И.Дудка: Кыргызстан - среди оружия законы молчат 17:42 21.12.2011
Памятный 2010-й войдет в историю Кыргызстана не только как один из самых кровавых и страшных годов. Он еще не раз даст о себе знать огнестрельными находками, которые всплывают в самых неожиданных местах. Ведь известно: если на стене висит ружье, оно должно выстрелить.
Дело ясное, что дело темное
Казалось бы, что проще, чем учет легального оружия - наградного, именного и находящегося на балансе силовых ведомств. Но расхождения здесь просто глобальные. По данным ГКНБ, с 1991 года по апрель 2010-го выдано всего 176 единиц наградного оружия. По словам же председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Исмаила Исакова, за этот период раздали 1 тысячу 619 единиц именного оружия.
Если такой заметный дисбаланс наблюдается в части учета наградного оружия, что уж говорить о похищенном? Так, министр внутренних дел Зарылбек Рысалиев, отчитываясь в октябре 2011 года перед депутатами, сообщил, что после апрельских событий из МВД пропали 84 единицы оружия. Но тут же добавил, что с 1994-го не было ни одной проверки или ревизии складов. Поручение создать комиссию и провести ревизию глава ведомства дал только после задержания торговцев оружием в августе 2011 года. По результатам проверки и выявилась пропажа.
Глава отдела по делам обороны и правопорядка государственной администрации Таласской области Асымкан Ашыралиев сказал на недавно прошедшем круглом столе по обеспечению безопасности огнестрельного оружия, что в апреле 2010-го в Таласе похитили 511 единиц оружия, из которого вернулось меньше половины - только 46 процентов.
Не успели власти опомниться от апрельских захватов, как дело осложнилось июньскими событиями на юге. Прокурор Джалал-Абадской области Нурлан Жээналиев озвучил размер похищенного в регионе после июньской трагедии - 112 единиц оружия.
Согласно исследованию правозащитной организации "Кылым шамы", во время июньских событий в Ошской и Джалал-Абадской областях утеряны 282 единицы огнестрельного оружия, из которых 159 единиц - в Ошской и 123 - в Джалал-Абадской.
Из общего числа потерянного 95 единиц пропало у МВД, 104 - у Минобороны и 83 - у пограничников. В отчете есть официальный ответ из МВД, согласно которому в южном регионе ведомством утеряно 132 единицы табельного оружия, из которых 55 до сих пор не найдены. Еще 301 единица оружия похищена у других структур, возвращено 173.
К битве миров готовы
Судя по отчетам о похищенном оружии, в апрельской и июньской суматохе растерялись только силовики. Толпа же мирных граждан "тянула" все - от патронов до БТР.
По данным Военной прокуратуры КР, первые захваты оружия произошли в 10.00 11 июня 2010 года. Нападению подвергся центральный аппарат Государственной пограничной службы в Оше. Вечером около 2 тысяч жителей Чон-Алайского района Ошской области напали на пограничную заставу "Сары-Таш". На следующий день при нападении полусотни людей на войсковую часть в Джалал-Абаде не обошлось без жертв - двое из числа нападавших убиты, пятеро ранены. Однако остальных это не остановило, и новая партия вооружения вынесена из части. Всего же с 11 по 14 июня 2010-го в Ошской и Джалал-Абадской областях произошло 25 фактов завладения оружием и боеприпасами.
Правозащитники ПЦ "Кылым шамы" среди захваченного и выданного на юге Кыргызстана перечисляют БРДМ, БМП, два БТР и пулемета, 2 снайперские винтовки, пятизарядный карабин, 14 "лимонок", 3 разных гранатомета, 215 АКМ, 39 различных пистолетов, включая два сигнальных. Из всего добра удалось вернуть военную технику, 2 снайперские винтовки, гранатомет, а также 110 автоматов и 18 пистолетов.
Кроме того, по их данным, захвачено и выдано 43 тысячи 45 единиц боеприпасов. В их числе не только патроны к пистолетам, автоматам и снайперским винтовкам. Люди вооружались так, будто им предстояла битва миров: патроны от танковых пулеметов, винтовочные патроны от пулемета с бронебойно-зажигательными пулями, патроны танкового пулемета Владимирова с зажигательной пулей мгновенного действия, с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей, патроны танковые с бронебойно-зажигательной пулей со стальным сердечником, осколочные гранаты, сигнальные ракеты и патроны и даже холостые патроны. Вернулось менее 17 тысяч единиц.
Впечатляет и перечень захваченного вспомогательного военного оборудования: 154 магазина от АКМ с патронами, 46 штык-ножей, 19 стальных шлемов и даже 5 саперных лопат. В общей сложности 224 единицы, из которых вернули 146 единиц. Среди возвращенного, кстати, нет ни лопат, ни шлемов...
Голый энтузиазм подвел
"У Минобороны есть крупные склады с десятками тысяч единиц оружия. Мы их держим на чистом энтузиазме, со стороны правительства нет помощи, - говорит начальник управления ракетных войск Министерства обороны полковник Эмиль Осмонов. - Мы видим, как во всем мире оборудованы подобные склады, какая там охрана. Наше же государство 20 лет живет только за счет сокращения аппарата".
По его словам, из-за постоянного сокращения не хватает солдат для несения караулов. Приходится выставлять их в караулы через день. Из-за этого люди просто не успевают выспаться и отдохнуть.
Эмиль Осмонов отметил, что именно малая численность военных послужила одной из причин захвата оружия в военной части города Майлуу-Суу в июне 2010 года. "Из Майлуу-Суу военных перекинули в Ош, в части осталось 20 человек, и как им ее охранять, когда туда пришли митингующие во главе с мэром? - вопрошает полковник. - Там на складах хранились 3 тысячи автоматов. Хорошо, что удалось договориться с митингующими, а если бы они забрали все оружие?!".
