Е.Дьяконов: "Страсти по Навои" (из книги "Zona.uz") 09:51 23.12.2011
"Страсти по Навои"
Несколько раз мне доводилось бывать в Навои, и все время я смотрел на него через разные призмы всегда меня преследовало чувство, будто здесь до сих пор существует Советская власть, при которой основная ставка по застройке городов в безжизненных пустыне Каракумов делалась на костях зэков; что более всего обидно, что все это сохранилось до сих пор. Но все по порядку ….
Город Навои, областной центр, с населением около 120 тысяч жителей, находится на пути между Бухарой и Самаркандом, самый молодой областной центр Узбекистана. Большая советская энциклопедия утверждает, что этот современный индустриальный город за очень короткое время, словно по волшебству, возник, раскинув свои ансамбли и промышленные комплексы на просторах бывшей засушливой степи Малик-Чуль, в левобережной нагорной части Зарафшанской долины. Как обычно в Советской истории умалчивают или недоговаривают, что Навои полностью был отстроен в 1958 году заключенными и продолжает развиваться в основном за счет находящихся здесь тюрем и зон. Конечно не только за счет рабского труда зеков развивается этот регион. Навои имеет важное экономическое значение, является крупным индустриальным и культурным центром западной части Узбекистана. Предпосылками возникновения города стала необходимость использования, в интересах дальнейшего развития региона, богатейших природных богатств Кызылкумов - природного бухарского газа, редких цветных металлов, залежей фосфоритов, облицовочного камня и других полезных ископаемых. С самого начала город стал в полном смысле форпостом освоения и преобразования пустыни. Это также предопределило и местоположение нового города. Построенные затем в Кызылкумах прекрасные современные города-оазисы Зарафшан, Учкудук стали продолжением освоения Кызылкумов.
Прозаичный пейзаж открывается из любого окна в городе Навои, это желтые пески, с легким коричнево-красным оттенком, это пески, суровая пустыня Кызылкумы, зимой холодно, летом жара до плюс 50, весной - осенью, дожди и ветра.
По приезду в Навои, а приехать туда можно по-разному – на частном автомобиле, коммерческом автобусе, поезде, самолете. Но в любом случае, кроме первого, попадаешь под "фильтр", менты во главе с неким "кентавром" в кожаной куртке и в милицейских брюках, делает "шмон" мол, кто такой, откуда, куда и зачем. Заносят эти данные в журнал, делают досмотр всего-всего, еще раз опрашивают обо всем с самого начала и отпускают. Ранее, я также приезжал сюда поездом, так и теперь все вновь бросается в глаза, ощущение, будто полстраны сидит по зонам, а полстраны ездит на "свидания" в эти зоны. К сожалению, тоже самое я видел в Карши, Учкудуке, Заравшане, Фергане, Алмалыке, Таваксае. Но сейчас речь о Навои, ментовский беспредел здесь чувствуется всюду, вот вам пример невольным очевидцем и участником которого я стал. На Ипподроме, еще в Ташкенте, в автобусе я приметил молодую симпатичную девушку, позже выяснилось, что зовут ее Оля. Хуже нет, если на свидание в зону вы едете к кому-либо, очень плохо, если вы женщина с длинными ногами, голливудским бюстом, голубыми глазами на "пол лица" и пышной светловолосой прической. Да, да Оля действительно весьма эффектная женщина, но не ко времени и не к месту. После шмон, некий мент решил, что эта женщина должна принадлежать ему и пригласил Олю "тут недалеко, через дорогу".
"Милиция любит позабавиться", - сказала она мне позже. Благодаря ее артистическим способностям, нам удалось сыграть дружескую пару, мент неохотно отстал, после того, как увидел мое журналистское удостоверение. Неоднократно я слышал от разных людей, что были случаи домогательств и даже сексуальных насилий женщин, приехавшим в зону на свидание со стороны сотрудников милиции и администрации колоний. Был случай откровенного изнасилования. Еще в октябре-ноябре 1999 года на железнодорожном вокзале в г. Навои я был свидетелем того, как капитан ППС "приглашал" в двух девушек с характерными баулами, мент был слегка пьян и его несло вовсю. Не буду дословно излагать его речь – это неинтересно, суть которой и диалог нынешнего "кентавра" сводился к одному. Здесь я хозяин и я здесь закон, в случае "грубости" со стороны девушек, могут создать массу искусственных проблем, связь у них оперативная, могут задержать "до выяснения" (несмотря на наличие паспорта и др.). При мне угрожали тем, что, мол, позвонят хозяину зоны и не разрешат свидания, либо вообще отдадут этого зэка под "ломку" в карцер и др. Конечно же, понятно, что мент брал на "пушку", но и вправду говорят, что дыма без огня не бывает. И если же он (мент) делает прилюдно такие намеки, значит, за этим что-то есть. Представляю, как женщина обращается с заявлением о сексуальных домогательствах на ментов … Клевета, да и только, кто жалуется? Жена (сестра, мать, племянница) матерого уголовника, на сотрудника милиции, да еще при исполнении, кто ей поверит? Уверен, что у нее и заявление нигде не примут. А будет настаивать, могут отработать по банальной схеме (ханка, анаша, патроны), во всяком случае, вариант такой просматривается и он не в новинку. Но все это мои эмоции и не более, теперь только факты, голые факты; то, чего я слышал и видел. Поразило количество людей, едущих в зону с сумками.
