С.Чериков: Откуда у Атамбаева "турецкая грусть"? 16:57 14.01.2012
С.Чериков. Откуда у Атамбаева "турецкая грусть"?
Сегодня становится ясно, что постапрелевская кыргызская власть никак не может реализовать себя главным образом потому, что в обществе наметилось заметное разочарование в потенциале государственной власти вообще. Чему способствовали ошибки и промахи первых лет независимости.
Говорят, что народ достоин такой власти, которую сам себе избрал. Не отрицая правоту сего изречения, все же позволим себе усомниться в этом правиле применительно к реальному состоянию кыргызского общества, делая поправку на десятилетия тоталитарного коммунистического и первых лет суверенного правления. Не надо забывать, что большая и авторитетная часть электората все еще остается советскомыслящей, верующей в руководящий и указующий перст, и приученной к централизованной бюджетно-плановой дармовщине. Даже почти пятнадцатилетнее правление демократа А. Акаева не смогло стереть с постсоветского человека коммунальную психологию, совковость в мышлении и поступках, и веру в доброго царя. Недавнее обращение к руководству Жогорку Кенеша инициаторов создания института Народного курултая стало ярким отражением подобных умонастроений. Курултаевцы, ничуть не стесняясь, заявили, что стране нужен человек, подобный Чингисхану, пусть и неграмотный, но умеющий по-простонародному править государством. Вера в доброго и всемогущего царя-правителя все еще жива в умах многих, сковывая созидательную инициативу и творчество, тормозя думающих и активных граждан.
Справедливо ли в этой ситуации требовать от четвертого президента постсоветского Кыргызстана сиюминутного разрешения всех проблем: одним махом покончить с коррупцией, установить развитые рыночные отношения, сотворить из Кыргызстана райский уголок наподобие Швейцарии или Сингапура? Но вот незадача: как, с чьей помощью и какими кадрами все это делать? Если Кыргызстаном, как и другими постсоветскими республиками до сих пор правят кадры бывшей компартии и комсомола.
На этом фоне президенту А. Атамбаеву первым делом надо выполнять предвыборные обещания, вывести страну на новый уровень, обозначить и закрепить место вверенного ему государства на мировой арене. И все это надо делать в самом сердце сложнейшего, напичканного взрывоопасными факторами, региона. Не надо забывать, как еще совсем недавно Центральной Азии предрекали развал возникших здесь новых государств, ускоренное распространение религиозного экстремизма и, в конечном счете, превращение региона в бурлящий котел межэтнических и межконфессионных конфликтов. Сегодня, к великому сожалению, эти мрачные прогнозы в какой-то мере сбываются. Ситуация пока не вышла из-под контроля благодаря лишь личному авторитету и усилиям региональных лидеров, которые каким-то образом все еще держат "разноцветного" революционного джинна в бутылке. У кыргызского президента и правительства, в отличие от коллег по региону, путей для отступления нет. Малейший отход от предвыборных обещаний, публично заявленных приоритетов во внутренней и внешней политике автоматически приведут к новой революции. Поскольку народу по большому счету плевать на разного рода объяснения и риторику руководителей по поводу непреодолимых объективных обстоятельств. Он уже понял собственную силу и лишь ждет, кто очередной поведет их к местному "Белому дому", чтобы убрать очередного "врунишку".
В то же время нельзя говорить, что новая власть не делает ничего. Стоит отметить усилия кыргызских властей хотя бы на религиозном фронте. Президент и правительство сумели направить решение религиозных проблем в конструктивное и правовое русло после ряда попыток псевдоисламистов при поддержке обманутой паствы раскачать лодку. К примеру, наряду с уголовным наказанием организаторов и подстрекателей к экстремистским бунтам, власти в то же время принимают меры для обустройства мусульманской общины: утверждена форма одежды для верующих с учетом местных условий и менталитета, в центре Бишкека строится крупная современная мечеть с целым комплексом для отправления ритуалов. Государство озаботилось повышением образовательного уровня духовных лиц, руководителей мечетей и преподавателей духовных учебных заведений. В свое время эти и другие новые веяния в религиозной сфере наблюдатели связывали с именем бывшего председателя Госкомиссии по делам религий при правительстве Каныбека Осмоналиева, чья решительность и настойчивость в отстаивании интересов государства в делах духовных нашли полное понимание и поддержку здоровой части кыргызского общества, а также высшего руководства страны. Обнадеживает то, что сей честолюбивый чиновник со здоровыми амбициями ныне возглавил профильный парламентский комитет.