По данным Военной прокуратуры, в дни конфликта зафиксировано 7 фактов выдачи оружия гражданским лицам. Так произошло и в Майлуу-Суу. К КПП пришли около 200 человек, среди которых были руководители городской администрации, местного кенеша, УВД города, а также экс-прокурор Тогуз-Тороуского района Джалал-Абадской области, а ныне депутат Жогорку Кенеша Талант Мамытов. Они потребовали выдать им огнестрельное оружие для защиты местного населения.
"Получив от военных отказ, они взяли в заложники командира войсковой части Б.Орозалиева. Затем по уговору мэра города Т.Арипова и с целью обеспечения сохранности хранящихся на складах более 3 тысяч единиц стрелкового оружия, в том числе автоматов, пулеметов и гранатометов с боеприпасами, командованием выдано 19 автоматов и 2 тысячи 160 патронов. В это же время несколько человек из толпы проникли в казарму и вынесли из комнаты хранения еще 7 автоматов", - говорится в отчете "Кылым шамы".
"Верну... Половину... Потом..."
Вопрос возвращения награбленного встал сразу после острой фазы июньского конфликта. Людей, которые добровольно стали возвращать оружие, были единицы. Тогда власти решили выкупать оружие. На всю кампанию из бюджета выделили 300 тысяч сомов.
"Согласно утвержденным ставкам, за добровольную сдачу пулемета гражданину выплачивается 8 тысяч, автомата - 4,8 тысячи, одного боевого патрона к автомату - 5 сомов, - говорит Нурлан Жээналиев. - Понятно, что при таких низких ставках граждане, незаконно хранящие оружие, не заинтересуются его сдать".
По его словам, нужно повысить сумму вознаграждения при возвращении похищенного оружия. Но вот стоит ли выделять бюджетные деньги для выплат людям, сознательно нарушившим закон, - вопрос спорный.
"Даже $1 тысяча за автомат от государства не перекроет тех денег, которые за оружие готов платить криминалитет, тем более что у государства и нет таких денег", - считает руководитель аппарата ГКНБ Гульсара Мидинова.
По ее данным, решение о выкупе принято не для того, чтобы люди на этом зарабатывали, а для того, чтобы дать им сигнал: если сдадите оружие, то освобождаетесь от ответственности за незаконное хранение.
Но люди боятся преследования и неохотно возвращают награбленное. К примеру, из украденных в подразделениях ГКНБ 263 единиц оружия, по словам Гульсары Мидиновой, многое не возвращено. Согласно информации УВД Джалал-Абадской области, за 11 месяцев 2011 года вернулось всего 9 единиц оружия.
"Не надо демонизировать проблему, есть страны, где каждый носит оружие, - продолжает она. - Нам надо изучать международный опыт. Нужна разъяснительная работа с населением, которая требует много усилий и ресурсов".
Вознаграждение не поощрение
Некорректным и даже асоциальным считает назначение вознаграждения за возвращенное оружие представитель интернет-парламента Назира Раимкулова. "Получается, что государство лишь поощряет граждан захватывать оружие, чтобы затем сдать его на выкуп, и возникает вопрос: кому это выгодно, кто в этом заинтересован? - говорит она. - Если правоохранительные органы открыто озвучивают стоимость оружия на "черном рынке", значит, знают, откуда и сколько его приходит в Кыргызстан, но почему-то не работают в этом направлении".
Назира Раимкулова уверена, что сознательные люди сами вернут оружие, а тех, кто намеренно укрывает похищенное, надо наказывать по закону, а не платить деньги.
Разрядить обстановку
Вопрос о том, как заставить граждан расстаться с оружием, стоит остро. "Надо установить в законодательном порядке возможность добровольной сдачи оружия не только в органы МВД и ГКНБ, но и в другие органы, например МСУ, и на условиях анонимности, ведь есть факты, когда сдача оружия используется против того, кто его сдал", - отмечает Нурлан Жээналиев.
Он считает, что нужна широкая разъяснительная работа среди населения по выплатам вознаграждения, по законодательству, ответственности за его нарушение. Нужно разработать законопроект о предупреждении и локализации массовых беспорядков и межнациональных конфликтов. "В нем надо прописать функции и ответственность правоохранительных органов, предусмотреть обязательное привлечение вооруженных сил и погранслужбы к пресечению и локализации возможных массовых беспорядков и межнациональных конфликтов, в том числе к обеспечению сохранности и безопасности хранящихся у них оружия и боеприпасов", - сказал Нурлан Жээналиев.
Правозащитники "Кылым шамы" проанализировали 15 нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы массовых беспорядков и обеспечения безопасности огнестрельного оружия. Они сделали вывод, что Кыргызстану нужна концепция общественной безопасности, которая оговаривала бы, в том числе и аспекты, связанные с безопасностью оружия.
"Необходимо признать, что массовые беспорядки являются внутренней угрозой безопасности. Поэтому их предотвращение в будущем должно быть одним из основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности страны", - говорится в отчете.
Гражданские активисты уверены, что необходимо подготовить соответствующую госпрограмму, разработать предложения по координации деятельности органов исполнительной власти, оценке их эффективности, совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности. Для чего рекомендуют создать постоянную или временную комиссию в структуре Совета обороны, координационную комиссию или совет по предупреждению массовых беспорядков, а также заложить в бюджете 2012 года финансирование работы по обеспечению безопасности.
21/12/11 Ирина ДУДКА
|