С Олей мы ехали в одну зону, она к мужу, я – по служебному делу. Ей полагалось суточное свидание, и она его добились, хотя если свидание уже было, то его получить несложно, в заявлении на подпись к хозяину или замполиту ложится от 5 до 10 тысяч сумов (в зависимости от периодичности посещений) и все нормально. Всюду и здесь тоже было такое поганое чувство, что деревья, воздух, птицы, все здесь арестовано. Поразительно, но из-за забора зоны были слышны звуки оркестра и хоровое пение невпопад, только позже я опять, как и раньше убедился в ужасающей правде. Оказывается там, внутри зоны играет оркестр, и зэки маршируют и поют гимн Узбекистана до изнеможения, тех, кто падает, поднимают дубинками и пинками. Зона "красная", единственный выходной день это воскресение, с 9-00 до 14-00 часов – строевая, 5 часов подряд по плацу вся зона марширует под оркестр и поет. Закончили, опять и т.д. В зоне сплошь доносительство друг на друга, стать "повязочником", "лохмачем" – не проблема, но это еще надо заслужить перед ментами. Должность весьма "почетная" - говорят так, раньше жили и вели себя в зонах только воры в законе и уголовные авторитеты (явно они жили лучше); но теперь "козлы" ходят по зоне "козырями", раньше их "опускали" и отправляли в "гарем", резали и вешали, ноги об них вытирали.
Печальная особенность нашего времени и региона, на воле тоже самое, достаточно сдавать ментам конкурентов по бизнесу и ты будешь иметь "вес", "блатовать", но до поры до времени, т.к. тебя тоже кто-нибудь, когда-нибудь сдаст тем же или другим ментам, т.к. ему тоже охота влезть на твое кресло.
В зоне тоже все стучат друг на друга. "Грязную" работу делают СППэшники (сектор правопорядка), но предварительной "ломке" "пациента", т.е. в зоне не дано никому быть гордым, стойким и независимым, все должны быть под одной пятой хозяина, на разводе он сам говорит, мол "блатовать" на воле надо было, а здесь я для вас "пахан", "чайхана", смотрящий, авторитет и все вместе – все вопросы решайте со мной. И блатные (!!!), теперь они так себя называют, т.е. "братва" доносят эту идею до тех, кто отказывается ее понимать. Что есть "блатной" по установке УЯ 64/29? Берется конкретное лицо с задатками или способностями лидера, пропускается через "кум-часть" (замполит) – ломают, бьют, издеваются до тех пор, пока не подпишет обязательств о сотрудничестве с администрацией колонии, т.е. чтобы быть "блатным" надо доносить ментам обо всей подноготной в зоне, не только о мужиках, но и о "братве". То есть (как говорят и мужики и менты) здесь все "братва – козлы". Рядовые менты напрочь отказываются делать любые телодвижения (леваки), если к этому причастен "братан". В чем дело? Сдадут хозяину без промедления и это заявляет "дубак", что работает в этой зоне. Хотя "блатные" говорят, что они ни на кого не "стучат", а просто у меня с ним (с хозяином) "хорошие отношения", теперь так это называется.
Вывод: Нельзя делать серьезные дела, если не карабкаться по трупам своих противников. Нельзя быть лидером и не быть "козлом". Учитывая полномасштабную программу по борьбе с организованной преступностью, то сам по себе напрашивается вопрос: "Почему до сих пор на свободе так называемые "бригады" во главе с лидерами?"
Дело не в этом, а в том как быстро зоновский колорит переносится на волю, как быстро он охватывает души людей и отравляет молодые умы, ныне не "за падло" прилюдно заявлять, что бизнес делаешь "под крышей" прокурора или начальника РОВД!!!
Но, вновь о зоне. Со слов зэков, здесь в УЯ 64/29 около 4000 человек, зона переполнена до отказа, в бараках наварена третьим ярусом шконка (кровать), летом по ночам тихий ужас, в зоне сплошь болезни, язва желудка почти у всех, грибковые заболевания, у 100 процентов - педикулез, частые пищевые отравления, зимой (2000 года) в зоне от гриппа умерло более 100 человек, нет лекарств, а то, что привозят родственники, изымает "братва на общак".
