Д.Ювачев: Шарапов был бы недоволен. Власть определила виновных в том, что произошло в Жанаозене 14:26 30.01.2012
Шарапов был бы недоволен Власть определила виновных в том, что произошло в Жанаозене. Конкретные зачинщики и подстрекатели арестованы. Превысившие полномочия полицейские также пойдут под суд. Нефтяные менеджеры, которых еще не уволили, сядут рядом. Допустившие рост социальной напряженности акимы тоже будут наказаны. И даже правительству указано на ошибки. В общем, на вопрос "Кто виноват?" ответы получены. Теперь надо понять, что делать.
Заявление Генерального прокурора по Жанаозену – это не правовой, а политический документ. Нужно было назвать конкретных виновных, определить меру их ответственности, успокоив общественное мнение. Это было сделано устами Асхата Даулбаева.
В общественном мнении худо-бедно сложился некий консенсус о случившемся в Жанаозене. Несколько месяцев длилось противостояние работников "ОзенМунайГаза" и топ-менеджмента компании "Разведка Добыча КазМунайГаз". Никто не хотел уступать. Недовольство тлело, подогреваемое разными общественными и политическими деятелями. Там явно были какие-то зачинщики, подговаривавшие и, в общем-то, подговорившие бастовавших на нарушение правопорядка. Были и неизвестно откуда взявшиеся молодчики, придавшие всему этому форму погрома. Полиция вынуждена была защищаться, однако, что называется, перегнула палку. Наверное, не стрелять было нельзя, но, обратив нападавших в бегство, можно было и прекратить огонь. После, когда был введен комендантский час, полиция и внутренние войска также переусердствовали, в результате чего пострадали мирные граждане.
Для полноты картины надо добавить неразвитую инфраструктуру города Жанаозен, бездействие местной власти, а также никем пока не доказанные, но в общественном сознании ставшие очевидными "факты" воровства нефти и злоупотреблений на месторождении.
Вот из всего этого и вырисовывается круг лиц, которых надо покарать. Конкретные рабочие-зачинщики, хулиганы, руководители нефтяной компании, представители органов местной власти, представители местных правоохранительных органов. Их требовалось наказать в соответствии с представлениями о справедливости, которые сложились в обществе за те полтора месяца, пока длилось следствие. Так что задача перед Генеральным прокурором стояла фактически следующая: найти нарушения закона теми людьми, которые заслуживают наказания. Это и было сделано. Но сроки были весьма сжатыми, так что не всех привлекают за то, за что следовало бы. Но, как говорится, лиха беда начало. И еще говорится: был бы человек, а статья найдется. Правда, обычно эту народную мудрость приводят, сочувствуя тому, кому "нашли" статью. В данном случае все ровно наоборот, и широкая общественность воспринимает такой подход, как справедливый.
Генеральный прокурор назвал шестерых организаторов массовых беспорядков – это Сактаганов, Джарылгасинов, Ирмуханов, Досмагамбетов, Уткилов и Тулетаева, причем все они арестованы. Некоторые фамилии мелькали в СМИ в ходе забастовки, объявленной в мае прошлого года. Значит, все-таки события 16 декабря связаны с событиями 26 мая гораздо теснее, чем хотели бы представить в "КазМунайГазе". Кроме того, выявлены и арестованы 23 активных участника массовых беспорядков и 11 лиц, совершавших погромы и грабежи.
Вина полицейских проявилась в том, что "в отдельных случаях применение оружия и специальных средств со стороны полицейских носило несоразмерный характер, реакция на действия нападающих была неадекватна возникшей угрозе. Вследствие этого, превышая свои полномочия, они противоправно применили оружие, что повлекло гибель и ранения людей". За это к уголовной ответственности привлекаются начальник отдела по борьбе с экстремизмом ДВД Мангистауской области Багдабаев, первый замначальника УВД города Жанаозен Бакыткалиулы, оперуполномоченный ДВД Мангистауской области Жолдыбаев.
