А.Королевская: Эволюция сирийских "Братьев-мусульман" и перспективы их закрепления у власти 09:14 19.01.2012
Об эволюции подходов сирийских "Братьев-мусульман" и перспективах их закрепления у власти в свете антиасадовского протестного движения
А.И.Королевская
Среди оппозиционных сил Сирии, все активнее себя проявляющих на фоне растущего народного недовольства действующей властью, исламская оппозиция является наиболее влиятельной и имеющей историю, уходящую корнями еще в эпоху борьбы с колониальным режимом. Вместе с тем, она представляет собой самого непримиримого врага секулярного баасистского режима и его серьезнейшего соперника на политической арене.
Наиболее развитой и влиятельной силой исламистов, как и прежде, остается сирийское отделение "Братьев-мусульман", основанное в конце 30-х гг. XX века[1], когда пропаганда идеолога учения Хасана Аль-Банны дошла и до Сирии, преимущественно через выпускников Каирского университета, образовавших по возвращении на родину ассоциацию "Молодежь Мухаммада" ‑ прародителя сирийских "Братьев-мусульман" (Б-М)[2]. К 60-м гг. они становятся одной из самых влиятельных сил в стране, что определило враждебное отношение к ним пришедшей к власти в 1963 г. ПАСВ (Баас) и последующего закрепления ее рычагов управления у алавитского меньшинства, проводящего политику объединения этно-религиозных меньшинств в качестве противовеса подавляющему суннитскому большинству – уже в 1964 г. деятельность "Братьев-мусульман" была запрещена. Дальнейшая радикализация партии с использованием практики политических убийств и терактов (в 1981 г. они даже устроили покушение на президента Х.Асада) встречала пропорционально жесткий отпор со стороны режима, что в конечном итоге вылилось в репрессии по отношению к членам партии – 7 июля 1980 г.[3] Народный Совет САР принял закон №49, по которому членство в "Б-М" каралось смертной казнью,‑ крупномасштабные чистки в традиционно исламизированных городах страны – Джиср-эш-Шугуре, Дераа, Алеппо, Хомсе, апофеозом которых стала длившаяся почти месяц военная операция ВС САР в Хаме в 1982 г., в результате которой были убиты, по разным оценкам, от 5 до 30 тыс. чел.[4] Сокрушительное поражение "Братьев-мусульман" заставило их свернуть свою деятельность в стране, их центр перебрался за границу, а немногочисленные ячейки, оставшиеся на территории Сирии, ушли в глубокое подполье.
Со второй половины 90-х гг. наметились надежды на замирение режима с исламскими силами. В 1995 г. в рамках курса на "дозированную демократизацию" президентом Х.Асадом было амнистировано несколько тысяч "братьев-мусульман". Ряду руководителей разрешили вернуться из ссылки за границей. Немаловажную роль в этом сыграл ставший верховным наставником "Б-М" в 1996 г. Али Садреддин Баянуни, принадлежащий к т.н. умеренному алеппскому крылу партии[5]. В поисках выгодных политических решений для сирийских "Братьев-мусульман" А.Баянуни на протяжении своего 14-летнего нахождения у руля партии, в зависимости от более выгодной конъюнктуры, попеременно заигрывал то с секулярной оппозицией (присоединение в 2005 г. к "Дамасской декларации", образование в тандеме с А.Хаддамом в 2006 г. "Национального фронта спасения"), то с режимом (в 2009 г. он заявил о прекращении оппозиционной деятельности, порвал с А.Хаддамом и озвучил поддержку курса сирийского режима в отношении палестинской проблемы)[6].
Холодный ответ властей на этот шаг во многом сыграл ключевую роль в том, что на смену умеренному алеппскому крылу пришли его радикальные оппоненты из Хамы – новым верховным наставником в 2010 г. был избран ее уроженец Мухаммад Рияд Шакфа, его правой рукой стал его земляк Фарук Тейфур. Тогда многие эксперты стали предсказывать радикализацию подходов партии. В качестве аргумента приводились те факты, что в отличие от А.Баянуни, управляющего "Б-М" из Лондона и неоднократно заявляющего, что жизнь в среде западного общества помогла ему занять более терпимые и умеренные подходы[7], И М.Тейфур, и Р.Шакфа проживают в Йемене и по некоторым данным имеют тесные связи с местными исламистами, в т.ч. с "Аль-Каидой". Однако гонимые и раскиданные по миру, "Б-М" оказались не способными вести столь же активное решительное противостояние с режимом, как и 30 лет назад.
Народные волнения в Сирии, изначально имеющее более спонтанную форму, нежели организованную, поставили "Братьев-мусульман" перед уникальной возможностью занять подобающее место на политической арене страны. Вместе с тем, принимая во внимание негативный опыт прошлых лет, они избрали осторожный и взвешенный подход, с одной стороны отвергая обвинения о том, что именно они стоят за антирежимным движением", с другой, всячески высказывая свою солидарность с демонстрантами. Так, официальный представитель сирийских "Б-М" З.Салим неоднократно заявлял по этому поводу, что они являются "сторонниками, а не создателями" волнений[8].
В своем политическом курсе, несмотря на радикализацию руководства, "Братья-мусульмане" стараются придерживаться идей Аднана Саадеддина, в 80-х гг. возглавившего "умеренное" крыло партии. Еще тогда в разработанной им в декабре 1980 г. "Декларации и программе исламской революции в Сирии", ставшей уставом "Исламского фронта спасения" во главе с "Б-М", провозглашалось создание либеральной парламентской демократии западного типа на основе плюрализма, но при утверждении шариата основополагающим законом государства[9]. Так, М.Тейфур неоднократно заявлял, что их партия должна стать лишь частью политической системы Сирии. Аналогичный тезис был вновь недавно подтвержден и ее экс-лидером А.Баянуни[10].
Такой подход во многом можно объяснить пониманием тонкой конъюнктуры сложившегося момента в стране. Очевидно, что полнейшая узурпация власти и создание исламистского государства в условиях многоконфессионалного сирийского общества, особенно в свете нерешенных социально-экономических проблем, которые вряд ли сиюминутно улетучатся и при падении режима, могут сделать их пребывания у власти крайне нестабильным и даже недолгим. Изменяется и риторика в адрес алавитов. Если по упоминавшейся уже Декларации борьба с алавитами провозглашалась "до победного конца", сейчас последователи этого религиозного учения позиционируются как неотъемлемая части сирийского общества[11], а действующий режим – скорее как режим клановый, чем алавитский. При этом гарантией закрепления у власти в качестве ведущей политической силы для "Б-М" выступает широкая поддержка среди преобладающего суннитского населения.
В подобных условиях "Братья-мусульмане" активно используют примененную еще А.Баянуни практику объединения с секулярной оппозицией. С самого начала "Братья-мусульмане" принимали участие в съездах оппозиционных сил за рубежом, крупнейшими из которых стали встреча в Дохе 11 сентября 2011 г., в Стамбуле 20-23 августа 2011г., и, наконец, самая результативная – в Стамбуле, 2 октября 2011, по итогам которой был образована единая структура оппозиции за рубежом – Сирийский национальный совет.
Разросшаяся международная сеть "Братьев-мусульман", щедро спонсируемая рядом зарубежных стран, обеспечивает мощную базу и для сирийского отделения. Но и тут в настоящее время просматриваются некоторые изменения. К традиционным центрам сирийских "Б-М" ‑ Саудовской Аравии, Катару, мощной базе их сподвижников в Лондоне и на Кипре, где находятся штаб-квартиры сирийских "Б-М", прибавилась Турция, которая в настоящее время стремится занять роль главного их идеологического и финансового спонсора, что вызывает немалую озабоченность у Эр-Рияда[12]. И это проявляется не только в радушном приеме, оказываемом в Анкаре "Братьям-мусульманам", но и в попытках турецкого посредничества в деле интеграции "Б-М" в политическую систему Сирии. Активное хождение в прессе получила информация о том, что в июне с.г. премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган предложил сирийскому президенту Б.Асаду в обмен на предоставление "Братьям-мусульманам" 3/4 мест в правительстве использовать все свои возможности для прекращения сирийских протестов и снижения давления на режим. Аналогичный посыл, по информации некоторых источников, был сделан Б.Асаду и в ходе визита турецкого мининдел А.Давутоглу в Дамаск в августе 2011года. [13]
Столь активное турецкое опекунство над партией наталкивает на мысль, что через рост влияния "Б-М" в регионе Анкара стремится реализовать свои "неоосманские" амбиции.
Особо следует упомянуть о возрастающем влиянии египетских "братьев" на своих сирийских соратников, что в условиях обретения первыми существенного политического веса становится как никогда ощутимым. В мае 2011 г. Ф.Тейфур провел консультации с их лидером М.Бади относительно возможности более активной помощи сирийским "братьям" . При этом обсуждалась возможность трансформации египетской официальной линии по отношению к происходящему в Сирии. Примечательно, что вскоре после этих переговоров М.Бади во главе представительной делегации партии посетил Северный Ливана, традиционно считающийся одним из региональных центров противников действующего сирийского режима.
На фоне противостояния между правящим режимом и протестующими именно "Братья-мусульмане" могут стать той объединяющей силой, которая способна возглавить протестное движение и выступить главным оппонентом режима. Представители "братьев" неоднократно заявляли, что не отрицают возможности диалога с властями в случае прекращения насилия и выдвижения реальной повестки дня для выхода из кризиса, безусловно, предполагающей помимо прочих уступок и легализацию их деятельности . Тем не менее, очевидно, что если "Б-М" и готовы вести диалог с властями, сами власти вряд ли способны на это решиться. На фоне активно исламизирующегося сирийского общества популярность "братьев" стала намного сильнее, чем в 80-е годы прошлого века. Это наглядно показали выборы 2007 г. в парламент страны и местные органы власти, когда только значительные усилия сирийских спецслужб и активное использование властями административного ресурса не позволили допустить выдвижения в качестве независимых кандидатов по египетскому примеру представителей "Братьев-мусульман". Очевидно, что легализация их в таких условиях может сослужить "медвежью услугу" режиму, который уже будет неспособен остановить запущенный им же процесс.
----------------------------------------
[1]http://aljazeera.net/NR/exeres/F57C00CE-8ECF-4859-8F3A-8C54FAF76A5B.htm
[2] Сarre", Olivier and Gerard Michaud. Les Freres musulmans: Egypte et Syrie (1928-1982). Paris: Gallimard, 1983 – C. 125
[3]Van Dam, Nicolas. The struggle for power in Syria. Politics and society under Asad and the Ba’ath party.-I.B.Tauris, 2011-C. 105-106
[4] Там же. С. 111-113
[5] http://www.joshualandis.com/blog/?p=7037
[6] Там же
[7] http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/11/08/AR2005110802070.html
[8]http://www.jihadwatch.org/2011/11/shocker-syrian-revolution-accompanied-by-signs-of-increasing-islamization-of-society.html
[9] Nicolas Van Dam. The struggle for power in Syria. Politics and society under Asad and the Ba’ath party.-I.B.Tauris, 2011-C. 107
[10] The Daily Star Lebanon, 4.10.2011
[11] http://www.accessmylibrary.com/article-1G1-135308868/syrian-muslim-brotherhood-discusses.html
[12] http://www.joshualandis.com/blog/?p=11931-Turkey
[13]The Daily star Lebanon, 30.10.2011
18 янв. 2012 А.И.Королевская
|