А.Ашуров: Осуждение, завуалированное терпимостью. Как живут таджикистанцы, перешедшие из ислама в христианство 09:29 18.01.2012
Осуждение, завуалированное терпимостью Принявшие христианство некоторые жители Таджикистана, считают, что в этой стране людям, сменившим религию, приходится нелегко.
Мавлюда еще 12 лет назад приняла христианство, однако до сих пор ни общество, где она выросла, ни родные, не смогли принять ее выбор. После того, как родные узнали о решении Мавлюды, отношения испортились настолько, что ей пришлось покинуть Худжанд и переселиться в Душанбе. Мавлюда рассказала в интервью радио Озоди о том, что смена веры значительно затруднила и процесс трудоустройства. Она говорит, что, несмотря на это, "выбор был сделан осознанно и ее вера непоколебима".
В беседах представители различных конфессий в Таджикистане многие выражают "позитивное и терпимое" отношение к религиозным предпочтениям жителей страны. По мнению многих, осуждение и нетерпимость по отношению к сменившим религию людям больше проявляют представители духовенства. Среди них, немало и уважаемых в обществе лидеров мусульманских общин.
Настоятель Свято-Никольского собора г. Душанбе Сергей Клименко считает таджикское общество "толерантным и терпимым" по отношению к христианам и другим представителям религиозных конфессий.
- В отличие от времен СССР, когда церкви и храмы не могли работать беспрепятственно, мы чувствуем больше свободы. После событий 1990-х годов мы не ощущаем каких-либо проблем в своей деятельности, - сказал он. – Мы имеем большой опыт в стране, основная часть которой исповедует Ислам.
Вместе с тем, г-н Клименко подчеркнул, что такие отношения сложились в силу длительного соседства мусульман с представителями православной религии. "Я не могу отвечать за другие течения в христианстве, имеющие свои храмы и богадельни в Таджикистане", - добавил он.
Теолог Мазхариддин Гозиев считает, что терпимое отношение к представителям немусульманских религий в Таджикистане складывалось годами.
- Мы обязаны соблюдать добрососедские отношения с представителями других религий, - уверен он. – Считаю, что рост числа миссионеров в Таджикистане имеет лишь политическое объяснение.
Современники считают, что решение некоторых жителей Таджикистана примкнуть к другой религии связано с событиями времен гражданской войны и нищеты, затронувшей общество в тех 1990-х годах. Некоторые зарубежные миссионеры предпочитали искать причины распространения социальных недовольств и бедности в Исламе. Однако впоследствии, с распространением числа мусульманских лидеров в стране и ростом числа их последователей, как говорят эксперты, сократилось число людей, желающих сменить религию.
В данный момент, в Таджикистане официально зарегистрировано 74 неисламских религиозных организаций, имеющий опыт работы в Таджикистане. Среди них, как сообщает Госдепартамент США, самая большая группа христиан это Русская православная; другие зарегистрированные группы включают баптистов, римских католиков, адвентистов седьмого дня, лютеранов и корейских протестантов.
Другие религиозные меньшинства включают бахаистов, зороастрийцев и иудеев. Многие другие религиозные организации, имевшие раньше право существования в Таджикистане, были закрыты вследствие выхода нового требования о перерегистрации. К примеру, в 2008 году таджикский суд запретил деятельность религиозной организации "Свидетели Иеговы" на всей территории Таджикистана. Чиновники считают идеи "иеговистов" экстремистскими. В частности, властям не пришлось по душе то, что сторонники этой организации выступают против службы в армии.
Абдулло Ашуров, радио Озоди 17.01.2012
|