Страшное признание вынужден был сделать Генпрокурор: фактически следствием доказано, что в изоляторе временного содержания уже после 16 декабря задержанных избивали. Во всяком случае – Базарбая Кенжебаева, причиной смерти которого явились телесные повреждения, нанесенные ему в ИВС УВД города Жанаозен. По данному факту к уголовной ответственности привлекается начальник ИВС Темиров. Следствие рассчитывает найти и наказать непосредственных истязателей Кенжебаева.
Следующий пункт – ответственность должностных лиц. По сути, город не развивался так, как ему следовало. Вина местных властей налицо. Аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев в наказание лишился должности (то, что это не "отставка по собственному желанию", а именно наказание, подтверждает тот факт, что Крымбек Елеуович не получил никакого назначения при недавно завершившемся переделе портфелей и должностей в правительстве). Но основными виновными в том, что Жанаозен у всех вызывает только одну реакцию – "Здесь жить нельзя!" – решено сделать акимов этого города.
Генпрокуратура посчитала, что спонсорские деньги, выделяемые на социальное развитие города, расхищались акимами города – Бабахановым и Сарбопеевым. Деньги перечислялись нефтяными компаниями в два общественных фонда, а оттуда, дескать, далеко не всегда попадали по назначению. Позиция понятна: за бездействие, неумение управлять и "политическую близорукость" у нас давно уже никого не судят, а вот за коррупцию и злоупотребления – пожалуйста. С другой стороны, очевидно и то, что только одним расхищением спонсорских средств плачевную ситуацию в городе не объяснишь. Как, например, это связано с огромными ценами на продукты питания, которые местные власти вообще не пытались регулировать?
Точно такая же ситуация с нефтяными боссами. Генпрокурор назвал несколько фамилий – руководителей АО "РД КМГ" Мирошникова и Баймухамбетова, директора "ОзенМунайГаза" Ешманова, его зама Маркабаева, а также руководителя ТОО "Бургылау" (судя по названию, буровая компания) Сейтмаганбетова. Всех их обвиняют в хищении средств АО "РД". Ясное дело, что за неумение вести диалог с рабочими или за то, что бастующих уволили и не обеспечили новой работой, судить нельзя. За это, очевидно, были наказаны уволенные в декабре президентом руководители КМГ и фонда "Самрук-Казына". Но общественность требует наказать нерадивых менеджеров. Что ж, будут судить. Но не всех и не за это. Вместе с тем обвинения в какой-то "двойной бухгалтерии", которые упоминает даже премьер-министр в своих интервью, в заявлении Генпрокурора отражения не нашли.
"Картину маслом" дополнил Нурсултан Назарбаев, который не стал наказывать министров и премьера, а пока просто поручил составить комплексный план развития моногородов, тем самым фактически обвинив правительство в том, что оно не видело проблемы, пока не полыхнуло в Жанаозене, да и теперь дальше Жанаозена не видит. Меж тем по стране наберется с десяток таких вот жанаозенов, которые зависят только от одного предприятия и в которых акимы ведут себя примерно так же.
И еще. Правоохранительные органы добрались и до радикальной оппозиции, арестовав ряд представителей незарегистрированной партии "Алга" по обвинению в разжигании социальной розни. Не знаю, что именно они разжигали, но тем не менее их заинтересованное участие в реализации именно радикального сценария развития жанаозенских событий временами очень напоминало именно "поджоги". Не совсем понятно, правда, почему "взяли" редактора газеты "Взгляд" Игоря Винявского. За профессиональную деятельность его судить нельзя, но всплыла какая-то странная история с листовками 2010 года выпуска, которая переводит его из журналистов в разряд политиков. Однако даже в этом случае все должно быть по закону.
Я уже как-то писал, что в нашей стране наказывают за одно, имея в виду другое. Сейчас, похоже, применяется тот же принцип. Во всяком случае, по отношению к акимам и нефтяным боссам. И хотя Шарапов бы этого не одобрил, вряд ли общественность будет протестовать. Ведь главное, чтобы вор сидел в тюрьме, то бишь, виновные наказаны. А эта задача решена.
Данила ЮВАЧЕВ 30 янв. 2012
|