"Фабула": Правительство Кыргызстана попало в зону турбулентности 13:01 31.01.2012
Международный фонд Heritage обнародовал рейтинг экономической свободы стран мира. В нем Кыргызстан по индексу экономической свободы удостоился 60.2 пункта, опустившись на 88 показателей. Оказывается, по сравнению с прошлым годом показатели страны снизились на 0.9 пунктов. В отчете говорится, что в последние годы переживаемые Кыргызстаном политические беспорядки поразили, как "копьем", рост и развитие небольшой экономики, четко определенные в политике цели. Особый упор сделан на недостаток политической воли в проведении глубоких институциональных реформ. В конце прошлого года созданное коалиционное правительство смогло с ответственностью признать, что в стране имеются экономические неудобства, более того, создалась опасная ситуация. Было невозможно не знать и не видеть создавшуюся в стране кризисную ситуацию. Правительству было трудно публично признать правду, но, честно говоря, у него другого выхода не было. В исследованиях, проведенных в отрезке времени, начиная с середины 2010 года до середины 2011 года, установлено следующее: низкие гарантии по сохранению права собственности; опутавшая всю страну коррупция вызвала сомнения и подозрения в четком выполнении законов; все это поставило заслон притоку инвестиций, в результате перечисленного нанесло ущерб развитию бизнеса. Наряду с этим объем внешнего долга Кыргызстана достиг чрезвычайно высокого уровня, что поставило страну в зависимость от помощи зарубежных стран, создало условия для пышного расцвета теневого рынка, увеличению преступности. Фонд Heritage говорит, что разросшаяся коррупция, усложнение межнациональных отношений привели к снижению уровня экономической свободы.
Согласно отчету фонда, в последние годы в экономической политике Кыргызстана преобладало отсутствие последовательности, обусловившее сокращение ВВП (валовой внутренней продукции), и создало предпосылку к увеличению объема дефицита бюджета по отношению к ВВП до 7,5%.
В конце прошлого года созданное коалиционное правительство смогло с ответственностью признать, что в стране имеются экономические неудобства, более того, создалась опасная ситуация. Было невозможно не знать и не видеть создавшуюся в стране кризисную ситуацию. Правительству было трудно публично признать правду, но, честно говоря, у него другого выхода не было. Кабинет министров осознавал, что не может вести деятельность в комфортных экономических и политических условиях. Новый состав правительства собирается пойти на риск. Если говорить излюбленными терминами экс-президента Р.Отунбаевой, то пришедшую к власти исполнительную власть можно было бы назвать правительством турбулентной зоны.
Многие эксперты отмечают, если срочно не избавиться от препятствий, тормозящих экономику, то страна неуверенно стоит перед дефолтом. Исполнительная власть нуждается в проведении борьбы не на одном, а на нескольких фронтах, в необходимости идти на масштабные реформы.
В первую очередь, стала явно видна потребность в начинании институциональных реформ. Это означает оптимизацию структуры правительства и избавление от бурно размножившегося в последнее время неконтролируемого чиновничьего балласта, называемого "офисным планктоном", и тем самым облегчить тяжелое бюджетное бремя от них. Изначально было понятно, что подобные начатые правительством структурно-функциональные перестройки, напрямую бьющие по интересам бюрократии, вызовут у нее тайные и явные противостояния. Чтобы сломить чиновничьи преграды, требовалась железная политическая воля. К сожалению, хотя первые действия правительство начало решительно, но постепенно начало пятиться назад, показывая симптомы вялости.
В качестве примера тому: уже достаточно много времени прошло с тех пор, как было обнародовано решение правительства о расформировании или же слиянии других составов в структуры на основе функциональной перестройки, но старые государственные органы до сих пор продолжают вести работу по-прежнему, а тамошние чиновники сидят на своих местах как ни в чем не бывало, что подтверждает сказанное. Нельзя не заметить, что правительство преимущественно занято назначениями новых руководителей в агентства, фонды, должности среднего звена и побаивается идти на решительные действия.
