"Washington Times": В Кыргызстане уже многие не признают новогодние праздники 00:04 10.01.2012
В постсоветском Кыргызстане начали исчезать новогодние традиции
Бишкек, Кыргызстан. Новая музейная выставка украшений наводит на мысль, что в этой центрально-азиатской стране постепенно исчезает традиция празднования Нового года. На выставке, которая прошла в Государственном историческом музее в Бишкеке, были собраны стеклянные безделушки, оловянные животные и улыбающиеся снеговики, которые были сделаны в период с 1940 до начала 1990 гг., и были переданы в дар простыми гражданами. Праздник Новый год был введен в Центральную Азию во времена Советского Союза. Хранители Государственного исторического музея - бывшего музея Ленина - решили провести выставку, чтобы напомнить людям о том, как давно живут новогодние традиции в Кыргызстане. С обретения независимости Кыргызстаном в 1991 году когда-то ожидаемый с нетерпением праздник - Новый год - празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января, а православное Рождество - 7 января. Эти два праздника быстро вышли из моды, особенно в сельской местности и к югу от этой преимущественно мусульманской страны. Профессор религиоведения независимого Бишкекского исследовательского центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов говорит, что большинство кыргызстанцев, которые отказались от празднования Нового года, сделали это из религиозных побуждений. "Идеологический вакуум, который когда-то был заполнен советской догмой, в настоящее время наполняется новыми идеями и ценностями, большинство из которых имеют националистические корни", сказал Маликов. "Страны Центральной Азии, и Кыргызстан не исключение, находятся в поисках национальной идентичности. Таким образом, ислам суннитского толка, который является традиционно национальной религией, становится популярным... а Новый год не является исламским праздником". Более 80% населения Кыргызстана считает себя мусульманами, но в советские времена религия была во многих отношениях запрещена. Теперь религия возрождается. На юге везде можно увидеть женщин в платках и мужчин с длинными бородами, религиозные книги продают на улицах, а для угождения растущих толп строятся мечети. Директор исламской группы "Осознание, душа и иман" из Бишкека Душонбек Абдылдаев прожил большую часть своей жизни при советской власти. Он считает Новый год неисламским праздником и разрушительной силой для общества. "Прежде всего, с религиозной точки зрения праздновать подобные праздники - это неправильно", сказал Абдылдаев. "Ни в священном Коране, ни в хадисах (высказываниях и действиях пророка Мухаммеда) не говорится о таких праздниках, как Новый год. Мы - мусульмане, и поэтому я поддерживаю тех, кто уже не празднует подобные праздники. И дело не только в религии. Люди тратят много денег на праздники, во время которых они часто употребляют алкоголь и стреляют фейерверки. Это, безусловно, приводит к преступлениям и пожарам по всей стране". Для некоторых мусульман, как Абдылдаев, традиции Нового года не только идут вразрез с исламским наследием Кыргызстана, но иногда и граничат с нелепостью. В 2007 году шведская инженерная фирма подсчитала, что Кыргызстан является тем местом, откуда Санта-Клаус может успеть поставить подарки всем детям планеты, и Государственный комитет страны по туризму и спорту с энтузиазмом поддержал данную идею, назвав горную вершину в честь бородатого дарителя подарков, и организовал тематический фестиваль в Бишкеке. "Правительство объявило на весь мир, что Кыргызстан является родиной Санта-Клауса", говорит Абдылдаев. "Они хотели из этого сделать что-то большое. Я понимаю, что это было сделано, чтобы увеличить больше туристов. Но что общего с нашей культурой может иметь такой христианский символ, как Санта-Клаус? Ничего!". Также Маликов говорит, что те, кто больше не празднует Новый год, видят в нем отчетливо христианский праздник, добавив, что было бы неправильным рассматривать ослабление популярности данного праздника в качестве показателя столкновения исламской и христианской культур. "Если вы посмотрите на его происхождение, празднование Нового года берет свое начало от христианской культуры", говорит Маликов. "Тем не менее, в советский период он был светским праздником. Таким образом, это конфликт ценностей между исламом и секуляризмом. Я считаю, что мы станем свидетелями этого в будущем, поскольку система правления в Кыргызстане носит светский характер". Тем не менее, многие граждане Кыргызстана не готовы к тому, чтобы религиозная и культурная напряженность испортила ежегодный праздник. Студент южного города Ош, мусульманин по имени Санжар говорит, что он относится с уважением к этому времени года. "Я не понимаю дебаты, которые ходят вокруг этой даты", говорит он. "Почему мы не можем просто праздновать начало Нового года, не придавая этому религиозный контекст? Я считаю, что это хорошее время, которое можно провести с семьей. И празднование данного праздника - это та традиция, которую праздную уже многие десятилетия".
Т. Умаралиев "Washington Times", 9 января 2012 года Перевод – "InoZpress.kg"
|