М.Нурмуханбетов: Теория и практика "тихих" революций ХХ века. Часть I. Как народ может сменить власть, не прибегая к насилию. Индия 06:06 06.02.2012
Теория и практика "тихих" революций ХХ века. Часть I
Как народ может сменить власть, не прибегая к насилию. Индия
Главным доводом (а на сегодня чуть ли не последним) у действующей власти против политических перемен является запугивание рядовых казахстанцев словом "революция". При этом обывателю настоятельно рекомендуют ассоциировать смену власти с погромами, массовыми беспорядками, пролитием невинной крови и последующими за ними хаосом, анархией и чуть ли не гражданской войной. Однако убедительных примеров тому, что власть кардинально может измениться без всех этих атрибутов революции, прошлый век явил немало. Довольно показательным образчиком служит Индия, историю избавления которой от колонизаторов неплохо было бы перечитать и нашим властям.
Вперед в прошлое!
Действительно, в год прошлых президентских выборов (2005) произошла первая революция в Киргизии, сопровождавшаяся массовыми погромами и грабежами. Не будем говорить о том, что они были спровоцированы молодыми людьми, чем-то напоминающими по описаниям тех, кто устроил беспорядки в Жанаозене полтора месяца назад (люди в черном), не о том сегодня. И о массовой бедности населения этой страны, которая подтолкнула на грабежи супермаркетов и гастрономов, тоже пока промолчим, тем более что это не оправдание. Тогда по казахстанским каналам стали чуть ли не ежедневно крутить кадры со сгоревшими магазинами, остервенелыми лицами и другими показательными картинками, при этом оставляя без внимания суть происходящего – доведенный до отчаяния народ решил сменить надоевшую власть.
С тех пор гневный вопрос "Вы что, хотите как в Бишкеке?" стал главным аргументом не только у представителей власти, но и у простых обывателей, дорожащих своей ипотекой и 15-летним джипом. Переубеждать мы не станем: опять-таки не в этом смысл материала. Просто напомним, что руководство страны очень любит приводить примеры зарубежного опыта – мол, в Кыргызстане доходы на душу населения на порядок ниже, а в Западной Европе тоже взятки берут. Поэтому мы тоже приведем примеры – примеры того, что можно сменить власть без кровопролития и погромов. Кстати, о многом из того, что мы расскажем, наши руководители знают из школьной программы (ведь они когда-то учились в школе) и комсомольско-партийного воспитания (этим тоже многие грешили).
А начнем лучше с примера Индии, народ которой избавился от колонизаторов. Впрочем, стоит прежде отметить, что, во-первых, война местного населения с англичанами велась десятилетиями, но окончательную точку в этом противостоянии поставила именно мирная акция. А во-вторых, подданные Великобритании поняли, что им в Индии делать больше нечего, и ушли по-доброму.
Теория ненасилия
Итак, перенесемся в самый конец XIX века. Тогда молодой Мохандас Карамчанд Ганди, еще не получивший прозвище-титул "Махатма" ("великая душа"), отучившись на юриста в Лондоне и не найдя себе места на родине, отправился в Южную Африку (тоже колонию Великобритании). Здесь он практически сразу стал выступать за права индийцев и против колонизаторов, причем он впервые в качестве метода борьбы избрал так называемое ненасильственное сопротивление (сатьяграха).
В 1915 году Мохандас Ганди возвратился в Индию, где уже многие годы шла борьба против колонизаторов, основанная на вооруженных столкновениях, партизанской войне и террористических актах. В том же году знаменитый индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Ганди титул "Махатма", а один из лидеров ИНК (Индийского национального конгресса), выдающийся ученый Бал Гангадхар Тилак незадолго до своей смерти объявил его своим преемником. Отметим, что Индия в эти годы во многом напоминала современный Казахстан. С одной лишь только разницей, что у них страной правили иностранные колонизаторы, а у нас – отечественные.
За четыре последующих года Махатма объездил всю страну, проведя серию акций в пяти ее регионах, где наблюдались акты притеснения местного населения со стороны английских плантаторов и промышленников. Все они заканчивались хотя бы относительным успехом, что подняло его авторитет в массах, а также показало фабрикантам, что вносимая Ганди организованность в рабочее движение может избавить их от больших неприятностей.
Индийский Жанаозен
Так, в 1917 году была назначена комиссия во главе с судьей Роулетом, которому поручили разработать меры по пресечению антиправительственной деятельности, а реформы, расширявшие участие индийцев в управлении страной, во многом остались только на бумаге. В марте 1919 года были приняты два закона, предоставившие властям чрезвычайные полномочия: возможность установления контроля над прессой, право осуждать политических преступников одним судьей (без присяжных), право задерживать людей по одному только подозрению в преступных замыслах.
Принятие этих законов вызвало взрыв массового возмущения, по всей стране начались демонстрации, закрытия лавок, прекращение деловой активности. Это заставило ИНК пойти на резкое обострение отношений с колониальным режимом и принятие гандистских методов борьбы.
Весной 1919 года Национальный конгресс объявил о проведении всеиндийского "хартала" (закрытия лавок и прекращения деловой активности), в котором участвовало более 30 городов, особенно сильные волнения произошли в Ахмадабаде и Лахоре. В Амритсаре были убиты четверо англичан, избита миссионерка, сожжено несколько банков и правительственных учреждений. В ответ в Пенджабе было введено военное положение. Комендантом Амритсара был назначен генерал Дайер, объявивший о введении комендантского часа и о запрете всех митингов и демонстраций.