Второй серьезный вопрос – антикоррупционные мероприятия. Ясно, что борьба с коррупцией входит в обязанности не одного только правительства, а является сильным испытанием для всех властных институтов. Известно также, борьба с хапугами – дело не одного дня. Это дело требует длительного времени, неуклонной политической стабильности. В течение 20 лет независимости каждая новая приходящая власть громыхает обещаниями открыть беспощадную борьбу с коррупцией. Но ничего толком не выходит, начатое дело остается забытым на полдороге. Где стоял караван в самом начале пути, там он и остается. В антикоррупционной борьбе, выражаясь ироничным выражением журналистов, "на удочку попадают только кильки, а киты живы-здоровы резвятся". Больших изменений не произошло, напротив, коррупция цвела и плодоносила и дошла до той грани, когда начала угрожать национальной экономической безопасности. Тем не менее, правда, инициатива объявления войны коррупции принадлежит правительству, точнее, министрам.
К счастью, в последнее время борьба с коррупцией активизировалась, уровень потихоньку повышается, масштабы расширяются, можно заметить, что начали ждать существенных результатов. Начали возбуждать уголовные дела не только на мелких чиновников, но и на вышестоящих, а точнее, таких как бывший заместитель министра МВД Кашкарбек Жунушалиев, первый заместитель председателя Верховного суда Кубанычбек Момбеков, сотрудники налоговой инспекции, судебного департамента. Хоть немного, но это не может не вызывать оптимизма.
Пока мы являемся свидетелями начала реформаторской активности, первого этапа. Впереди предстоит вытащить на свет теневую экономику, реализовать стоящую на месте судебную реформу и реформу местной власти, обязанности по упорядочения этнических отношений. Также известно, без реализации названных реформ невозможно обеспечить развитие экономики.
Вялость правительства видна по тому, что до сих пор бюджет 2012 года не внесен в парламент. Конечно, имеется проект бюджета, разработанный в октябре прошлого года. Естественно, до сего дня остается загадкой, внесены ли уже в этот базовый документ исправления, дополнения на основе программ, принятых новым кабинетом министров. Согласно проекту бюджета на 2012 год, рост ВВП составляет 304,8 млрд. сомов, а инфляция должна быть в пределах 9%. Прогнозируется реальный рост экономики в 8%. Доходная часть государственного бюджета – 82,593 млрд. сомов, расходная часть – 100,61 млрд. сомов. Дефицит бюджета составляет 18,017 млрд. сомов, иначе говоря, 5,9% от ВВП. Итак, дефицит снова остается в большом объеме (в прошлом году он составлял 8,5% к ВВП). Показатели инфляции на 1% меньше роста экономики. Это означает следующее: если в будущем будет рост и развитие экономики, то инфляция беспрерывно будет грызть этот рост и в конце концов проест его. Короче, бюджет 2012 года – это очень тяжелый бюджет, приносящий правительству тяготы, а вместе с тем и проблемный бюджет. Вот почему не вызывает большой уверенности его бодрое исполнение.
Кроме этого, переживаемый глобальной экономикой системный кризис, связанный с трансформацией тектонических процессов, встанет перед Кыргызстаном, как и перед другими странами мира, вынуждая ощутить его тяжесть на своей шкуре, пережить его сложные испытания.
Одна из важнейших обязанностей правительства – устоять под ураганом глобального кризиса, не расплескать народ, не утопить его в болоте нищеты, а сохранить народ в целости и сохранности. Ясно и понятно, правительство может выполнить стоящие перед ним обязательства и успешно реализовать их только при сохранении политической стабильности. Поэтому для страны стабильность нужна как воздух. Сейчас трудно сказать, сможет ли устоять правительство перед испытаниями 2012 года, это покажет будущее.
Источник: газета "Фабула" № 4 от 20.01.2012 Парус, перевод с кыргызского
|