Кстати, раньше "братва" отдавала мужикам львиную долю со своего прихода!!!, ныне они отбирают у мужиков все или почти все. В зоне многие из мужиков страдают от последствий побоев, у всех дистрофия от хронического недоедания.
Передачи, что привозят родственники разворовываются блатотой и их прихвостнями, при условии если передачу привозят на короткое свидание, если на длительное, то нет у них такой возможности, родственники пичкают едой своего сына (мужа, отца, брата, дядю и др.) прямо там. Бросается в глаза, что у многих зэков сильно побиты кисти рук и шея, своеобразные синяки-шрамы, ужас, когда я узнал, что это, оказывается, есть в зоне швейный цех, зимой в цеху очень холодно, так вот, если зэк одел варежки, его бьют палкой по рукам, если он поднял воротник или замотал шею шарфом, бьют по шее, если опустил на уши шапку-ушанку – бьют по ушам. Все это делают "лохмачи и повязочники", если следовать уголовным устоям то, братва издевается над мужиками, т.к, этого требует хозяин!!! Раньше блатные говорили – "Мужик – опора вора". А что теперь? Братва – те же менты, только в арестантской робе? Да!!!
Еда – баланда, кашеобразная масса, в составе которой картошка, вода, капуста, лук – все очень плохо почищено, крупа и иногда для вкуса добавляют требуху. Соль – проблема. Запах омерзительный, тухлятины с хлоркой или такой же запах, какой исходит из гнилого зуба. Вот этим кормят осужденных, тут же блатные на кухне вылавливают мясо из котла (мясо в зону все же поступает), у блатных можно купить мясо, масло, сахар, белый хлеб, сигареты, насвай.
"Братва" крадет у мужиков и тем же мужикам продает мужиковскую кровную пайку!!! Раньше за малейшие попытки такого могли "опустить" и отправить в "гарем" – это в лучшем случае, в худшем – просто прирезать. Это называлось – "Крыса". Вывод: кто есть зоновская братва? Понятно. Главное, что в зоне все это в порядке вещей.
Хозяин ведет активную "ломку" зэков, труднее всего тем, кто попал по 159 статье и "заказники", дежурные статьи. "Братва" неохотно и с опаской напирает на них, т.к. есть вероятность того, что на воле друзья политических устроят расправу над их семьей. Вообще, "политические" держатся здесь особняком, "блатота" поговаривает, что у них (политических) есть связь с волей, в свою очередь могут разобраться с обидчиками на воле.
Теперь взглянув на эту зону через другую призму я могу сравнивать нынешнее состояние лагерей с их состоянием, скажем, десятилетней давности. Раньше я бывал здесь по другим делам и видел этих "опущенных", что бросались на выбросы помоев, расталкивая друг друга, поедали тут же кожуру от овощей вперемежку с грязью и еще какой-то парашей. Сейчас же жизнь "опущенных" не идет ни в какое сравнение с тем, что я говорил в несколько строк раньше. Среди "опущенных" самый большой процент смертности и заболеваний. Над ними самое большое глумление и издевательства, они едят помои в прямом смысле слова, они не люди, там, они – животные. Инстинкты личности подавлены вовсе.
Вообще, судя по колориту в зоне, поведение зэков, пища, условия их содержания, поведение ментов и их методы легко сравнить с документальными съемками 30 – 40-х годов гитлеровских концлагерей. Так вот менты – дубаки, ну чем ни эссэсовцы - гестаповцы, "братва" – ауфзеры, хозяин – барон фон (например, Абдулла), мужики – чернь, чья жизнь и есть ноль.
Хозяин регулярно ездит в Ташкент, на совещания в МВД по обмену опытом, зэки этого ждут с ужасом, т. к. по возвращению хозяин привозит все более изощренные методы издевательств. Последний метод – марширование по плацу с пением - до упаду.
Сам же хозяин, говорит, что данный метод "перевоспитания", способствует укреплению духа заключенных.
Думается, что если в зону приедет какая-нибудь комиссия по правам человека, то это будет полная ерунда, т.к. все зэки будут говорить, что все хорошо и нормально, т.к. знают, что в противном случае их забьют насмерть. Зэки не уверены, что члены комиссии ни есть переодетые менты.
Покидая зону, я опять услышал оркестр и топот башмаков о плац, в зоне – строевая.
На обратном пути я не встретил Олю. Со мной в купе ехала пожилая женщина, трое суток она была на свидании у сына в 29 зоне, всю ночь она плакала и ни с кем не говорила…
Ташкент - Навои 20 июля 2000 года
Искренне ваш Евгений Дьяконов, из книги "Zona.uz"
|