М.Аталык: Ой-бай, Туякбай... Прокурор против прокурорства (записки отошедшего) 00:05 08.02.2012
Прокурор против прокурорства (записки отошедшего) "Ой-бай, Туякбай - кого хочешь, выбирай"
В последнее время на "Контуре" появилось много материалов по поводу одного человека, который, по сути, не заслуживает такого внимания. Впрочем, оно и понятно - когда личность (или просто лицо) постоянно что-то недоговаривает или отвечает готовыми лозунгами, у многих появляется желание разузнать о нем побольше. Поэтому и появляются разные материалы, в том числе и не очень правдивые - ведь опровергнуть-то их герой не может даже в силу своего юридического образования. Короче - предисловий может быть много, но сегодня хотелось бы поговорить о Жармахане Туякбае.
"Техасский" рейнджер Ну, как заведено, начнем с биографии. Жармахан Туякбаев (именно так, "по-старому" его предпочитают называть бывшие коллеги по правоохранительным органам) родился 22 ноября 1947 года в селе Новостройка (сегодня Кызыл кия) Ленинского района Чимкентской области. Хотя об этом периоде жизни мало что известно – только короткие рассказы самого Жаке в кругу близких, но это были обычные для того времени и данного региона анкетные данные: отец - герой-фронтовик, рос в многодетной семье, хорошо учился, стремился к справедливости. По всей видимости, именно последний фактор определил его дальнейшую судьбу – в качестве профессии он выбрал право, поступив и успешно окончив знаменитый юрфак КазГУ имени Кирова. С красным дипломом он возвращается на юга, где сразу становится помощником прокурора известного на весь Союз (в первую очередь из-за транспортного узла) городка Арысь. К тридцати годам он делает неплохую по советским меркам карьеру и становится начальником следственного отдела прокуратуры Чимкентской области. Здесь следует отметить, что в те времена главный надзорный орган за соблюдением законности именно таковым и являлся, и пробиться на руководящие посты по принципам землячества, родства или (того хуже) при помощи коррупционных действий было попросту невозможно. Тем более, надо учитывать и национальный фактор (здесь, надеюсь, пояснять ничего не нужно). Тем не менее, с 1978 году Туякбаева используют (за те же принципиальность и честность) по партийной линии. Сначала короткое время он работает в качестве инструктора в Чимкентском областном комитете партии, вскоре становится помощником первого секретаря обкома, а потом возглавляет отдел административных органов. По сути, он был неким "смотрящим" по партийной линии за тем, что твориться в Чимкентской области, которая уже тогда славится на всю республику копеечными шашлыками, "трехрублевыми" гаишниками и прочими атрибутами, которые стали неотъемлемой частью образа под названием "техас". В 1982 году, когда в стране (СССР) зрели перемены, тов. Туякбаев перебирается в Алма-Ату – он неожиданно для всех получает пост заместителя прокурора Казахской ССР, становясь одним из немногих казахов в республиканской прокуратуре. Он курировал кадровые вопросы. Это весьма доходная по нынешним временам должность, в те времена ничего, кроме большой ответственности и постоянного присмотра из Москвы ничего не сулила.
Прокуроры, прокуроры… В этой должности он и встретил декабрь 86-го. Правда, нынешний Туякбай не очень любит вспоминать это время (впрочем, как и все то, что было до осени 2004 года). Тем более, разные источники говорят о Жармахане Айтбаевиче и декабрьских событиях часто противоположные вещи. Одни утверждают, что он лично приказывал закрывать глаза на несоблюдение законности в отношении к казахской молодежи, другие приводят факты, когда, наоборот, он пытался наказать отдельных ретивых сотрудников прокуратуры и милиции, искавших антисоветщину там, где ее не было. Позже утверждалось, что Жармахан Туякбай принес официальные и личные извинения одному из декабристов, который, кстати, стал одним из его доверенных лиц в президентской кампании, а на последних выборах даже вошел в партийный список ОСДП. Но так и не понятно было, почему зам по кадрам принимал участие в качеств государственного обвинителя? Как бы тог ни было, Ж. Туякбаев вскоре после желтоксана был опущен вниз по лестнице и отправлен в казахскую тьму-таракань – прокурором Мангышлакской области. Однако здесь он пробыл недолго (не понятно по каким причинам), и переведен в соседний Гурьев – сначала заместителем, а потом прокурором нефте-икровой области В этом качестве он и был впервые избран в качестве депутата Верховного Совета Каз. ССР, где сразу вошел в Комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка (стал заместителем председателя).