13 апреля в Пенджабе отмечается день рождения основателя сикхизма гуру Нанака. Вопреки запрету на площади Джаллианвалабагх состоялся многолюдный мирный митинг (15 – 20 тысяч человек). Узнав об этом, генерал Дайер решил преподать индийцам жестокий урок. Вместе с солдатами и двумя броневиками (впоследствии застрявшими в узких улочках города) он отправился на площадь. Половина солдат были расставлены на постах по дороге, а оставшиеся 50 человек выстроились в шеренгу и открыли огонь без предупреждения, стреляя, пока не кончились патроны. Впоследствии выяснилось, что были убиты 379 человек и 1208 ранены.
О кровавой бойне страна узнала только через четыре месяца (сработала строжайшая цензура, закрытость города и массовые аресты). Однако слухи об "амритсарской бойне" дошли до общественности, что вызвало ряд отставок, отказов высокопоставленных индийцев от званий и регалий, а также резкой радикализации лидеров ИНК.
От теории к практике
В декабре 1919 года в Амритсаре собрался съезд ИНК. С учетом кровавых событий весной в этом городе заседание приобрело символическое значение. Поэтому в первую очередь было принято несколько резолюций, осуждавших лиц, виновных в трагедии. Но еще до съезда Махатма Ганди выступил с программой полного бойкота англичан и их власти, заключающегося в следующих действиях:
1) отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан;
2) бойкот выборов в законодательные собрания;
3) бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений;
4) отказ от одежды европейского образца;
5) поощрение ручного ткачества и ручного прядения;
7) отказ от уплаты налогов.
Предполагалось, что неуплата налога должна вызвать полную капитуляцию правительства (хотя на самом деле более 50% доходов казны составляли не прямые, а косвенные налоги). Официально еще не приняв эту программу, Конгресс начал претворять ее в жизнь. Параллельно ИНК в своих действиях объединился с Движением в поддержку халифата, что привело к практическому слиянию гандистского движения ненасильственного сопротивления и мусульманского халифатистского движения.
Начало акции несотрудничества было назначено на 1 августа 1920 года, когда должен был состояться всеобщий "хартал". В этот день (индийцы увидели в этом знамение) умер Тилак, по всей стране состоялись грандиозные демонстрации. Англичане силу применять не стали – побоялись. В сентябре Конгресс собрался на чрезвычайную сессию в Калькутте, где программа Ганди была одобрена и стала выполняться. Сам М. Ганди выдвинул лозунг "Независимость в течение года!".
В том же году программа несотрудничества была разработана более детально и принят новый устав, превращавший ИНК в общенациональную политическую партию. Территориально партия строилась не по британским провинциям (которые, по всеобщему признанию, были совершенно искусственными), а по "конгрессистским провинциям", примерно соответствовавшим расселению основных народов Индии.
Об этом движении снимали фильмы, писали книги и делали аналитические доклады. Индийцы просто перестали жить по колониальным законам, при этом не боясь быть арестованными. Английские ткани (и другие товары) торжественно сжигались на площадях городов; магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались и бойкотировались; чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды волонтеров пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, при этом наталкиваясь на силовые методы. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.
Заметным эпизодом явился визит в Индию будущего короля Эдуарда VIII, высадившегося в Бомбее 17 ноября 1921 года. Он был встречен бурными демонстрациями протеста, которые в течение последующих четырех дней прошли по всей стране, в них приняли участие все видные деятели Конгресса и Халифатистского комитета. В ходе этих демонстраций было арестовано свыше 2 тысяч человек, в том числе Джавахарлал Неру, Шаукат Али, Лала Ладжпат Рай и многие другие.
Завершение
В конце 1921 года Махатма Ганди писал о том, что народ оказался не готовым к гражданскому неповиновению и кампанию надо прекратить, но Конгресс тогда не согласился с ним, посчитав, что победа близка. В конце года было решено предоставить Ганди чрезвычайные полномочия по руководству движением, и уже через месяц он направил вице-королю Ридингу ультиматум, требуя освободить политических заключенных и отменить контроль над прессой, в противном случае он угрожал начать кампанию неплатежа налогов. Действительно, всем казалось, что победа близка…
Однако 4 февраля 1922 года в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга были обстреляны полицией. В ответ возмущенная толпа заперла полицейских (всего 21 человек вместе с офицером) в здании и сожгла их. Ганди заявил, что массы не созрели для ненасильственных действий, и решил прекратить кампанию, и уже через неделю настоял на принятии решения о прекращении борьбы в этом направлении.
Англичане, воспользовавшись моментом, арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям. Из тюрьмы Ганди продолжал настаивать на тактике бойкота, а выйдя на свободу в 1924 году, отменил программу несотрудничества.
Однако эта тактика действий оставалась основной в последующие годы, когда в мире стали происходить значительные перемены. В любом случае практически все историки и политологи сходятся во мнении, что именно тактика неповиновения привела к тому, что в 1947 году Индия обрела независимость.
Мирас Нурмуханбетов
|