Д.Сатпаев: ЕЭП нужна своя полиция – для интеграции 15:49 03.02.2012
Евразпол – такая наднациональная структура зарождается в рамках ЕЭП. Вопрос создания полиции для Единого экономического пространства, вполне возможно, будет включен в повестку дня ближайшей официальной встречи президентов России, Казахстана и Белоруссии.
Впервые идею о Евразполе озвучил в конце января в ежегодном послании народу казахстанский президент Нурсултан Назарбаев. А председатель комитета по международным делам парламента Маулен Ашимбаев на днях сообщил, что казахстанские парламентарии намерены связаться со своими коллегами по ЕврАзЭС, чтобы обсудить это предложение. По его словам, "когда развиваются экономические, политические отношения, весьма необходимо создание партнерства в борьбе с коррупцией".
Впрочем, не только с ней одной. Свое решение президент Назарбаев обосновывает необходимостью усиления борьбы с транснациональной организованной преступностью, которая способна нанести серьезный урон любым экономическим проектам, в первую очередь, в зоне ЕЭП.
Проблема защиты ЕЭП
Глава Казахстана, последовательный сторонник интеграции на постсоветском пространстве, - автор многих международных инициатив. Но они в большей мере касались новых экономических проектов. На этот раз речь идет о системе безопасности для созданного Россией, Казахстаном и Белоруссией интеграционного объединения.
В частности, Назарбаев выдвинул предложение по аналогии с Интерполом организовать Евразийскую полицию или Евразпол. Судя по тому, что президент Казахстана уже поручил своему правительству выработать и направить партнерам по Единому экономическому пространству соответствующие предложения в области правоохранительной интеграции, проблема защиты ЕЭП от криминальной угрозы стоит весьма остро.
На саммитах стран-участниц Таможенного союза часто говорится о том, что интеграция не ограничится лишь свободной экономической зоной и общими таможенными тарифами. До этого предлагалось введение единой валюты, формирование международного суда в рамках союза. Однако предложение об общей полиции сделано впервые.
Поскольку усилия направлены на противостояние транснациональной преступности, вполне логично появление транснациональных структур полиции. И Интерпол, действительно, является одним из удачных примеров тесного взаимодействия почти 188 государств в сфере борьбы с уголовными преступлениями.
Начать не с нуля
Что касается Содружества, то между многими из его участников и так уже осуществляется довольно тесное партнерское сотрудничество на уровне правоохранительных органов. Как бы ни критиковали СНГ, но именно в рамках этого межгосударственного объединения есть вполне реальная база для возможного создания Евразпола.
Еще в 1993 году Совет глав правительств СНГ утвердил специальную программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств, входящих в Содружество. А в 1997 году, с целью координации деятельности органов безопасности и спецслужб, был создан Совет руководителей органов безопасности стран СНГ. То есть необходимости начинать с нуля нет, просто следует принять те наработки, которые уже сделаны правоохранителями и силовиками независимых государств для противодействия международной организованной преступности. Тем более что многие из них так и не были реализованы на практике.
Не стоит забывать и о том, что в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в последнее время все чаще звучат предложения усилить борьбу не только с террористическими и экстремистскими угрозами, но и с организованной преступностью - ведь очень часто эти два зла идут рука об руку. Не случайно на прошлогоднем неформальном саммите ОДКБ особое внимание было уделено незаконной торговле оружием и наркотиками.
Международный наркобизнес несет серьезную опасность странам Центральной Азии. Но не им одним. Основной транзитный путь наркоперевозок в Европу, как известно, проходит через Казахстан и Россию. По отдельности и Казахстан, и Россия предпринимают немалые усилия в борьбе с наркобизнесом. Но в одиночку справиться с ним еще никому не удавалось.
Как показывает мировая практика, организованная преступность обладает высокой степенью гибкости и адаптивности, пытаясь быстро приспособиться к новым условиям. А в странах-участницах Единого экономического пространства жизнь криминала облегчается высоким уровнем коррупции в структурах государственной власти на всех уровнях, в том числе в правоохранительных органах. Сложности ситуации добавит и то, что в перспективе к "таможенной тройке" присоединятся другие государства, как, например, Кыргызстан или Таджикистан, которые также не могут похвастаться успешной борьбой с криминалом.
Опыт Интерпола пригодится
Все говорит о том, что сама идея создания Евразпола – это обоснованный ответ на вполне очевидные вызовы. Ведь с исчезновением внутренних таможенных границ и в условиях более активного взаимодействия бизнес-структур Казахстана, России и Белоруссии автоматически расширится сфера криминальной деятельности преступных группировок трех стран, что может привести к росту, в первую очередь, экономических преступлений.
В то же время создание любой наднациональной правоохранительной структуры предполагает появление соответствующих управляющих органов, которые должны формироваться с учетом баланса интересов всех создателей Евразпола. Надо организовать дело так, чтобы избежать вмешательства этой структуры во внутренние дела того или иного государства.
Здесь главное не перегнуть палку и не воздвигнуть очередную бюрократическую махину, как это уже не раз было в истории того же СНГ. В данном случае опыт Интерпола, где есть высший орган в лице Генеральной ассамблеи, "рабочая лошадка" в виде Генерального секретариата, а также Исполнительный комитет, который избирается Генеральной ассамблеей с целью контроля над работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, может быть полезным. По крайней мере, с 1946 года это не мешает Интерполу эффективно объединять усилия национальных правоохранительных структур в борьбе с международными уголовными синдикатами. 03/02/2012 Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков (Казахстан) , член Экспертного совета РИА Новости
|