Странный южанин В декабре 1990 года Жармахан Айтбаевич становится тем, в качестве которого его чаще всего приводят как "бывший" – Генеральным прокурором (сначала Каз. ССР, а потом Республики Казахстан). Генеральствовал он вплоть до начала того, что нынешние демократы называют "свертыванием политических реформ". Имеется в виду пару разгонов парламентов и референдум по новой Конституции и продлению полномочий действующего тогда (и сегодня) президента. Осенью 1995 года в стане появляется орган, которого тогда боялись так же, как сегодня финполицию – Государственный следственный комитет (ГСК), который стал обладать чрезвычайными полномочьями (ему даже отдельную серию госномеров выдали – "AS"). Его председателем и стал Жармахан Айтбаевич. Вокруг ГСК тоже стало ходить много легенд, многие из которых были сильно гиперболизированы. И то, что творилось в недрах этого органа носили противоречивый характер (точно в духе своего начальника). Это было превращение следователей в бизнесменов и распутывание сложных схем отмывания денег, использование служебного положения и открытие дел на высокопоставленных чиновников, отчеты прямо не стол президента об успехах борьбы с наркобизнесом и коррупцией и жалобы главе государства на слишком честных ментов. Кстати, доведения до суда одного из джамбульских "агашек" и стало причиной того, что с Жаке перестали общаться авторитеты из калана южан. Как бы то ни было, за пару лет существования ГСК наломал столько дров, что сам на них и сгорел – в ноябре 1997 года Назарбаев упразднил этот орган, заставив облегченно вздохнуть предпринимателей-нуворишей и высокопоставленных чиновников. Однако первые вскоре вновь напрягутся (и раскошелятся) – на арене появится Рахат Алиев, а вторые до сих пор пребывают в спокойствии. Впрочем, это другая история. Таякбаев (кажется уже сменивший фамилию на "Туякбай") возвращается в Генпрокуратуру в качестве главного военного прокурора. Этот период его деятельности опутан еще большей тайной, но именно в эти годы заводятся уголовные дела по продаже оружия за рубеж. Лишь некоторые из них получают огласку, выливаясь в международный скандал. Однако как всегда немногословный Туякбай не дает никаких комментариев и возвращается (не по собственной воле, конечно) в парламент. В октябре 1999 года он был избран депутатом по одномандатному округу в Сарыагаше и вскоре становится спикером мажилиса – не последним человеком в стране и одним из первых в партии "Отан".
Марш в демарш! Осенью 2004 года состоялись очередные парламентские выборы, проходившие со скандалами. Но все затмил демарш Жармахана Туякбая, который был вновь избран депутатом. В одной республиканской газете он выступил с осуждением фальсификаций выборов и отказался от депутатского мандата. Оппозиция (на то время ДПК "АК Жол", ДВК, КПК и ряд НПО) в то время опять пытавшаяся объединиться, создала Координационный Совет демократических сил Казахстана (КСДСК), председателем которого и стал бывший руководитель президентской партии. Эти метаморфозы во многих зародили сомнения, которые живут и нынче. Разубедить некоторых активистов оппозиции и просто граждан в том, что Туякбай не является "засланным казачком" не было никакой возможности. Не помогало ничего – ни выдвижение его единым кандидатом от оппозиции на президентские выборы 2005 года, ни публичная демонстрация того, что никто из близких родственников новоявленного оппонента Назарбаева не разбогател за период независимости не дали никаких результатов. А создание в 2006 году Общенациональной социал-демократической партии более укрепило мысль о том, что нашего героя все-таки заслали в оппозицию, чтобы ее разрушить. Неким подтверждением этому было то, что учредительный съезд партии прошел во Дворе республики в Алматы, которая хоть и при небольших (скорее показательных)трудностей была зарегистрирована в Минюсте. Кроме этого, стали ходить слухи о том, что Жармахан Айтбаевич потихоньку избавляется от чересчур активных оппозиционеров в руководстве движения "За справедливый Казахстан!" (ЗСК – почти как ГСК), в качестве главы которого он и кандидатствовал в президенты.
Законник или…? Справедливости ради стоит отметить, что нет ни одного факта того, что Туякбай "засланец" - все на уровне слухов, догадок и "аналитических выводов". Однако и этого достаточно, чтобы народ выражал сомнения по его поводу. Замечу, что сомнения эти выражают даже достаточно активные наши сограждане, политически подкованные не только "Хабаром" и нур-идеологией, но и их оппонентами. Они все чаще задаются вопросом: "А что Бутя-то с ним рядом делает? И Серикболсын разве ничего не замечает?" Что касается слухов, то они во многом построены на уже ставших легендарными прослушках Рахата Алиева, полумифической (то есть, никем не подтвержденной, но и никем не опровергнутой) книге "Шымкентская мафия", а также утверждениях о том. Что Тукбаю принадлежит Шымкентский пивзавол. По последнему поводу существуют даже утверждения, что эту мануфактуру ему подарили за успешный вход в оппозицию, но недавно отобрали - когда он не так себя повел. Как "не так"? Стал выходить на несанкционированные митинги? Ну, так, если бы не вышел, не правильно был бы понят. Завел дружбу с тов. Абдильдиным? Так ведь он ближе всего по возрасту к Секе. Что-то не то сказал в интервью зарубежным журналистам? И это возможно… Но вот дебаты Жармахан Айтбаевич проиграл безнадежно - это даже его соратники признают. И если бы в нашей стране эти дебаты играли бы основную роль, то ОСДП точно бы проиграла. Хотя сейчас она проиграла по другим причинам. Точнее, по раскладу (бюллетеней)… А закончить хотелось бы не слухами или домыслами, а фактом, который тоже может о чем-то говорить. Он касается семью Жаке, которая всегда остается в тени. Так вот, если забыли, то у Жармахана Туякбая был сват, достаточно влиятельный в свое время человек, опередивший Назарбаева по номинации в "Гиффенгейте" (числится там как Ко-1). Это бывший главный нефтяник страны, экс-премьер Нурлан Балгимбаев. Нынешнее место его работы, кстати, никому не известно… Последние сведения – вроде как как советник Cамого…
Мурат АТАЛЫК
7 февраля 2012
|