Christian Science Monitor: Американо-иранская напряженность. Чем похожи эти две нации? 13:27 03.02.2012
Американо-иранская напряженность. Чем похожи эти две нации?
("The Christian Science Monitor", США)
Скотт Питерсон (Scott Peterson) 2.02.2012,
Несмотря на эскалацию напряженности, которая сегодня происходит в отношениях между США и Ираном, наличие удивительного сходства между этими нациями позволяет предположить, что однажды две страны могут стать "естественными" партнерами и образовать крайне мощный союз Конечно, такая концепция выглядит весьма провокационной, ведь именно те качества, которые делают эти народы схожими, и привели к тому, что Соединенные Штаты и Иран стали яростными и непримиримыми врагами после Исламской революции 1979 года. Тем не менее, иранцы одними из первых выразили свое сочувствие США после террористических актов 11 сентября 2001 года, а таких стран на Ближнем Востоке было немного. Вот пять характерных особенностей, которые роднят их с американцами:
1. Сознание своей исключительности Притязания Ирана на первенство в мире уходят корнями в глубокую древность, когда Персидская империя была одной из самых мощных держав своего времени, и с ней считались все. Именно это чувство национальной идеи, особой миссии и лежит в основе сознания своей исключительности, характерного для иранцев, которое сегодня подпитывает амбиции Тегерана. То же самое можно сказать и о чувствах американцев, хотя США являются относительно молодым государством, не имеющим такой древней истории.
Именно в этом кроются причины настойчивости, с которой Исламская республика развивает свою ядерную программу, направленную, как заверяет Тегеран, на использование атомной энергии исключительно в мирных целях, а не на создание бомбы. Именно в этом следует искать корни заявлений президента Махмуда Ахмадинежада о том, что Иран является супердержавой, давшей импульс процессу "крушения" западного капитализма.
Риторика, которую президент Франклин Рузвельт использовал во время избирательной кампании 1936 года, звучит для иранца так же искренне, как и для американца.
"Рузвельт сказал, что американцы "встречаются с судьбой", - отмечает Шахрияр Рухани (Shahriar Rouhani), физик из Тегерана, получивший образование в Йельском университете, - однако то же самое можно сказать и об иранцах".
2. Борьба с тиранией Для многих иранцев свержение деспотического прозападного режима шаха в 1979 году означало то же самое, что чувствовали американцы, боровшиеся за идеалы свободы и демократии во время войны за независимость.
Перед тем как в Иране произошла Исламская революция, Вашингтон считал режим шаха своим бесспорным союзником и всячески поддерживал его. США поставляли Ирану оружие в неограниченных количествах, а инструкторы ЦРУ обучали сотрудников САВАК (SAVAK - Министерство государственной безопасности времен правления шаха), применявших на допросах пытки. Иранские революционеры объясняли свою деятельность борьбой с деспотическим режимом, получавшим поддержку извне, в данном случае от США.
"Мы чувствуем, что стремимся к достижению тех же целей, которые преследовали пуритане, первые поселенцы Америки, - утверждал президент страны Мохаммад Хатами в начале1998 года, пытаясь наладить отношения с США, - Именно поэтому сама суть американской цивилизации нам так близка".
Он также отметил, что история Америки "заслуживает уважения". Однако политика Соединенных Штатов в последние десятилетия – поддержка режима шаха, подрывные действия против Исламской республики, вторжение в Ирак и Афганистан – вызывают у иранцев совсем другие чувства. Антиамериканские настроения называют "религиозным долгом" граждан Ирана.
3. Национальная гордость В своей риторике как США, так и Иран клянутся, что стремятся к миру, даже считают его некой "священной коровой", основным фактором мотивации. Вместе с тем, обе нации не боятся войны или применения насилия, если чувствуют угрозу или ощущают, что на карту поставлено само существование их государств.
Дуэль идет между двумя народами, которые ставят национальную гордость и сознание своего исторического предназначения выше всего остального. В глубине души и американцы, и иранцы это понимают. Однако для того чтобы по-настоящему оценить бескомпромиссный, часто даже лицемерный характер своих заявлений в ответ на действия другой стороны, представителям каждой из этих наций необходимо посмотреть на себя в зеркало, как выразился один консервативный иранский чиновник в беседе с журналистом Christian Science Monitor.
Американцы. Иранцы. "И те, и другие видят мир в черно-белых тонах, - пояснил Джавад Ваиди, - в душе американцы верят, что выполняют свой долг перед Богом, осуществляют некую миссию, предначертанную свыше. Это очень опасно. У нас тоже есть люди с таким складом ума. Оба народа считают себя избранными, рожденными для того, чтобы править миром".
"Американцы видят новые рубежи и верят, что им "предначертано" владеть миром. У иранского народа существует такой же менталитет. Люди черпают подобные идеи из Корана. Всевышний не меняет судьбы людей, если они сами этого не хотят", - добавил он.
4. Индивидуализм Между иранским и американским народом есть еще одно сходство, суть которого журналистам нашей газеты разъяснил историк из Тегерана Реза Алави.
"Для американского менталитета, как и для иранского, характерны такие ценности, как стремление к успеху и крайний индивидуализм. Они имеют поистине культурное значение, – утверждает г-н Алави, получивший образование в Гарварде и Оксфорде, - именно поэтому многие иранцы прекрасно приспосабливаются к жизни в Америке. Попадая в Соединенные Штаты, они чувствуют себя как рыба в воде".
И это еще не все. Обе стороны склонны искать "врагов" и обливать их грязью в публичных заявлениях. Только в последние десятилетия США последовательно демонизировали Мануэля Норьегу из Панамы, генерала Мохаммада Фараха Айдида из Сомали, Слободана Милошевича из Югославии, руководителя Аль-Каиды Усаму бен Ладена, полковника Муаммара Каддафи из Ливии и Саддама Хусейна из Ирака, а революционные лидеры Ирана вообще являются постоянными объектами нападок со стороны Вашингтона.
Такая же традиция существует и в Исламской республике. В течение двух веков персы поносили британцев и русских, обвиняя их во всевозможных махинациях и интригах. После революции 1979 года вследствие политики, основанной на принципе "ни Восток, ни Запад", Иран не участвовал в событиях "холодной войны", однако и западные страны, и Советский Союз, и Израиль рассматривались в качестве врагов и всячески демонизировались.
С особой яростью Тегеран нападал на США. Вот что однажды завил один аятолла: "Пусть Америка гневается на нас и умрет от этого гнева".
5. Духовность Вера в Бога очень сильна в Исламской республике, которую аятолла Хомейни в 1979 году провозгласил "государством Аллаха". Эта идея жива в умах и сердцах многих иранцев, ее отголоски можно встретить в мечети, школьном классе и на любом перекрестке.
Такая же вера существует и в Соединенных Штатах. В Декларации независимости провозглашается, что все люди "наделены их Творцом неотчуждаемыми правами", американские граждане дают клятву верности "одной нации под Богом", а на каждой банкноте красуется надпись "In God We Trust" (На Бога уповаем).
"То, что в основе системы, существующей в США, лежат религиозные воззрения, совсем не плохо. … Я предпочитаю общаться с американцами, которые ходят в церковь, - заявил редактор одной иранской консервативной газеты Амир Мохебьян в беседе с журналистом Christian Science Monitor, - Однако в войне между двумя народами, которые считают, что действуют во имя Бога, нет ничего хорошего. Война между верующими нациями грозит большой опасностью".
|