Следующим практическим шагом А.Атамбаева можно назвать "прорубку" окна для выхода из геополитического тупика, в котором в силу своего географического расположения оказался Кыргызстан. Наряду с обозначением собственной значимости в делах Антитеррористической коалиции в Афганистане, Кыргызстан ныне делает и, для начала неплохие, попытки вести самостоятельную внешнюю политику с учетом собственных интересов. Другое дело, нравится или не нравится сие кому-нибудь из главных внешних игроков. В данном контексте первый официальный визит Алмазбека Атамбаева в Турецкую Республику в качестве главы кыргызского государства дает обильную пищу для размышлений. Вообще-то, у Атамбаева "турецкий уклон" в его внешнеполитических приоритетах наметился давно. Чему в немаловажной степени способствуют: во-первых, прекрасное владение кыргызским президентом турецким языком. Как известно, "язык есть концентрированное выражение души человека". Посему в общении с турецким руководством у нашего президента проблем не бывает, и стороны прекрасно понимают друг друга. На Востоке это уже считается началом любого успеха. Во-вторых, как неоднократно об этом сообщали СМИ, у Атамбаева имеется давно налаженный бизнес на берегах Босфора. И, в-третьих, у главы Кыргызстана, на днях ставшего почетным профессором университета турецкого города Билькент, в этом ВУЗе учится сын.
Если вышеперечисленные факторы "турецкого уклона" Атамбаева можно назвать личностными, то в международном плане доля политического рационализма у четвертого президента Кыргызстана все же наблюдается. Дело в том, что современная Турция всеми силами стремится к роли модератора и регулятора в исламском мире, или, по-восточному говоря, некоего "справедливого разводящего". Это можно видеть во внешнеполитических усилиях премьера Реджепа Эрдогана по урегулированию разрушительных для всех последствий "арабской весны". Вспомним его отважные визиты в бурлящий Египет, предостережения сирийскому лидеру Башару Асаду о недопустимости кровопролития в отношении к демонстрантам, турецкую "мирную флотилию" в осажденную Палестинскую автономию и ряд другие впечатляющих внешнеполитические акций. Немаловажно и то, что Турция, стремящаяся стать полноправным членом Европейского Союза, прилагает огромные силы для того, чтобы придать жизни турецкого общества максимальную толерантность ко всем конфессиям и европейскую светскость. На фоне взбудораженного и кипящего арабского мира, находящегося в жесткой конфронтации в отношении США и Западу, фундаментально исламистского Ирана, умеренно реформистская Турция выглядит весьма перспективной. Не в этом ли кроется смысл тяги кыргызского президента к единокровным братьям из берегов Босфора?
С другой стороны, как будут восприняты чрезмерные реверансы кыргызского президента в сторону Анкары, произнесенные им вчера слова о том, что "Турция для кыргызов как Родина-мать, а президент Абдуллах Гюль – старший брат"? Ведь Атамбаев же до этого неоднократно говорил нечто подобное в отношении России. Не означает ли это смену главных внешнеполитических ориентиров? К тому же сегодня СМИ сообщали о том, что представитель Ванских кыргызов, потомков знаменитого последнего кыргызского хана Рахманкула, Касым Шакир уулу специально прилетел на встречу с А.Атамбаевым с настоятельной просьбой забрать турецких кыргызов на родину предков, в Кыргызстан. В интервью СМИ Шакир уулу сказал, что, попив присланную в качеств гумпомощи пострадавшим после недавнего землетрясения в Ванской области чистую родниковую кыргызскую воду, они плакали. Это вполне объяснимо. Как неоднократно в кыргызскоязычных СМИ сообщалось, окрестности озера Ван, где поселились после долгих мытарство по Афганистану, Пакистану и Ирану потомки хана Рахманкула, природой не блещут. Да и для скотоводства и земледелия не совсем подходят. С чистой питьевой водой тоже проблем хватает. И как соответствует сия печальная реальность турецкого пейзажа с официальной историей кыргызов, которые происходят отнюдь не из берегов Босфора, а Турция никак не претендует на роль "Родины-мать"?
Другая нестыковка: помнится, первый турецкий посол в Кыргызстане Метин Гокер в своей пламенной речи в присутствии первого президента Аскара Акаева заявил обратное. О том, что именно Кыргызстан является прародиной современных турок. Видимо, сей факт спичрайтерам А.Атамбаева не знаком. Иначе они подсказали бы своему шефу другой, более приемлемый вариант выражение братских чувств действительно братскому народу и его президенту.
В общем, любое значимое внешнеполитическое телодвижение новых кыргызских властей каждая из оппонирующих друг другу сторон видит через собственную призму.
При беспристрастном же взгляде на событие вырисовывается важная и актуальная для суверенного государства сторона визита Атамбаева в Турцию. Это стремление Кыргызстана самостоятельно нащупывать собственную нишу в современном мире и искать свои пути экономического развития. И, фактом остается то, что Кыргызстан, находясь в сложном переплетении системных катаклизмов, интересов мировых держав, тем не менее ищет путь к самоидентификации.
|