Д.Тайнан: Узбекистан. Доходы казны растут, а народ испытывает лишения 12:23 26.01.2012
На поле под Бухарой под линией электропередач работает большой зерноуборочный комбайн. Правительство Узбекистана говорит о росте ВВП в минувший год, между тем отдельные районы страны существуют в условиях дефицита электричества и топлива в зимний период. (Фото: Всемирный банк/Анвар Ильясов)
НОВОСТИ / АНАЛИТИКА. Только неделю назад на заседании кабинета министров руководитель Узбекистана Ислам Каримов превозносил достижения узбекской экономической модели, являющейся, по сути, обновленной версией советской командной системы. Но Каримов явно давно не выезжал за пределы столицы. Для многих жителей этой самой густонаселенной центральноазиатской республики главной приметой времени нынешней зимой стали отключения электричества и перебои с поставками газа.
Как сообщают подконтрольные государству СМИ, на состоявшемся 19 января заседании кабинета министров Ислам Каримов привел целый ворох позитивных экономических данных, подкрепленных показателями роста ВВП за 2011 год, составившими, по имеющимся данным, 8,3 процента. Хотя многие международные эксперты подвергают сомнению точность статистических данных, высокие показатели роста представляются достаточно правдоподобными, учитывая тот факт, что Узбекистан является одним из крупных экспортеров природного газа. Однако с населением государство, по всей видимости, своими доходами не делится.
По словам жителей Ташкента и других больших городов, нужда и лишения стали составной частью их каждодневной жизни. Как рассказали EurasiaNet.org жители одного из самых неблагополучных районов страны, а именно Андижанской области, им приходится отстаивать длиннейшие очереди на заправках и долгими часами сидеть без тепла и света в своих домах. В Ташкенте отключения электричества также становятся уже регулярным явлением: даже ряд компаний и контор в центре города тут известили, что вплоть до особого распоряжения утром по средам им придется сидеть без электричества.
"Дефицит наблюдается везде, особенно в регионах", – сказал 24 января один ташкентский предприниматель. Сами власти никак не объяснили причины этих запланированных отключений электричества в утренние часы по средам, добавил он.
Как рассказала EurasiaNet.org 44-летняя домохозяйка из Андижана, пожелавшая остаться неназванной, отключения электричества особенно сильно ударяют по пожилым людям и беднякам. "Мы сидим без электричества по пять-шесть часов в день, а иногда электричества не бывает и по десять часов в день", – говорит она.
"Это очень тяжело для стариков, они всегда спят в одежде и согреваются с помощью пластиковых бутылок с теплой водой, – добавляет женщина. – Недавно наши соседи вызвали карету скорой помощи, и врачам пришлось оказывать помощь пожилому человеку в условиях отсутствия электричества. Они работали при свечах".
Те, кто живет в многоквартирных домах в Андижане, пользуются газом, но поставки газа бывают нерегулярными. Не облегчает ситуации и тот факт, что некоторые андижанцы незаконно врезаются в городские газопроводы, лишая газа своих соседей, рассказывает наша собеседница. "В последние семь-восемь лет люди стали использовать самодельные газовые насосы, которые работают от сети или от батареек типа AA, – поясняет она. – От насоса идет труба к нагревателю, там высокое давление газа и нагреватель прекрасно работает. При этом у соседа газ пропадает вовсе".
Осенью, по словам женщины, власти проинформировали жителей Андижанской области о возможных перебоях с поставками газа и призвали людей продумать альтернативные способы отопления жилищ, включая приобретение печек, работающих на угле и дровах. "Люди, последовавшие этому совету, живут теперь в тепле, а те, кто нет, мерзнут", – добавила она.
Поставки бензина для автотранспорта также осуществляются с перебоями, рассказал 24 января EurasiaNet один из работников автозаправки на оживленном участке в Андижане. На заправке имеются две колонки – на одной продают бензин для машин, на другой – для отопления. "Порой на заправке есть бензин, порой нет. Я действительно не знаю, почему так происходит, – сказал этот человек, также пожелавший остаться неназванным. – Иногда у нас не бывает электричества, и мы не можем заправлять машины, в результате чего образуются длиннющие очереди из желающих приобрести бензин. Все наше оборудование работает на электричестве, и без электричества все на заправке застопоривается".
Как отметила официальный представитель государственной компании "Узтрансгаз", занимающейся поставками газа отечественным потребителям и на экспорт, "все области Узбекистана обеспечены газом на 100 процентов. Возможно, низкое давление имеет место в некоторых удаленных областях, но с этим мы ничего не можем поделать".
Она, однако, признала, что запасов газа не так уж много. "Мы распределяем тот объем, который имеем в наличии, пытаясь использовать наши запасы газа рационально. Мы не можем потратить весь имеющийся у нас газ в эту зиму, потому что в следующем году его может не хватить", – добавила она 25 января.
Эксперты полагают, что дефицит электроэнергии может быть связан с целым рядом факторов. С одной стороны, власти делают упор на экспорт газа в целях получения столь нужной для казны твердой валюты. Кроме того, спрос внутри страны неудовлетворительно обеспечивается из-за существующей инфраструктуры, большая часть которой нуждается в модернизации.
"Власти знают, что экспортировать природный газ выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке. Помимо доходности таких поставок существует проблема неплатежеспособности большей части местного населения, которое просто не в состоянии своевременно заплатить за потребляемый газ", – говорит директор Экспертной рабочей группы – неправительственной некоммерческой сети независимых экспертов Узбекистана – Сухробжон Исмоилов. Вопрос энергопоставок быстро разрастается до проблемы "национального масштаба", добавляет он.
Нынешние перебои и связанные с ними лишения вряд ли будут способствовать нарастанию общественного недовольства, полагает аналитик московского Российского института стратегических исследований Аджар Куртов. "Конечно, отсутствие газа в зимний период определенно вызовет недовольство и возмущение, что существенно. Но окажет ли это воздействие на политической арене, вызвав сдвиги в политической системе или существующем режиме? Нет", – говорит он.
"Если сравнить Узбекистан сегодняшний с теми временами в Таджикистане, когда там постоянно отсутствовало электричество, а население испытывало недовольство – это ничего не изменило на таджикской политической сцене, – добавляет эксперт. – Узбекистан существует в условиях еще более жесткого режима, и экономическая ситуация не приведет к смене руководства".
От редактора: Дейрдре Тайнан является бишкекским журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.
26 января 2012
|