общем все эти три музыкальные культуры практикуют в песенной музыке подчинение единому закону пятитонного звукоряда и ритмическому закону симметрического равенства частей и парной периодичности, то кыргызские песни, сложенные по этому образцу, отличаются особой гармоничностью, ритмической ясностью и прозрачностью, поскольку на них не оказала никакого влияния монгольская этномузыкальная культура, в то время как музыкальные культуры алтайцев и хакасов подверглись такому влиянию. "Таким образом, отличительные, первичные признаки кыргызской музыки были сформированы в те далекие времена, когда предки названных народов были единым целым, образовавшимся на базе немонгольского этнического компонента" [цит. соч., с. 124] [подчеркнуто нами. А.Б.].

Под "теми далекими временами", конечно же, следует понимать догуннский период древних кыргызов, когда они вместе с алтайцами и хакасами составляли один этнос, а также и период гуннский европейский, когда свершился генетический процесс взаимовлияния и взаимообагащения музыкальных культур древних гуннокыргызов, древних германцев и древних славян.

Продолжение следует

Амангельды Бекбалаев, доктор филологических наук, профессор, декан гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета
16.12.2011

Источник - akipress.org
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1324369680


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх