С.Чериков: "Китай зашевелится, эпоха дрогнет". Что миру готовит родина Огненного Дракона? 00:20 20.01.2012
"Китай зашевелится, эпоха дрогнет" гласит известная кыргызская пословица. Как бы в подтверждение сего крылатого выражения, начиная с древнейших времен, каждое эпохальное событие, берущее свое начало с китайской земли, приводило к изменениям во всем мире.
Немного истории
Китайское присутствие во всех важных исторических событиях чувствовалось во все времена. К примеру, гунны, совершившие во главе Атиллы опустошительные походы до самого сердца Европы, имели китайское самоназвание "хунну", что подвигло ряд ученых-исследователей предположить о Поднебесном их происхождении. Чингисхан при себе держал советников-китайцев, а его войска использовали достижения китайской военной техники, успешно примененные при штурме крепостей. Согласно описываемым в эпосе "Манас" событиям и фактам, один из надежных соратников кыргызского предводителя Алмамбет имел китайское происхождение и часто выручал Манаса Великодушного в критических ситуациях.
Китай цивилизованной Европе стал известен примерно в 1 веке до нашей эры. Хотя пограничные с ним царства и страны в это время с Поднебесной завязывали военные и иные союзы. Первые сведения о китайцах на Запад поступали через арабов, завоевательные походы которых дошли до юго-восточных окраин китайской империи. В эпоху арабских завоеваний западный мир впервые узнал о точных науках, щелке, бумаге и текстиле, еще тогда культивируемых в древнем Китае, а вместе с полчищами гуннов и Чингисхана Европа увидела и новинки китайской военной техники, таких, к примеру, как камнеметательные машины, способные разрушать крепостные сооружения. Известные в истории, так называемые, "боксерские восстания" по сути, были отчаянной акцией протеста воспитанников Шаолиня против аморального гнета собственных богачей, а также стихийным вступлением против иноземного порабощения. Тем же мотивировались более поздние "опиумные войны", когда Китай начал охватывать иностранный наркобизнес. Затем, начиная с 18 века, все восточное побережье Поднебесной превратилось в колонию западных держав и США, остатки которой сохранились до наших дней.
Исторические данные говорят, что в то время, когда прославленные арабские мореходы даже в океанах плавали на плоскодонных суденышках, у китайцев были более тяжелые и крупные корабли, на которых те достигли берегов Восточной Африки и Мадагаскара. Что говорит о развитом кораблестроении в древнем Китае. Более точные и письменно документированные сведения о Китае и завоевавших его монгольских правителях в Европу попали после путешествия знаменитых венецианских братьев Поло, старший из которых Марко по специальному заданию римского папы дошел до ставок как китайских императоров, так и монгольских ханов Бату, Мунке и Хубилая. Последние даже снабжали папских миссионеров-разведчиков охраной на их пути по Поднебесной.
Россия открыла для себя Китай в середине 19 века благодаря настойчивым усилиям адмирала Ефима Путятина, проявившим к тому же прекрасные дипломатические способности. По историческим данным, им в начале были сделаны неудачные попытки попасть в закрытую для остального мира Поднебесную, но русский мореплаватель сумел-таки, затесавшись в состав других европейских миссий, дойти до ставки китайского императора. В результате, как гласят документы, "12 июля 1858 года в Тяньцзине Путятин первым из представителей европейских держав заключил торговый договор с Китаем, по которому, кроме определения границ, свободный доступ во внутренние регионы Китая получали русские миссионеры". В дальнейшем, Российская империя получила доступ на Ляодунский полуостров, обосновала там крепость и военно-морскую базу Порт-Артур, к которому был проложена Китайско-Восточная железная дорога. Затем была неудачная русско-японская война, лишившая Россию присутствия в Поднебесной. После разгрома японской Квантунской армии в Манчжурии во второй мировой войне Порт-Артур был возвращен, но был отдан дружественному союзнику в той войне - КНР - на основе мирного договора.
Как обломали зубы доктрине "хуацяо"
Сегодня китайская модель тихой экспансии стала предметом пристального изучения и анализа во всем мире. Объяснение тут простое: в мире с тревогой наблюдают за тем, какими семимильными шагами развивается некогда отсталая колония и сырьевой придаток европейских держав и США. Похоже, что сегодня родина Конфуция, наконец, решила полностью реализовать веками скрытый в себе огромнейший потенциал, главными составляющими которого является древнейшая наука, природный ум, огромное трудолюбие ханьцев. Но, по единодушному мнению, системообразующим во сей этой цепи конечно же считается человеческий ресурс. Со времен правления "великого кормчего" Мао Цзедуна КНР постоянно стремится разрешить территориальные и демографические проблемы за счет соседей и других стран. Для чего была выбрана хитроумная стратегическая задумка: с помощью скрытной миграции собственного населения в другие страны и континенты постепенно завоевать себе жизненное пространство. Стратегия эта называется "хуацяо". Однако, начиная с 80-годов, "хуацяо" впервые дала сбой. "Виновником" китайского облома стал маленький Вьетнам. Старшему поколению известна маленькая и позорная для Китая "войнушка", затеянная в начале восьмидесятых против родины несгибаемого Хо Ши Мина. Как тогда по горячим следам описывал те события в своей книге "Тридцатидневная война" известный советский журналист ВалерианСкворцов, вьетнамцы, закаленные в предыдущей войне с США и заставившие янки сматывать удочки и бежать, не дали доблестной Народно-освободительной армии Китая переступить даже пограничную черту с севера Вьетнама. Хотя китайцы перед началом хвастливо заявили, что они через несколько часов будут в Ханое. "Пулеметы и автоматы вьетнамцев раскалились докрасна от очередей по бездумно и глупо напирающим китайским цепям, которые тут же полегали от губительного вьетнамского огня. Перед окопами бойцов Вьетнамской народной армии вырастали горы трупов китайских солдат, которых не успевали убирать. Китайские ВВС ни разу не вылетали со своих аэродромов, зная, что ей не потягаться с побеждавшими американскую авиацию на советских "МИГах" вьетнамскими летчиками", написал советский журналист в своей книге.
Причиной провальной китайской агрессии во Вьетнам стала ползучая агрессия в стиле "хуацяо". В те годы выходцы из КНР беззастенчиво "осваивали" вьетнамский рынок и местные базары, а также отбирали большинство рабочих мест в других сферах экономики Демократической Республики Вьетнам (так в то время назывался нынешний Вьетнам). Это породило закономерное возмущение местного населения, по требованию которого власти ДРВ начали депортацию китайцев. В ответ на депортацию КНР и затеяло ту печально завершившуюся для себя "войнушку". Тактика "тихой экспансии" бесперебойно срабатывала по всей Юго-Восточной Азии. Против посмели выступить лишь Вьетнам и Индонезия. Результатом стала спонсированная Китаем и Западом "спецоперация", итогом которой стала оккупация северной части Калимантана, главного острова индонезийского архипелага, а также рождение крошечного "гаремного" султаната Бруней. То же самое китайское руководство попыталось сделать в отношении ДРВ, но получило по зубам. Надо отметить и тот фактор, что желание напомнить китайским коммунистам их предательскую позицию во время американской агрессии у товарища Хо Ши Мина назревало давно. Известно, как отправляемая через китайскую территорию в помощь воюющему против американской армии вьетнамскому народу советская военная техника и другая помощь подолгу задерживалась, а то и вообще не доходила. Были случаи, когда направленные по железной дороге в разобранном виде истребители "МИГ" и другие новейшие виды советской боевой техники китайцы забирали к себе. Посему советскому правительству приходилось доставлять помощь Вьетнаму дорогостоящим и опасным морским путем сквозь опять-таки китайские препоны и кордоны, стоявшего у вьетнамских берегов 7-флота США.
Дракон повернул голову к нам
Доктрина "хуацяо" сегодня обращена, судя по всему, в другую сторону материка – в Центральную Азию. По сути, идет скрытная "китаизация" региона проверенным путем торгово-экономической экспансии и трудовой миграции. В Кыргызстане с первых лет независимости безуспешно пытаются этому противостоять. Сначала ханьцы, пользуясь беспомощностью, аморфностью и безволием кыргызского руководства, разрешили с пользой для себя давние территориальные споры, которые при Союзе затрагивать боялись. В результате к Китаю отошла значительная часть так называемых "спорных" пограничных территорий, в частности стратегически очень важный участок реки Узенги-Кууш с двумя притоками, часть долины Койкап и одна сторона пика Хан-Тенгри. После таких выравниваний кыргызских "выступов" со стороны китайской территории, наша граница с КНР выглядит почти как линейка до Аксайской долины и начала хребта Майдан-Тоо. Можно сказать, Бог спас Кыргызстан от китайского выравнивания Ак-Сайского выступа наподобие Узенги-Куушу. Скорее всего, тогдашний китайский лидер Цзян Цземинь сжалился над кыргызским президентом и великодушно соизволил оставить сей бугорок нам. Не все ясно и с ныне официально публикуемыми картами линий кыргызско-китайской границы. Как автору этих строк по большому секрету поведал один из активных участников тех труднейших пограничных переговоров с "великим соседом", кроме официальной, существует и неофициальная, то есть, отличающаяся от первой, настоящая карта, о которой знает лишь ограниченный круг людей с обеих сторон.
С первых лет нашего суверенитета со стороны Поднебесной в отношении Кыргызстана ведется привычная работа – легальная и нелегальная миграция ханьцев. Крупнейшие базары Бишкека и Оша полны выходцами из КНР, китайцы же ведут зачастую нелегальную разведку и добычу полезных ископаемых кыргызских недр. Совсем недавно возник большой скандал по поводу тайной разведки и намерения китайцев разработать огромные запасы железа в районе хребта Жетим-Тоо на границе Иссык-Кульской и Нарынской областей. Старателей из Поднебесной тогда выгнал кыргызский "комиссар Каттани", губернатор Нарынской области Омурбек Суваналиев. Однако, настырные ханьцы нашли-таки путь к сердцам других наших чиновников, и с их молчаливого одобрения попытались повторить попытку уже после апрельской революции. Один из больших, ответственных за кыргызские недра чинов бывшего коалиционного правительства сделал попытку представить китайских железодобытчиков чуть ли не благодетелями, даже успел им выдать официальную лицензию на разработку Жетим-Тоо под предлогом того, что в обмен Китай построит нам железную дорогу. Афера века не удалась благодаря большому общественному резонансу, поднятому кыргызстанскими СМИ. Тем не менее, временами нет-нет, да появляются новые сообщения о попытках выходцев из Китая под разными предлогами - ведение бизнеса, фермерство - закрепиться по эту сторону кыргызско-китайской границы. Благо, у нас целые приграничные районы наполовину пустуют и нормально не обжиты.
Почти двухмиллиардный Китай сегодня остро испытывает перенаселенность собственной территории и ищет пути как-то контролировать внутреннюю демографическую ситуацию с одной стороны, и точки приложения усилий вовне – с другой. В связи с чем вспоминается, какой общественный резонанс вызвала появившаяся несколько лет назад книга пяти китайской авторов "Китай сердится". В которой вопрос был поставлен ребром: доколе активно развивающейся Поднебесной жить с оглядкой на США, Европу и Россию? "Китай сегодня может диктовать свои условия, а не заискивать перед Америкой!" - уверяют авторы. По их мнению, США, как и остальной западный мир, несправедливо закрывают дверь КНР на их пути к лидерству. То сочинят историю с молоком, отравленным меламином. То американские СМИ, с той же целью опорочить китайского производителя, раструбят о "ядовитых игрушках, представляющих опасность для детей всего мира", пишется в книге. Позволим себе усомниться в искренности ее авторов. К примеру, в Кыргызстане еще не забыли разыгравшийся совсем недавно нешуточный меламиновый скандал, в котором оказались замешаны весьма солидные правительственные чины по обе стороны границы. Коррупция, она оказывается, и в Китае коррупция. Разница лишь в том, что в Поднебесной за это предусмотрены жесткие наказания вплоть до смертной казни, а в Кыргызстане ... лишь "строгач" или максимум - почетные проводы из кресла в кресло. Так, в том меламиновом скандале с кыргызской стороны, как сообщали СМИ со ссылкой на официальные заключения специально созданной парламентской комиссии, оказался замешанным первый вице-премьер-министр, курировавший аграрный сектор. Как тогда установила местная комиссия, а также единогласно подтвердили экспертизы из России и Германии, в китайской гуманитарной муке меламин присутствовал. Нужно отдать должное тогдашнему министру сельского хозяйства Арстанбеку Ногоеву, до конца отстаивавшему эти выводы и как лев, сражавшемуся с белодомовской мафией. Прижатый к стенке неопровержимыми фактами присутствия меламина, тот вице-премьер сделал последнее судорожное усилие, призвав на помощь ангажированную прессу. Как в те дни честно признался автору сей статьи мобилизованный "Белым домом" на этот "смертный бой" коллега, он был вынужден по воле обстоятельств защищать мафиозную версию с китайским меламином. В конечном итоге виновник скандала с китайской стороны был расстрелян на родине, а кыргызский чиновник …благополучно пересел в губернаторское кресло.
"Железно-Шелковый" путь
С недавних пор вопрос строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан обрастает новыми подробностями и версиями относительно его направленности в плане геополитических устремлений Поднебесной. Как сообщил информагентствам перед наступлением Года Огненного Дракона министр транспорта и коммуникаций КР Эркин Исаков, главным препятствием в процессе переговоров с китайской стороной становится ширина колеи будущей дороги. Мнения экспертов и наблюдателей по этому поводу разнятся сильно по мере развития мировых экономических тенденций и событий в горячих точках планеты. Стремительно развивающийся Китай остро нуждается в нефти и других источниках энергетики. А главным и выгодным поставщиком сероводородов для Поднебесной, по единодушному мнению международных экспертов, является Иран. Так же эксперты сошлись во мнении о том, что остальные крупные державы, как США, Россия и в особенности Индия, а также ЕС и Турция отнюдь не горят желанием в ущерб себе допустить Китай к крупным источникам нефти и газа. В этой ситуации китайцы ведут усиленный поиск и разработку альтернативных путей выхода к этим источникам. Точнее, опять-таки к Ирану. Только с другой, центральноазиатской стороны и железнодорожным путем. С этих позиций вполне правдоподобным выглядят прогнозы о том, что строя железную дорогу через страны ЦА, Поднебесная нацеливается к новым энергетическим источникам, в частности, к малоосвоенным богатым месторождениям нефти и газа в Узбекистане, Туркмении, а через эти страны – вновь к Ирану. Причина нацеленности КНР к Центральной Азии еще и в том, что другие крупные международные транспортные коммуникации для нее уязвимы. К примеру, если Ормузский пролив под предлогом наказания иранцев США уже закрыл, то же самое может сделать Индия в Малаккском проливе. Китайские ВМС эксперты и за флот не считают, и те пока бессильны и неопытны, чтобы противостоять другим морским державам. А как хочется ханьцам в ближайшем будущем иметь мощные военно-морские силы и наравне тягаться с флотами США, России, Великобритании и той же Индии! Но, для этого нужно много металла, передовых технологий и нефти. Собственных крупных месторождений сероводородов, кроме Таримской впадины у Китая нет. Вот и зарится он на наш, целинный в этом отношении регион. Новый Железно-Шелковый китайский путь тому подспорье. Специалисты, кроме чисто экономических планов Поднебесной, предполагают также возможность использования планируемой китайской железной дороги через ЦА в военных целях, для переброски в нужное место живой силы и техники. Во многом именно в этом, по мнению экспертов, кроется упорное нежелание китайской стороны перейти на "ширококолейку" по территории центральноазиатских стран. Чтобы безостановочно и без перегруза достичь нужной точки.
Однозначно, что таящий в себе огромный потенциал Китай сегодня просыпается и стремится к мировой гегемонии. Конечно, сие широко не рекламируется, а делается чисто по-восточному, исподтишка и хитроумно. Мир может и не заметить, как в один прекрасный день он станет китайским…
|